Главная проблема Донбасса и России: с чем связан срочный дополнительный набор в вузы

Многие российские вузы в конце августа объявили дополнительный набор абитуриентов, причём даже в топовых университетах остались вакантные бюджетные места.

Многие российские вузы в конце августа объявили дополнительный набор абитуриентов, причём даже в топовых университетах остались вакантные бюджетные места.

По данным издания «Коммерсантъ», в число вузов, которые решили провести дополнительный набор абитуриентов, вошли МФТИ, МГСУ, МИЭТ и даже МГУ, в котором по дополнительному набору всё ещё можно поступить на факультеты психологии, философии и журналистики.

Одним из факторов, повлиявших на нехватку студентов, по мнению экспертов, является происходящий сегодня в стране процесс переоценки высшего образования.

«Не наблюдая существенной разницы в доходах и образе жизни тех, кто получил в своё время диплом, и тех, кто тем временем занимался практической деятельностью, видя сложности с трудоустройством по специальности и малую практическую пользу от академических знаний, многие считают неоправданной трату довольно значительных сумм денег на подготовку к поступлению или обучение, как и трату времени на получение образования», — рассказал в комментарии ИА Regnum исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Тузов.

По его словам, сегодня подрастающее поколение, а зачастую и учителя уже не воспринимают обязательность его наличия, как это было в 1990-х или нулевых. Вместо привычного высшего образования среди современной молодёжи большей востребованностью пользуются всевозможные экспресс-курсы, самообразование на основе интернет-ресурсов и т. д.

Дополнительным фактором, подстегнувшим указанные выше тенденции, стала вынужденная ускоренная перестройка на удалённый режим работы многих предприятий и ведомств. Есть ещё одна причина, но о ней позже.

У вузов Донбасса проблемы те же, но глубже

Практически одновременно с Россией Министерство образования ДНР попросило власти республики разрешить дополнительный набор в образовательные учреждения.

«Министерство образования обратилось с такой инициативой, чтобы правительство поддержало и продлило вступительную кампанию для тех ребят, которые по объективным причинам не смогли обратиться в приёмные комиссии высших и средних учебных заведений», — заявил заместитель председателя правительства ДНР Владимир Антонов.

Уже стало известно, что дополнительная вступительная кампания в ДНР пройдёт с 1 по 17 сентября.

Аналогичная проблема с набором студентов наблюдается и в ЛНР. Причём в этом году она усугубилась по причине массовой паспортизации молодёжи. Доля абитуриентов, которые выбирают для продолжения учёбы российские вузы, за последние год-два значительно выросла.

Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского (ЛГАКИ) — один из самых успешных вузов ЛНР в послевоенный период. Число абитуриентов в нём после 2014 года зачастую превышало довоенные показатели. В первую очередь из-за того, что в академии представлены многие современные творческие специальности, которые позволяют трудоустроиться не только в Донбассе, но и на территории Российской Федерации или даже стран дальнего зарубежья.

Так вот, в этом году на многих направлениях подготовки в ЛГАКИ тоже остались невостребованными даже бюджетные места. Преподаватель музыкального факультета ЛГАКИ, не пожелавший раскрывать своих личных данных, рассказал ИА «Новороссия» о причинах проблемы с недостатком абитуриентов.

«Во-первых, до войны мы были образовательно-культурным центром для всего Донбасса. Сегодня по понятным причинам от нас отрезаны Северодонецк, Лисичанск, Рубежное и многие другие города и посёлки. Несмотря на то, что действует гуманитарная программа, предполагающая бесплатное обучение для наших соотечественников с той территории, сюда многие ехать не рискуют, предпочитая продолжать учёбу в относительно близком по расстоянию Харькове или других городах Украины и России.

Во-вторых, просто детей меньше становится с каждым годом. Война здесь внесла, к сожалению, свои дополнительные коррективы. Приходится искать варианты. Например, учить преподавателей музыкальных школ, которые в своё время не стали получать высшее образование. Но и этот ресурс не безграничен», — рассказал собеседник ИА «Новороссия».

По его словам, паспортизация открыла новые возможности для молодёжи Донбасса в России, но вместе с тем стала дополнительной проблемой для вузов ЛНР.

