Григорий Миронов: Казахстан идет по украинскому пути

Политолог, кандидат исторических наук Григорий Миронов рассказал ИА «Новороссия» о причинах охлаждения отношений между Россией и Казахстаном, плотном влиянии Запада на политику Нур-Султана и внутренней политике русофобии, проводимой нынешними казахскими властями. ИА «Новороссия»: 19 мая на заседании

Политолог, кандидат исторических наук Григорий Миронов рассказал ИА «Новороссия» о причинах охлаждения отношений между Россией и Казахстаном, плотном влиянии Запада на политику Нур-Султана и внутренней политике русофобии, проводимой нынешними казахскими властями.

ИА «Новороссия»: 19 мая на заседании Высшего Евразийского экономического совета президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев резко высказался о предлагаемой стратегии развития ЕАЭС, увидев в ней ограничение суверенитета. Предложенная модель интеграции, по его словам, приведёт к отторжению стратегии национальным общественным мнением. С чем связана позиция Токаева, ведь его предшественник Нурсултан Назарбаев был чуть ли не главным инициаторов более тесной интеграции Евразийского Союза?

Григорий Миронов: Начнем с того, что Казахстан — русофобское государство. На протяжении 30 лет там проводится государственная политика по вытеснению русских и других европейских народов. На этническую территорию славян целенаправленно переселяли азиатов с юга и репатриантов из других стран. Все эти годы в школах Казахстана в «лучших» украинских традициях идет пропаганда о якобы колониальной политике СССР и Российской империи. При этом в стране доля великороссов сократилась с 50 процентов в 1989 году до 20 сегодня. По сути, три десятилетия в стране шла крупномасштабная этническая чистка, о которой российский МИД в данный момент предпочитает молчать. Но когда-нибудь Россия об этом вспомнит. Казахстан это хорошо понимает. К тому же там за эти годы выросла новая политическая элита, которая в большей степени ориентирована на Запад, чем на Москву. В том числе и из-за русофобской пропаганды, которая проводилась в Казахстане все эти годы. Поэтому не будет ничего удивительного, если казахстанские власти под воздействием настроений внутри политической элиты будут тормозить евразийскую интеграцию. Им уже кажется, что они настолько великие, что не должны быть под влиянием России.

ИАН: Насколько на смену позиции Казахстана по интеграции влияет Запад? Связано ли изменение официальной риторики Нур-Султана с некими договоренностями с нашими геополитическими противниками?

Г.М.: США и другие страны Запада заинтересованы в установлении своего протектората над Казахстаном, как это сделали американцы на Украине. Во-первых, у него выгодное географическое положение. Во-вторых, огромная и малонаселенная территория с природными ресурсами. Внедрением влияния Запада сегодня активно занимаются различные НКО. Вашингтон применяет здесь излюбленную тактику – выделяет мелкие гранты журналистам, которые пишут за деньги «как плохо дружить с Россией и как хорошо с Западом». И многие политики и граждане в это реально начали верить.

ИАН: Не менее важные процессы происходят во внутренней политике Казахстана. В стране запущен и полным ходом идёт процесс лишения русского языка статуса «языка межнационального общения», закреплённого в Конституции. В поддержку инициативы тупо исключить норму о русском языке из Конституции в пользу казахского уже собрано свыше сотни тысяч подписей, причем к кампании против русского языка примкнули и многие русские по происхождению граждане. Что там вообще происходит?

Г.М.: Национальная политика Казахстана идет по украинскому пути. Это типичный пример ненависти к своему народу-благодетелю, который казахам принес все: культуру, цивилизацию, промышленность, образование и прочее. Но национальные комплексы недовеличия заставляют многих казахов ненавидеть Россию и ее атрибуты, символы, и как можно быстрее забыть того, кто азиатам дал все.

Основной признак идентификации русского населения — как и многих других народов — язык. Казахские ура-патриоты искренне считают, что убрав русский язык из числа официальных, русское самосознание в стране уменьшится, и можно будет окончательно ассимилировать европейские нацменьшинства. К тому же там создалась целая этнографическая группа «русскоязычных казахов», которых презирают национал-патриоты. Против них в том числе направлен удар по дерусификации. А те якобы русские, которые поддерживают кампанию по лишению русского языка его статуса, просто глупые и ничего не понимающие в глобальных процессах люди. Либо чиновники и политологи, живущие за счет бюджета и западных грантов. Есть и еще одна причина отказа от русского: многим казахам кажется, что таким образом они «вернуться к корням». Но без русского языка они настолько к ним вернутся, что окажутся в Средневековье.

