Голодные рабочие и обветшавшие заводы: донецкие металлурги рассказали о ситуации в отрасли

На днях среди работников многих металлургических предприятий ДНР распространилась обнадёживающая весть. В Гоструде ДНР заявили о выплате долгожданной задолженности за первый квартал 2021 года на рекордную для маленькой народной республики сумму — свыше 45 млн рублей. Об этом на брифинге заявил сам г

На днях среди работников многих металлургических предприятий ДНР распространилась обнадёживающая весть. В Гоструде ДНР заявили о выплате долгожданной задолженности за первый квартал 2021 года на рекордную для маленькой народной республики сумму — свыше 45 млн рублей. Об этом на брифинге заявил сам г

На днях среди работников многих металлургических предприятий ДНР распространилась обнадёживающая весть. В Гоструде ДНР заявили о выплате долгожданной задолженности за первый квартал 2021 года на рекордную для маленькой народной республики сумму — свыше 45 млн рублей. Об этом на брифинге заявил сам главный государственный инспектор труда Сергей Чернобривец.

По словам высокопоставленного чиновника, на основе более чем 257 проверок на предприятиях ДНР и после выявления специалистами инспекции более 1603 нарушений трудового законодательства произошло не только долгожданное погашение задолженности по заработной плате работникам ряда предприятий ДНР, но также «были начислены и выплачены суммы за работу в сверхурочное время, включая нерабочие праздничные дни, компенсации за неиспользованные дни отпуска и др., в размере 377 тысяч рублей».

Но, увы, каким-то образом эта долгожданная и обнадёживающая новость обошла стороной градообразующие предприятия металлургической отрасли республики, находящиеся под патронирующим крылом ставшего уже притчей во языцех «Внешторгсервиса» (ВТС), загадочной фирмы, аккредитованной в солнечном Цхинвале.

Видимо, отмечены эти предприятия и их коллективы каким-то странным «клеймом наказания», благодаря которому обходят стороной их обнадёживающие новости, льющиеся рекой с экранов республиканских телевизоров и регулярно мелькающие на страницах главного новостного агентства страны, ДАН.

Рабочие металлургических предприятий в недоумении. Не знают они, почему попали в такую немилость у республики. Ведь работают труженики металлургии без прогулов, исправно отгружая с заводов продукцию, несмотря на то, что за семь лет ни рубля не было вложено в реконструкцию заводов, оборудование устарело и поизносилось. По словам рабочих, им не выдают даже рукавицы для работы.

«Наше предприятие, Макеевский коксохим, градообразующее. Завод находится на 28-й линии, прямо в черте города, рядом жилые дома, детская площадка. Завод выпускает продукты химии, то есть, по сути, это опасное производство. И за семь лет не было вложено ни копейки в реконструкцию завода. Мы практически работаем на изношенном оборудовании. Не дай Бог, какая авария или что-то подобное, я не хочу прогнозировать, что может быть в этом случае», — рассказал один рабочий.

На заводе также растёт задолженность по зарплате, на сегодняшний день она составляет более шести месяцев.

Накапливание задолженностей перед заводчанами началось на предприятии примерно полгода назад. Сначала шла задержка на две-три недели, потом стали выдавать заработную плату частями. Каждый раз долгожданная выплата становилась настоящим праздником для изголодавшихся семей, где подчас на заводе работают и муж, и жена. Но, увы, «праздник» этот был недолгим. Шесть месяцев назад от руководства ВТС пришло очередное «нововведение» — выдавать заработную плату каждую неделю в размере 1300 рублей. Её, впрочем, стали платить регулярно.

Напомним, зарплата рабочего в горячем цехе составляет 15 тысяч рублей, обслуживающий персонал получает 5-6 тысяч рублей, зарплата охранника завода — 10 тысяч рублей.

При этом все предприятия, подконтрольные ВТС, действительно отгружают продукцию, то есть люди работают, можно сказать, на голодный желудок и в поте лица. Регулярно отгружается кокс, идет химия, смолы, сульфаты, удобрения. Но куда деваются кровно заработанные работниками деньги 11 филиалов, входящих в структуру ВТС, предприятий металлургической, химической и добывающей промышленности? Этот вопрос остаётся без ответа.

К слову, в 11 филиалов ВТС входят, кроме Макеевского коксохима (7-й филиал), Енакиевский металлургический завод (филиал № 2); Макеевский металлургический завод (филиал № 3); Енакиевский коксохимпром (филиал № 4); Харцызский трубный завод (филиал № 5); Ясиновский коксохимический завод (филиал № 6); Комсомольское рудоуправление (филиал № 8); ПАО «Эр Ликид».

С марта 2017 года под контроль ВТС перешли следующие предприятия ЛНР: СП «Краснодонуголь»; Алчевский металлургический комбинат; «Свердловантрацит»; «Ровенькиантрацит». 13 октября 2018 года ГП «Докучаевский флюсо-доломитный комбинат» также передано под управление ВТС.

