Хамы и быдло: британское дворянство в романе Энн Бронте. Литобзор с "Новороссией"
Книга третьей из сестёр Бронте, честно говоря, казалась мне проходной, чем-то вроде "Нортенгерского аббатства" Джейн Остин. А она взяла и удивила.
В отличие от романов Эмили и Шарлотты, произведение Энн Бронте крайне малоизвестно, я думал, что книга, как минимум, слабее, чем творения её сестёр. А оказалось, что нет. Как ни удивительно, все три сестры оказались одинаково талантливыми. Причём они не просто талантливы, а самобытны – их книги не похожи друг на друга. Они друг другу не подражают. Да, все их книги, в общем-то, про любовь.
Но если «Грозовой перевал» Эмили – готический роман, а «Джейн Эйр» Шарлотты – классическое «love story», то «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» Энн – это остросоциальное произведение. Вы удивитесь. Причём, одарённо написанное и нераздражающее, даже несмотря на то, что содержание там – это то, что сейчас назвали бы «повесточкой». Но есть один нюанс – это «повесточка здорового человека». Представляете, когда-то была и такая.
Но для начала поговорим о художественной стороне вопроса. Если продолжать тему сестёр (а я всё время буду их сравнивать, и вряд ли этого возможно избежать), то по стилю Энн похожа, скорее, на Эмили, чем на Шарлотту. По ощущению тоже. Разница в том, что в её описаниях нет мрачности и внутренней, затаённой тревоги, держащей тебя на взводе. Но это даже хорошо – не все книги должны касаться этих струн твоего восприятия. Роман вышел очень атмосферный – это вообще фирменный стиль сестёр Бронте. Читать его, как минимум, интересно. Происходящее подаётся ярко и красочно. Ты сопереживаешь героям и бурно реагируешь на сюжетные повороты.
Книга написана в модном тогда стиле писем и дневниковых записей действующих лиц. Собственно, её структуру я бы разделил на две части. Первая: письмо главного героя, написанное через много лет после произошедшего, где он делится воспоминаниями об этом. Вторая: дневник главной героини, который писался, так сказать, «в процессе». И вот саму эту героиню я бы назвал кем-то вроде феминистки. Но это снова «феминизм здорового человека». Как минимум, потому, что касается реальной и очень серьёзной проблемы, существовавшей тогда, – неравного положения женщины в браке и невозможности для неё развестись на сколь-нибудь нормальных для себя условиях. И нет, речь идёт не о желании отжать у, в общем-то, нормального мужа имущество и алименты, а о ситуации, когда существование в браке невыносимо. Когда «вторая половина» - просто фантастическая мразь.
Муж главной героини – именно оно и есть. Происходящее достаточно стандартно: будучи юной дурочкой, она выходит замуж за персонажа, относительно которого её предупреждают, но кто ж такие предупреждения слушает. Персонаж поначалу ведёт себя прилично, а потом демонстрирует натуру в полный рост, оказываясь эгоистичной и самовлюблённой тварью. Его разбаловала не особо умная мать. И это такой типичный «мамин пирожочек», который вырос, считая себя пупом земли. Главной героине от него некуда деваться. А он с каждым годом всё более «уходит в отрыв» и по итогу начинает исполнять такое, что и в наше время не всем понравится. Мягко говоря. Тут, в общем-то, даже моя мужская солидарность отступает. Потому как солидарность бывает к людям, а он – животное.
Образы таких животных сёстрам Бронте вообще удаются. Только, в отличие от Эмили и Шарлотты, Энн хотя бы не лепит из него «романтического персонажа». Ну, хоть у кого-то из них были мозги. Уж простите за прямоту.
Кстати говоря, в связи с этим же хочу отметить ещё один момент. Я уже понял, что тяга англичанок к «плохим парням» просто неизбывна. Странного в этом, собственно, нет ничего, хотя в их случае это как-то совсем выходит за рамки адекватности. Но тут дело в другом. Просуммировав описания, данные сразу в нескольких книгах (не только сестёр), я задался вопросом: как так вышло, что мы считаем то самое британское дворянство эдаким образцом «хорошего тона» в то время, как в британской же классической литературе оно описывается как полнейшее быдло, хамы и скоты. Ну, серьёзно.
И если они так себя вели в «старой доброй Англии», то я даже боюсь себе представить, что эти сказочные люди творили в колониях. Начинаю понимать, отчего в той же Индии их даже через три поколения вспоминают скрипя зубами и сжимая кулаки. И почему ирландцы так рвутся отделаться от их достопочтенного присутствия, невзирая ни на что, и любой ценой. Я не хочу обобщать (среди моих знакомых есть вполне нормальные англичане), но вопросы, тем не менее, возникают. Однако оставим это и вернёмся к книге.
Если в начале главная героиня откровенно раздражает, то по итогу ты ей не просто сочувствуешь – она вызывает уважение. Причём с самых разных, почти взаимоисключающих сторон. С одной – она решилась на то, на что подавляющее большинство её современниц решиться не могли. Не стала терпеть унижений и рискнула. С другой же… Знаете, за что я, помимо всего прочего, терпеть не могу современный феминизм? За отрицание естественных норм жизни. Например, того, что каждый должен нести ответственность за свой выбор. В том числе брачный и половой. И вот этим главная героиня тоже вызывает огромное уважение. Если прочитаете – поймёте, о чём я.
Книга понравилась. Не сказать, конечно, что войдёт в мой личный «золотой список» (а тем более, «бриллиантовый»), ибо всё же «про любовь» - это малость не моё. Но, в целом, она очень хороша. Чем-то напоминает бальзаковскую «Лилию долины», только с «хэппи-эндом». А я всегда люблю, когда история хорошо заканчивается. Так что рекомендую однозначно (особенно тем, кому по душе творческое наследие двух других сестёр).
Хорошего вам чтения, друзья.
Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия