Имперский Донбасс: какой след дворянские семьи оставили в истории ДНР
История Донбасса богата на события, факты и громкие имена местной дворянской элиты, но из-за идеологических предрассудков длительное время она игнорировалась. Между тем именно дворяне Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (так называлась часть территории Донбасса), будучи частью всероссийског
История Донбасса богата на события, факты и громкие имена местной дворянской элиты, но из-за идеологических предрассудков длительное время она игнорировалась. Между тем именно дворяне Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (так называлась часть территории Донбасса), будучи частью всероссийского дворянства, сыграли значительную роль в развитии края.
Дворянство по-донбасски
Историк и краевед Наталья Вольнова рассказывает, что активное формирование дворянской элиты началось во второй половине XYIII века. «После окончания Русско-турецкой войны (1768–1774 гг.) и ликвидации Запорожской Сечи (1775 г.), опираясь на указ матушки-императрицы (Екатерины П), начали раздавать на юге Малороссии свободную, незаселённую землю, — рассказывает историк. — Кстати, в отличие от других регионов империи, в Донбассе собственниками земли могли стать не только дворяне, но и купцы, служащие, казаки, поселяне, а также иммигранты. Этот план был разработан в 1777 самим Александром Потёмкиным». Формально и юридически раздача южнорусских земель была закреплена «Жалованной грамотой» Екатерины ІІ от 21 апреля 1785 года. Однако сам процесс был длительным и в целом завершился только в первой четверти ХІХ века.
Любопытно, что социальный состав южнороссийского дворянства был неоднороден. По некоторым данным, среди них было 68,2% русских офицеров, 13,4% российских чиновников и служащих, 10,4% представителей малороссийской (запорожской, слободской и левобережной) старшины, 2% лиц духовного состояния, 1,6% купцов и мещан. Достаточно пёстрым был и национальный состав местного дворянства, хотя этот факт практически не имел в Российской империи никакого значения, разве что эпизодически в межличностных отношениях.
По словам донецкого краеведа, среди потомственных дворян преобладали русские (55%), на втором месте были малороссы (около 25%), остальные 20% составляли «дети разных народов»: сербы, служившие в гусарских полках, румыны, венгры, немцы, французы, итальянцы, армяне, белорусы, грузины, греки. Были среди местных помещиков также крещёные евреи. Но с течением времени большинство их национальных фамилий видоизменилось до неузнаваемости, и к первой четверти ХІХ века они уже составляли однородную прослойку всероссийского дворянства с православно-самодержавным менталитетом.
Cтанция Мандрыкино (бывшие земли рода Мандрыкиных); архитектурная фотобаза domofoto.ru