На сегодняшний день на предприятиях ДНР, подконтрольных ВТС, работают порядка 40 тысяч человек. И все эти люди практически выживают, трудясь чуть ли не на энтузиазме. Или потому, что деться некуда, потому что не могут по ряду причин выехать на заработки в Россию, потому что привыкли только работать, а не, скажем, торговать (хотя торговля тоже, в общем, почётное занятие). Однако за свой тяжёлый труд металлурги получают заработную плату в размере временного пособия в 1300 рублей в неделю. И при этом предприятия дополнительно вынуждены самостоятельно оплачивать сырьё, регулярно поступающее на заводы. Тот самый донецкий коксующийся уголёк, из которого затем производят кокс и другую химическую продукцию.

Сотрудник Макеевского коксохима рассказал, что предприятие регулярно получает уголь, который отгружается с шахты Скочинского. То есть и сырьё есть, и продукция из него выпускается. Задействован, так сказать, полный цикл производства. Но в самой производственной цепочке сырьё — производство — выпуск — отгрузка готовой продукции — оплата выпадает конечное звено. Та самая оплата, которая в должной мере не производится и за сырьё, и за реализацию той самой продукции, которую выпускает завод.

«Мало того что нам не платят за реализуемую продукцию, как положено, умудрились не платить и за сырьё. То есть переложили оплату за уголь на завод. А нам с чего платить, когда нет денег даже на зарплату?» — рассказал один заводчанин.

Тут только руками развести. По словам рабочих Макеевского коксохима, руководство завода ничего поделать не может, поскольку совершенно лишено рычагов управления, фактически ни за что не отвечает.

Как так? А так, что все финансовые потоки и все решения принимаются опять же в таинственном ВТС, зарегистрированном в солнечном Цхинвале.

Понятное, что подобное не может длиться долго. И рабочие металлургических предприятий народной республики начали с самого простого — с жалоб в министерство, которое, увы, не удосужилось даже забрать заказное письмо с обращениями заводчан.

«Страшное дело, — рассуждает старейший работник одного из метзаводов Макеевки. — Получается, металлургическую отрасль просто гробят. Нельзя же так… Люди выезжают, и многие куда поближе, хоть в оккупированную Украиной Авдеевку. Там платят нашим коксохимикам до 30 тысяч. У меня вот только один вопрос. Ведь получается, что людей таким образом настраивают против правительства. Зачем это делается? Мы же не слепые, начинаем сравнивать. Обращались в МГБ, те отправили нас в прокуратуру, прокуратура — в суд. Но проблема в том, что руководство ВТС сидит, оказывается, в Цхинвале, но туда не поедешь».

Видя, что положение на заводах металлургической отрасли аховое, работники начали потихоньку бастовать. От безысходности. Так, в феврале в филиале № 6 ЗАО «Внешторгсервис» Ясиновский коксохимический завод (ЯКХЗ) и филиале № 7 ЗАО «Внешторгсервис» «Макеевкокс» началась забастовка рабочих. Об этом сообщал телеграм-канал «Тайны Луганской Республики».

«В понедельник началась забастовка в филиале № 6 ЗАО «Внешторгсервис» Ясиновский коксохимический завод (ЯКХЗ), к которой через время подтянулся и филиал № 7 «Макеевкокс». 2 февраля рабочим предприятия выдали по 12% месячной заработной платы и попросили вернуться к работе. Однако сотрудники завода продолжили забастовку с требованиями вернуть долги», — говорится в сообщении.

Авторы канала также отмечают, что «в случае если забастовка на предприятиях ДНР продолжится и кокс с ЯКХЗ перестанет поступать в филиал № 12 Алчевский меткомбинат, АМК в очередной раз будет остановлен». Забастовка также произошла в железнодорожном цехе Ясиновского коксохимического завода, и до сих пор вопросы с оплатой не улажены должным образом. На данный момент задолженность по заработной плате перед рабочими составляет пять месяцев.

В целом кризисное положение в металлургической промышленности ДНР — тема закрытая. Даже статистику по металлургии (валовый выпуск, экспорт и импорт) найти сложно, кроме разве что процентных соотношений, мало привязанных к объёмам производства. И это понятно — выносить сор из избы очень неприятно. Тем не менее многие в ДНР знают, несмотря на сокрытие таких новостей в официальных каналах, что относительно недавно была приостановлена работа на Енакиевском металлургическом заводе (ЕМЗ). Рабочие Макеевского металлургического завода (филиал № 3 ЗАО «Внешторгсервис», ВТС) также приостанавливали работу до погашения долга по заработной плате работодателем.

Поскольку в ЛНР ситуация с долгами перед заводчанами аналогичная, вслед за остановкой Макеевского металлургического завода (ММЗ) останавливался также Алчевский металлургический комбинат (АМК).

В чём же дело? Почему за работу, да ещё такую тяжёлую, как работа металлурга, не платят кровно заработанные, почему продолжают расти долги? Что за таинственная схема такая, благодаря которой людей фактически провоцируют на различные, мягко скажем, противоправные возмущения? И хотя приостановка работы не является забастовкой, тем не менее это предупреждение!

Автор: Наталья Залевская

Новости партнеров