Главный секрет западной пропаганды, который знают все

Почему западные страны, несмотря на колоссальные потери, усиливают свою помощь Украине? Почему Зеленский отдает приказ удерживать Бахмут? Почему украинские солдаты продолжают верить в "непобедимость ВСУ", а жертвы западной пропаганды проклинают Россию за "разрушения" и одновременно восхваляют "непробиваемое ПэВэО" (ПВО) украинской армии? Уверен, эти и много схожих вопросов не раз заставляли вас задуматься, а ведь секрет прост и известен каждому. Имя ему – пять латинский букв, OSINT.

Почему западные страны, несмотря на колоссальные потери, усиливают свою помощь Украине? Почему Зеленский отдает приказ удерживать Бахмут? Почему украинские солдаты продолжают верить в "непобедимость ВСУ", а жертвы западной пропаганды проклинают Россию за "разрушения" и одновременно восхваляют "непробиваемое ПэВэО" (ПВО) украинской армии? Уверен, эти и много схожих вопросов не раз заставляли вас задуматься, а ведь секрет прост и известен каждому. Имя ему – пять латинский букв, OSINT.

Разведка по открытым источникам, Open source intelligence, OSINT – сбор информации из общедоступных источников. Википедия попробует вас увести в сторону, цитируя офицеров американских разведок знаменитыми пропорциями "80 процентов разведданных приходятся на открытые источники". Подобные цитаты, как и популяризация OSINT, заключает в себе маленькую, но ключевую хитрость: дискуссии вокруг OSINT сводятся к формированию мнения, что это способ ведения разведки, некого процесса в ореоле романтики и приключений, с помощью которого получают достоверную информацию для ее последующего анализа и принятия решений ответственными лицами и даже лидерами стран, таким образом меняя судьбу всего мира (напрашиваются цитаты Ле Карре или кадры с Джеймсом Бондом). И если мы говорим о временах Холодной войны, то скорее всего это мнение близко к истине. Однако в современную эпоху вседоступности информации и средств ее получения OSINT – это нечто больше. Это значительно более влиятельный информационный конструкт, направленный на манипуляцию мнением. OSINT – это современное когнитивное оружие разрушительной силы.

Несколько месяцев до и после начала СВО в информационном пространстве был хаос. Хэштэги в твиттере, взрывной рост количества читателей у многих каналов телеграм – обыватели лихорадочно поглощали информацию в попытке понять, что происходит. Точно так же авторы каналов в погоне за популярностью спешили публиковать кадры передвижения техники, "инсайды", гарантирующие быстрый прирост подписчиков. Создавалось впечатление, что за действиями российской армии наблюдают из каждого окна. И когда начались активные боевые действия, телеграм оказался завален кадрами подбитой техники ВС РФ; и напротив кадры уничтожения ВСУ встречались редко.

Причина банальна: конфликт разгорелся на Украине и в основном наблюдался местными жителями, симпатизирующими ВСУ; кроме того, достаточно быстро был принят украинский закон, запрещающий фото-видео съемку ВСУ и результатов огневого поражения и российских авиаударов. Стоит добавить, что в украинском пространстве сети телеграм-каналов остались в основном радикалы: чем больше они кричали "мы уже победили", показывая эффектные кадры, тем больше становилась база их подписчиков. В итоге общедоступные украинские источники информации, не стремящиеся к объективности, оказались перенасыщены односторонними "фактами", кадрами техники и разрушений, достоверность которых рядовой читатель проверить не в состоянии. А теперь добавьте сюда "романтику" OSINT и помножьте на количество фанатичных активистов, чьи мозги уже промыты пост-украинской пропагандой.

Думаю, теперь понятно, откуда в ежедневных сводках ВСУ сотни "сбитых литакив" и запредельные цифры "потерь" ВС РФ. Украинцы же не идиоты – как и их спонсоры – они не рисовали эти цифры "от балды", а использовали данные OSINT. И постепенно складывалось впечатление, что соотношение потерь ВСУ и ВС РФ 1 к 10 – отсюда "10 тысяч убитых" от Арестовича. Ведь в украинских и западных источниках нет кадров с улиц Бахмута, заваленных трупами солдат ВСУ, нет кадров практически полностью уничтоженной армии Украины в первые месяцы войны – поэтому никто не спрашивает, почему Зеленский истерически вымаливает все новые танки и бронетехнику взамен таинственно исчезнувшей.

OSINT из способа получения объективной информации превратилось в основное средство манипуляции мнением. Возможно, стоило бы описать, как именно это произошло, какую роль сыграли такие организации как NAFO, 77-я бригада британской армии и даже некоторые подразделения AUKUS, с помощью нехитрых правил направившие тысячи активистов в "нужное" русло информационной войны. Однако цель данного текста не разоблачить методы западной OSINT, а продемонстрировать ее значимость и влияние.

Используя данные OSINT, в западном медиа пространстве сформировался ряд мифов об "удивительной эффективности" ВСУ, о "чудодейственной силе" украинской ПВО, о "бестолковых попытках" российской армии сломить сопротивление "храбрых украинцев", о ракетах, сплошь и рядом "падающих только на жилые дома". Эти и многие другие мифы активно используются среди политиков Запада для усиления помощи Украине, как военной и финансовой – если бы они узнали реальную картину, ВСУ были бы давно оставлены без помощи НАТО и растерзаны; эти мифы используются для контроля общественного мнения в "свободном мире", чтобы обыватели ни на минуту не сомневались в праведности курса их "решительных лидеров"; эти же мифы используются для приумножения военной истерии в украинском социуме, в том числе в его высших слоях – отсюда безумие Зеленского, который отправляет десятки тысяч мобилизованных подростков на убой под Бахмут в угоду западным спонсорам, готовым воевать с Россией до последнего украинца.

OSINT – удивительное по эффективности информационное оружие новой эры, которое, в отличие от методов пропаганды времен Холодной войны, построено на горизонтальных принципах сетевой организации, автономно и практически неуязвимо для средств влияния противника. OSINT невозможно остановить, невозможно оспорить, у нее нет единого источника или одного координационного центра. Важность OSINT необходимо понимать, во-первых, для того, чтобы эффективно противостоять вражеской OSINT-информации, понимая, что она по определению не может быть истинной и деструктивно направлена против нас, а во-вторых создавать свои альтернативы не только с целью разведывательной деятельности, но и распространения необходимых нам нарративов.

Так, вместо того, чтобы запрещать видеосъемку, как в первые дни СВО, необходимо наоборот приказать солдатам снимать любой свой чих в сторону противника и награждать особо красивые кадры поражения вражеской техники. Эти кадры стоит тиражировать и распространять не только в качестве фона очередного унылого брифинга Конашенкова, а и масс-роликов в тик-токе, всячески демонстрируя превосходство над противником, материальное и моральное. Необходимо поощрять любое творчество, связанное с кадрами боестолкновений, огневого поражения врага, и одновременно использовать все источники информации для накопления OSINT-информации, используя ресурсы государства для ее верификации и распространения.

Именно так создается нарратив победы над врагом. Мы должны использовать OSINT и любые новые формы информационного противостояния лучше, чем противник – без этого немыслима победа в современной войне.

Текст: Алексей Светлов

Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия

Новости партнеров