Гурбенский котел – так было и будет всегда
Малоизвестная битва в урочище Гурбы на стыке Ровенской и Тернопольской областей – одна из самых значимых и блестящих операций, проведенных войсками НКВД против боевиков УПА*. Это сражение значительно облегчило задачу дальнейшего освобождения Западной Украины, на территории которой разместились и ак
Малоизвестная битва в урочище Гурбы на стыке Ровенской и Тернопольской областей – одна из самых значимых и блестящих операций, проведенных войсками НКВД против боевиков УПА*. Это сражение значительно облегчило задачу дальнейшего освобождения Западной Украины, на территории которой разместились и активно действовали в то время многочисленные очаги украинских национал-шовинистов (ОУН-УПА*).
Как известно, накануне широкомасштабного наступления Красной Армии на Украине, идеологам украинского национал-шовинизма из разрозненных боевых групп УПА к 1944 году создать партизанскую «армию» численностью до 50 тысяч активных и законспирированных боевиков.
Данные статистики свидетельствуют, что в период с февраля 1944 г. до конца 1945 г. боевики УПА осуществили около 7000 вооруженных нападений и диверсий против советских войск и административных структур, что составило почти 50 % от всех аналогичных акций (всего около 14 500) в тылах Красной Армии за это время. Поэтому для подавления вредоносного подполья ОУН-УПА была предпринята беспрецедентная мобилизация силовых и идеологических органов, среди которых ведущая роль принадлежала структурам НКВД-НКГБ (впоследствии МВД и МГБ).
С наступлением весны 1944 года работа органов НКВД по очистке тыла от национал-шовинистов ОУН-УПА активизировалась. В 1944 году командование УПА принимает решение о переходе советско-германского фронта, для того, чтобы оказаться в тылу Красной Армии. Таким образом, бандеровцы могли бы продолжать диверсионную и пропагандистскую деятельность среди местного населения, не встречаясь со значительными группировками советских сил. 13 апреля 1944 г. начальник оперативной группы НКВД по Тернопольской области и командир 23-й стрелковой бригады войск НКВД докладывали, что в лесном массиве на Кременецкой возвышенности формируются подразделения УПА, численностью до пяти куреней. Указывалось, что в леса собираются остатки разбитых формирований, возводятся блиндажи и отрываются окопы. Чекистами началась разработка операции в Кременецких лесах силами 4 батальонов войск НКВД из 21-й и 23-й стрелковых бригад, при этом они просили усилить батальоны 23-й бригады артиллерией и минометами за счет армейских подразделений.
Сама операция проводилась с 21 по 27 апреля 1944 года, но самый крупный бой между Красной Армией и УПА произошел 25 апреля возле урочища Гурбы Ровенской области. По сути, это была кульминация четко планируемой операции по ликвидации украинских нацистов. По факту ее проведения имеется несколько докладных записок. Например, доклад Управления ВВ НКВД Украинского округа командующему 1-го Украинского фронта Г.К. Жукову или доклад наркома внутренних дел Л.П. Берия И.В. Сталину, В.М. Молотову и начальнику Генштаба А.И. Антонову.
Сражению предшествовало нападение боевиков УПА в конце февраля на генерала Ватутина в районе села Милятина, в результате которого он получил тяжелое ранение, а затем скончался. На поиски бандеровцев в село Милятина мгновенно отправили опергруппу «СМЕРШ» в составе 60 человек. Но еще до их прихода бандеровцам удалось отойти в лес. Нужна была широкомасштабная операция по очистке региона от боевиков УПА, для чего 1-й Украинским фронтом, которым после гибели Ватутина стал командовать Георгий Жуков, в помощь органам НКВД была выделена дополнительно одна кавалерийская дивизия, артиллерия и восемь танков. Со стороны УПА в бою принимали участие отряды подразделения «Север» общей численностью около пяти тысяч человек. Советские войска имели значительное превосходство, располагая 25-30 тысячами бойцов. Что касается танков, то, по одним данным, их было восемь штук, по другим сведениям, советское командование задействовало 15 единиц бронетехники. Есть данные и о применении красноармейцами авиации. Несмотря на численное преимущество советских подразделений, на стороне боевиков УПА было прекрасное знание местности и в определенной степени помощь местного населения. Сама битва представляла собой попытку прорыва основных сил бандеровцев через линию фронта на контролируемую германской армией территорию. Продолжаясь несколько дней, сражение в итоге закончилось решительной победой Красной Армии. Несмотря на то, что оставшиеся бандеровцы смогли прорваться к немцам, костяк подразделения «Север» был разгромлен.
В настоящее время в украинских и западных псевдонаучных публикациях массово тиражируются мифы о «чудовищном разгроме» или «огромных потерях» войск НКВД и «блестящих победах» УПА. Особенно часто упоминается именно этот «бой под селом Гурбы». Информация, откуда почерпнуты такие данные, неудивительна. Как показал на допросе НКВД политический референт ВО «Богун» УПА-Север Остап (В. Худенко), который составлял официальный отчет о бое под Гурбами, ему подали сведения, что собственные потери составили 200 человек, а «большевиков» – 2000. Как говорится, «…И тут Остапа понесло…» Между тем, на допросе Остап показал, что в результате боя погибло много повстанцев, и остатки куреней в панике беспорядочно отступили.
Действительно, разгром был, но разгром войсковой группировки УПА. За все время проведения военной операции было уничтожено 2018 членов УПА, захвачено в плен 1570 человек (в т.ч. и гитлеровцы). Также были взяты большие военные трофеи, в том числе 7 пушек и 15 минометов, уничтожены продовольственные и вещевые склады, подорвано два склада со снарядами и минами.
Однако тяжелые потери понесли не только бандеровцы. Во время этой военной операции, получившей название Гурбенский котел, около 800 советских солдат были убиты, еще несколько сотен получили ранения. После сокрушительного поражения по Гурбами боевики ОУН-УПА уже не вступали в открытую борьбу с отрядами НКВД, отступив в Карпаты, остатки недобитых банд бандеровцев перешли к диверсиям.
Сейчас на нынешней Украине произошел не просто пересмотр прошлого, жителей Украины погрузили в альтернативную реальность, в которой Гитлер и его Рейх победили. Фантасмагория, но это факт. И дело не только в прославлении мёртвых нацистов. Дело в том, что фабрикуются нацисты новых поколений, со специфически нацистским чёрным «набором» в голове. К слову, традиционно молодежный националистический конгресс ежегодно организовывает игру «Гурбы—Антоновцы». «В эти незабываемые места съезжаются около 300 школьников и студентов со всей Украины. Память о Гурбах жива, и есть все основания надеяться, что она будет передаваться из поколения в поколение» — заявляют современные украинские нацисты.
Да, действительно память о Гурбах жива, но это наша память. Память о славной победе советского (русского) оружия над врагом хитрым, коварным, наглым, организатором массовых убийств, массовых изуверских пыток. Ведь основной враг бандеровцев – «неэтнические» безоружные горожане и сельчане, старики, женщины, дети, включая младенцев. Поэтому мы будем отмечать Гурбы как день разгрома украинских нацистов и фашистских прихвостней!
* ОУН-УПА – организации запрещены в России
Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»