Иранский разгром США

Новость о том, что бывшая иранская «шестёрка» работает теперь в формате «пятеро против одного», скорее всего, станет одной из самых значимых новостей уходящего 2018 года во всей мировой политико-экономической системе. Новость о том, что оставшиеся без США остальные участники иранской «ядерной сделки

Новость о том, что бывшая иранская «шестёрка» работает теперь в формате «пятеро против одного», скорее всего, станет одной из самых значимых новостей уходящего 2018 года во всей мировой политико-экономической системе. Новость о том, что оставшиеся без США остальные участники иранской «ядерной сделки

Новость о том, что бывшая иранская «шестёрка» работает теперь в формате «пятеро против одного», скорее всего, станет одной из самых значимых новостей уходящего 2018 года во всей мировой политико-экономической системе.

Новость о том, что оставшиеся без США остальные участники иранской «ядерной сделки» 2015 года (Великобритания, Китай, Франция, Германия и Россия) намерены создать специальную платёжную систему, чтобы обходить санкции США в торговле с Ираном – так называемую Special Purpose Vehicle, является долгожданной и весьма примечательной. Поклонники Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Фридриха Энгельса, конечно, вспомнят о сформулированном двумя немецкими философами законе перехода количественных изменений в качественные и отметят, что недовольство (односторонними действиями заокеанских политиков) копилось давно. Другие учёные скажут, что «США просто всех достали» и даже самые верные союзники больше не могут игнорировать их неуважительное отношение к международному праву и заключённым договорам.

Причина ненависти администрации Дональда Трампа к иранскому режиму связана с мощным израильским лобби в Вашингтоне. Играет свою роль и ещё одно трагическое заблуждение: что Тегеран для Вашингтона – удобный спарринг-партнёр, на котором можно отработать приёмы «ближнего боя», недопустимые в отношениях с Россией или Китаем. То есть публичная порка Ирана видится некоторым представителям вашингтонского истэблишмента как «маленькая победоносная война», которая произведёт неизгладимое впечатление на Сирию, Венесуэлу, а, может быть, даже на Россию и Китай.

Соглашение о создании финансового механизма расчётов с Тегераном, предложенное 25 сентября 2018 года в Нью-Йорке пятёркой государств, среди которых по одну сторону стола оказались непримиримые противники – Россия и Великобритания, – одно из самых чувствительных дипломатических поражений Госдепартамента и всей администрации США как исполнительной ветви власти в этой стране.

Сегодня стали явными давно назревавшие в международных отношениях изменения, связанные с потерей США доминирующих позиций в мире. Во-первых, «добровольное подчинение» лидерству США и готовность отдать Вашингтону на аутсорсинг свою внешнюю политику отвергли самые близкие его союзники, включая Великобританию и Германию.

Во-вторых, вновь подтвердил свою справедливость сформулированный Карлом Марксом в «Капитале» тезис: «Обеспечите капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». Ситуация для европейских компаний, работающих в Иране, примерно столь же драматична, как и в примере Маркса. Они, конечно, опасаются потерять свои позиции на рынке США, по-прежнему являющимся для большинства европейских фирм самым прибыльным, ёмким и наиболее знакомым.

С другой стороны, находясь перед угрозой возвращения экономических санкций, фактически низведших иранскую экономику до уровня вековой давности, включая отключение иранских банков от системы платежей SWIFT в 2012 году, Иран, конечно, готов пойти на значительные уступки иностранным партнёрам, считающих нынешние действия США вероломными и нерациональными. А за хорошую прибыль с Ираном готовы работать многие компании. Их юристы, несомненно, придумают, как обойти американские запреты. А потом, возможно, и Вашингтон передумает. Убеждён, что именно эти мысли были в головах многочисленных лоббистов европейских промышленных компаний и банков, повлиявших на позиции Лондона, Парижа и Берлина по вопросу об игнорировании угрозы возврата американских санкций.

Сказанное о «жажде наживы», поразившей европейцев, не относится к Китаю и России. Их участие в дискуссии в Нью-Йорке о противодействии новым иранским санкциям США можно рассматривать как формальное. Они бы всё равно проигнорировали действия США, даже без координации своей политики с европейскими столицами.

Но и присутствие двух стран за столом переговоров в Нью-Йорке позволяет сделать важный вывод: Пекин и Москва уже сегодня рассматривают себя в состоянии полномасштабной экономической войны с Вашингтоном.

У двух стран совершенно разная тактика ведения конфликта: Россия старается на санкции США не реагировать, терпеливо нейтрализовать их негативные последствия и стремится максимально быстро разорвать все те нити, которые ещё соединяют её экономику с американской.

Тактика Пекина совершенно иная, вполне в духе Ветхого Завета – «око за око»: на каждое санкционное действие США даётся немедленный и симметричный ответ. Но, сколько бы ни отличались действия Китая и России «по форме», по своей сути они идентичны и направлены на стойкое сопротивление враждебным действиям Вашингтона.

Думаю, что обсуждаемый сейчас Special Purpose Vehicle ещё долго не будет работать в полном объёме. Но под разговоры о налаживании этого инновационного для международных финансов механизма платежей по проведению «легальных финансовых транзакций с Ираном» многочисленные европейские компании останутся на иранском рынке. А потом и на практике научатся обходить санкционные усилия Вашингтона. Это и станет главным признаком дипломатического поражения США в данном конфликте, деструктивном и совершенно бесполезном для всех вовлечённых в него сторон.

 

Источник: valdaiclub.com

Автор: Станислав Ткаченко

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Новости партнеров