«У нас в структуре академии есть колледж, выпускники которого традиционно составляют значительную часть абитуриентов. Так вот, теперь, получив российский паспорт, они пытаются поступить для дальнейшей учёбы в соседние российские регионы. То же самое можно сказать и про выпускников школ. Придётся искать какие-то новые подходы, новые возможности. Поэтому тут палка о двух концах. С одной стороны, можно только порадоваться за нашу молодёжь, у неё открываются большие перспективы. А с другой, если всё останется так, как есть, с каждым годом абитуриентов будет всё меньше», — добавил педагог.

Кстати, в рамках оптимизации сферы образования с этого учебного года в ЛНР значительно выросли цены на обучение по контракту. Мягко говоря, не все луганчане отнеслись к такой инициативе с пониманием.

«Мне интересно, министр сам придумал увеличить стоимость в несколько раз или, может, кто знает, чья это идея? С 2014 года учебные заведения были рады всем желающим учиться. Учились и стар и млад. Расценки в нынешнем году отпугнут значительную часть грамотной молодёжи, потому как не все родители могут позволить себе заплатить приличную сумму за образование. Мы же пока не вышли зарплатами на уровень московских?» — пишет на странице луганской группы «Регион 13» в Facebook Елена Луганская.

«Сейчас платное образование могут себе позволить только работающие пенсионеры — для внуков. Все остальные, в том числе уже с высшим образованием и местными окладами: инженеры, педагоги, врачи (высокооплачиваемые специалисты), сводят концы с концами», — отвечает ей Вячеслав Стрельченко.

Кристина Демченко, в свою очередь, отмечает, что гуманитарная программа для абитуриентов из подконтрольного самопровозглашённой Украине Донбасса противоречит здравому смыслу в современных реалиях.

«На стоматолога в меде 60 000 отвалить нужно за контракт. Зато обучение с украинской стороны студентам бесплатное. Вот н**ер эта показуха?» — написала она.

Есть ли решение?

Любопытно, что проблему выезда молодёжи из Донбасса ещё в июле обозначил председатель Общественной палаты ДНР Александр Кофман. В интервью каналу «Юнион» он рассказал, что молодёжь в республике не готова бороться с жизненными трудностями и стремится покинуть Донбасс, получив дипломы об образовании.

«Из ДНР 87% молодёжи по получении диплома российского образца не связывают свою судьбу с республикой», — заявил Кофман.

Есть ли решение у этой проблемы? Сложный вопрос. Да, вся система высшего образования в России нуждается в реформах. И правительство ищет варианты. Одним из них является тотальная цифровизация и переход в полный онлайн. Но такое решение только похоронит остатки классической образовательной системы и превратит сферу образования в бездушную кузницу кадров для глобалистов, которым нужен не думающий человек, а бездушный полуробот, хорошо выполняющий команды. Пока, к сожалению, к этому всё идёт.

Проблема № 1

Но главная проблема в другом. Она является не только причиной переизбытка бюджетных мест в вузах Донбасса и остальной России, но и ставит под угрозу существование нашего государства. Это — демография.

Ещё лет пять назад было распространённым мнение, согласно которому через 10–20 лет абитуриенты смогут поступить практически в любой вуз на бюджет из-за того, что число бюджетных мест превысит число абитуриентов. Сегодня мы как раз наблюдаем похожие тенденции.

Россия продолжает вымирать. И если не будут приняты экстренные меры по увеличению рождаемости, повышению престижа и статуса многодетных семей, всё остальное не имеет большого значения. Зачем повышать качество образования, его доступность и привлекательность, если учиться будет некому? Создавать рабочие места, воевать за увеличение ВВП, развивать систему здравоохранения имеет смысл только тогда, когда есть кому этими достижениями пользоваться.

Недаром президент России Владимир Путин в качестве новой национальной идеи назвал «нормальную семью с двумя-тремя-четырьмя детьми». Если это станет нашей национальной идеей, будут решены и остальные проблемы, которые сегодня кажутся тупиковыми.

 

Автор: Тихон Гончаров

Новости партнеров