ИАН: В свое время Нурсултан Назарбаев инициировал переход казахского языка на латиницу и заявил, что «за пятнадцать лет можно было и медведя обучить казахскому языку». Можно ли сказать, что Токаев просто продолжает языковую политику Назарбаева?

Г.М.: Назарбаев — крипторусофоб. Все, что он делал в национальной политике, было направлено против русских. Хотя об этом не принято говорить. При этом у нас многим кажется, что он большой друг РФ – ничего подобного. Все, что он создавал для евразийской интеграции, было исключительно ради собственных экономических интересов. Давайте судить по делам: во время его правления миллионы славян покинули свои этнические земли в Южной Сибири и уехали в РФ, столицу из Алма-Аты специально перенесли в сердце русских территорий Казахстана, населенные пункты и улицы переименовывают на тюркский лад, области объединяли таким образом, чтобы славян в них было меньшинство. Единственный его плюс для нас: он не пустил в страну войска НАТО. Но, возможно, это сделает следующий президент, если такая политика продолжится.

А отказ от кириллицы – только начало будущей открытой русофобии Казахстана. Официальный Нур-Султан прямо показал России, что этим решением он символически выходит из нашего культурного и политического влияния.

У Казахстана был шанс вместе на равноправной основе создавать альтернативное западу общее информационное пространство на русском языке, где кириллица могла являться общим культурным кодом. Быть на равных в производстве новых технологий, покорении космоса, но вместо этого казахстанское руководство пошло по пути открытой конфронтации, которую теперь видят все россияне.

ИАН: 21 мая в Казахстане вынесли очередной приговор участнику ополчения Донбасса Евгению Щербаку, которого ранее депортировали в Казахстан по решению российского суда. Не помогло ветерану боевых действий даже ходатайство депутата Госдумы Сергея Шергунова. Можно ли сказать, что Казахстан на официальном уровне поддерживает военную кампанию Украины против Донбасса?

Г.М.: Казахстан очень боится сепаратизма. Поэтому для них любой Герой Донбасса вызывает отторжение. Как и любой русский, открыто заявивший о своем твердом национальном самосознании. Из-за этого ополченцев там всячески дискредитируют, высмеивают и судят. При этом вохникает вопрос: почему Россия выдала и предала человека, который, как ему казалось, защищал российские интересы на постсоветском пространстве? Нужно провести тщательное расследование, кто допустил этот позор.

А с Украиной у Казахстана действительно много общего. И это ни только русофобия внутри страны. Негласно казахстанские власти, конечно, поддерживают действия Киева. Об этом красноречиво говорит позиция Казахстана по Крыму и Донбассу.

ИАН: Перед Россией стоит очень непростая задача реинтеграции постсоветского пространства. Самые большие, конечно, проблемы с Украиной. Но, как оказалось, с Белоруссией и Казахстаном ситуация не намного лучше. Нужна ли новая стратегия по отношению к этим странам? Как Россия может противостоять растущему влиянию Запада на своих государственных границах?

Г.М.: К сожалению, геополитически сейчас мы проигрываем американцам. Если раньше наше влияние доходило до центральной Европы, то сейчас РФ сильно откатилась. Почему так получилось? Я думаю, что в том числе и из-за мягкости позиции Москвы на международной арене, и из-за очень бережного обращения с соседними государствами, которым мы, например, прощаем русофобию, как Казахстану.

В этом плане нам неплохо было бы поучиться у США, как они зарабатывают свое влияние в мире, и, может, действовать примерно так же. Сегодня больше нет братских республик, есть национальные и государственные интересы, которые нужно осуществлять более жестко. Никто не запомнит и не скажет России спасибо за ее помощь или поддержку. Посмотрите на Болгарию, Грузию, которых мы спасли от турок. Польшу и другие страны Европы, которых мы освободили от фашизма. Прибалтику, в которую СССР вкладывал огромные деньги. Где их благодарность?

Беседовал Тихон Гончаров.

Новости партнеров