Игорь Шатров: Россия может получить контроль над всей акваторией Азовского моря
Министр иностранных дел Украины Климкин в интервью украинским СМИ заявил, что Украина разорвет соглашение с Россией по Азовскому морю после решений международного арбитража. При этом в конце января Киев сообщал о подготовке новой провокации в Керченском проливе. Что может измениться после решений ар
«Год назад, в феврале 2018 года, Украина подала так называемый обвинительный меморандум в рамках иска в Международный третейский суд в Гааге о якобы имеющем место нарушении Россией Конвенции ООН по морскому праву. В этом иске Киев пытается обвинить Москву в ущемлении прав Украины в отношении Черного и Азовского морей. Отдельные претензии предъявлены и к строительству Керченского моста.
Сложилась любопытная ситуация. Украина хочет развязать себе руки для дальнейших провокаций, но на это надо получить одобрение Запада. Однако ранее принятые в рамках российско-украинских межгосударственных договоров обязательства не предусматривают юридического механизма решения возникших споров, а подразумевают только дипломатические переговоры. Это относится и к договору по Азовскому морю.
Украина пытается доказать, что сложившаяся ситуация является форс-мажором, что якобы освобождает ее от исполнения международных обязательств.
Украина ищет основания для того, чтобы вывести спор из области действия международного права, то есть перевести ситуацию в акватории Азовского моря в «серую зону», в которой будет отсутствовать международно-правовое регулирование. В этом заключается весь парадокс ситуации. Ведь тем самым Киев загоняет себя в западню. Это, казалось бы, развязывает ему руки для провокаций. Но что может произойти в реальности? Если международно-правовой статус какой-то территории не определен, каждый субъект международного права старается навести на ней порядок в меру своих сил.
Думаю, даже странно задавать вопрос, кто в данном случае сильнее – Россия или Украина? А что это значит? Это значит только одно: Россия в итоге установит контроль над всей акваторией Азовского моря, оставив Украине только прибрежную зону.
А как иначе? Кто-то должен охранять порядок – бороться с браконьерством и прочими незаконными видами хозяйственной деятельности, препятствовать пиратству и другим криминальным и террористическим проявлениям. То есть Азовское море будет полностью контролироваться Россией. Это может в результате привести к экономической деградации украинского Приазовья, к прекращению деятельности украинских портов на Азовском побережье.
Москва, конечно, не желает развития событий по негативному сценарию. Хотя бы потому, что контроль над всей азовской акваторией – это дополнительная нагрузка на российский бюджет, на российских пограничников и таможенников, прочие службы. С другой стороны, российская сторона по факту и так уже вынуждена заниматься этими вопросами более плотно, чем если бы соответствующие ведомства осуществляли свои функции совместно с украинскими.
Чувствуется, что Порошенко мало Донбасса. Он хочет создать и в Азовском море зону хаоса, а впоследствии рассчитывает обвинить в этом Россию.
Ради достижения этой цели Киев готов подрубить очередной сук, на котором сидит. Например, он может закрыть порт в Мариуполе, что оставит без средств к существованию тысячи людей и перекроет каналы сбыта сотням украинских компаний, в которых работают сотни тысяч украинцев. Странная самоубийственная политика. Но к ее реализации Киевом Москва должна быть готова. И она готова».