Голод, апатия и выгорание: история мобилизации студента из Донбасса
Жизнь на фронте – тяжелая и непредсказуемая. Еще более тяжелой и непредсказуемой она стала для молодых людей, в планах у которых была учеба, а не окопы и автоматы. Герой нашего материала – демобилизованный студент Евгений из Донецка. Он поделился с нами своей историей.
Обратного пути нет
Евгения мобилизовали 24 февраля. Как сам он рассказывает, еще 23-го числа не мог подумать о чем-то подобном, но поздно вечером староста группы написал, что всем студентам до 12 часов следующего дня необходимо явиться в военкомат.
"Обсудил это со своими одногруппниками. Оказалось, что никто из нас не решился идти без повестки. Скооперировался со своим одноклассником, решили пойти вместе: были сомнения насчет последствий уклонения. Думал, что продолжаться это будет неделю-две от силы. Успокаивал себя тем, что вернусь через пару дней и всё будет нормально. Взял с собой рюкзак со всем необходимым по списку, который скинул товарищ", – вспоминает студент.
Первые мысли о том, что всё это будет не на два дня и даже не на две недели, возникли у Евгения во время выдачи формы. Студентам вручили и зимнее, и летнее обмундирование. Тогда и стало понятно, что всё закончится не так быстро, как хотелось бы.
Родители, как рассказывает студент, переживали больше него: "Мама относилась негативно, понятное дело. Просила подождать еще пару дней, посмотреть, что будет. Но я решил, что, раз уже собрался, обратного пути нет".
Связь с родными Евгений старался поддерживать.
"Первое время я был в Новоазовске, там связь была. Потом нас повезли в Джанкой, там было уже потяжелее. Не было "Феникса" (мобильный оператор ДНР – прим. Новороссии), зато был интернет. У кого был смартфон – связывались при помощи социальных сетей. Когда уже приехал туда, где нет ни "Феникса", ни интернета, связывались через МТС и "Скайп". У меня в первое время вообще не было карточки, потому что я и подумать не мог, что она мне понадобится", – рассказывает он.
Уроки и последствия
Минимальную боевую подготовку подразделению Евгения обеспечили. Учили разбирать и собирать оружие, передвигаться, стрелять. При этом, как рассказывает демобилизованный студент, так повезло не всем. У некоторых подготовка не проводилась вообще.
"В стрелковых боях, к счастью, не участвовал. В основном голодали и замерзали", – делится он подробностями своего пребывания на фронте.
За время нахождения в полевых условиях Евгений нашел много товарищей. Сейчас связь с ними поддерживает, но редко. Зато на фронте студент нашел себе пушистого друга. В начале августа к солдатам прибился кот. Маленький, грустный, грязный и голодный, но очень тактильный и бесстрашный по отношению к людям.
"Было принято решение забрать его к себе в расположение. Очень помогал мне психологически, хороший котик. Потом стал большим и жирным наглым рыжим котом, который теперь переворачивает у меня в доме все вазочки и тарелочки", – рассказывает Евгений.
Такого в фильмах не покажут
На вопрос о том, вынес ли он что-нибудь положительное из пребывания на фронте, студент отвечает развернуто:
"Да в общем-то я такой человек, у которого все идет "волнами". Даже если я что-то вынес хорошее, то оно куда-то улетучилось. Да, когда ты там находишься, есть много мечтаний, планов и идей, но в итоге оно пропадает, как только ты возвращаешься домой. Опять начинаешь жить своей обычной жизнью. Есть какое-то разочарование, что было столько идей, а в итоге ни за что не хочется браться. Такое выгорание".
При этом Евгений уверен, что происходившее с ним эти месяцы все-таки сделало его более выносливым:
"Современному человеку очень тяжело жить в тех рамках, которые устанавливаются на фронте. То, что происходит там, не соответствует тому, что написано в книгах и показано в фильмах. Большинство моих непосредственных начальников были такими же людьми, далекими от войны, как и я. Конечно, иногда им приходилось брать в руки бразды правления, но в основном общаешься с ними на равных.
Сначала моим командиром был парень моего возраста. Человек способностей заурядных, поэтому первое время жилось не очень хорошо. Потом перешел под начальство другого командира. Это был серьезный человек, россиянин, реальный "армейский офицер". Задачи он ставил конкретно: "сделай так, как я сказал". И, мне кажется, такой подход на войне и нужен".
Новость о демобилизации студент, как и большая часть мобилизованных учащихся вузов, воспринял с радостью. Рассказывает, что думал об этом моменте на протяжении всей службы, обсуждал вопрос с товарищами.
"Было много маркеров, за которые мы цеплялись. Сначала одни слухи, потом другие. И так в течение всех девяти месяцев. Сто раз апатия нападала, когда надежды не оправдывались", – вспоминает он.
Автор: Александра Иванченко