Ирина Попова: правда и вымысел украинского «голодомора»
Сегодня Украина отмечает день памяти жертв «голодоморов» 1932–1933 годов. Эта дата ежегодно приходится на четвёртую субботу ноября. Президент Украины Владимир Зеленский призывает сограждан зажечь свечу памяти и присоединиться к общенациональной минуте молчания, а украинские радикалы из «Национальног
Сегодня Украина отмечает день памяти жертв «голодоморов» 1932–1933 годов. Эта дата ежегодно приходится на четвёртую субботу ноября. Президент Украины Владимир Зеленский призывает сограждан зажечь свечу памяти и присоединиться к общенациональной минуте молчания, а украинские радикалы из «Национального корпуса» (организация запрещена в РФ) по случаю этого дня проводят возле российского посольства в Киеве акцию «Вбивали тоді. Вбивають зараз» («Убивали тогда. Убивают сейчас»).
Почему массовый голод 1932–1933 годов, который охватил весь СССР, до сих пор вызывает споры именно на Украине? Почему эта тема постоянно возникает в украинских СМИ и телепередачах, почему к ней обращаются украинские политики и радикалы? Об этом ИА «Новороссия» говорит с депутатом Народного совета ДНР Ириной Поповой.
ИА «Новороссия»: Почему для Киева до сих пор важна тема «голодомора»?
Ирина Попова: Первоначально это было связано с противостоянием США и СССР, когда США использовали в борьбе против СССР любые средства. В том числе и средства, которые были направлены на дробление Советского Союза, на разжигание вражды между народами. Но не все знают, что тема голода на Украине была и остаётся одним из этих средств.
Можно сказать, что изначально темой голода на Украине США «озаботились» как раз в разгар холодной войны. В 1985 году они даже создали целую специальную комиссию по голоду на Украине, а в 1988 году результаты её работы отправили на самый верх — представили Конгрессу США.
Сейчас злые языки поговаривают, что к деятельности той американской комиссии по голоду на Украине имела отношение гражданка Америки Кетрин Клер, которая как-то «случайно» оказалась в самолёте рядом с будущим президентом Украины Виктором Ющенко во время его перелёта в США, а потом стала его женой.
ИАН: Это при Ющенко массовый голод был объявлен геноцидом украинского народа?
И. П.: Да. В 2006 году Верховная рада объявила голод на Украине в 1932–1933 годах «голодомором», именно актом геноцида украинского народа. При этом сам Виктор Андреевич буквально превратился в рупор «голодомора». Именно при нём тема голода на Украине в контексте его, в том числе личной, русофобии приобрела новое звучание и начала не просто упоминаться, а смаковаться.
Именно тогда центральная киевская власть начала спускать вниз циркуляры, как отмечать «голодомор». А внизу эти циркуляры зачастую приобретали кощунственно-карикатурный вид. В некоторых школах можно было увидеть натуральные гробы, а в быту услышать фразу «празднование «голодомора».
При этом тема голода на Украине стремительно стала обрастать невероятным количеством фальсификаций.
ИАН: Назовите примеры этих фальсификаций?
И. П.: Например, решили издать национальную и региональные «книги памяти жертв Голодомора 1932–1933 гг.».Сверху губернаторам прислали приказ. И сразу же началось…
В жертвы «голодомора» на местах стали записывать людей, которые умерли в период 1932–1933 годов. И необязательно от голода, а, скажем, тех, кто умер от свирепствовавшей тогда эпидемии брюшного тифа, от травм, полученных на производстве и в быту, жертв ДТП и так далее… Дошло до того, что в жертвы «голодомора» в одном из населённых пунктов Сумской области записали, по сведениям избирательной комиссии, просто здравствующих в тот момент избирателей…
В общем, исторические факты фальсифицировались в угоду политической конъюнктуре, в результате возникли просто фантастические цифры. Так, если в 1990-е говорилось, что от голода на Украине погибли 3–3,5 миллиона человек, то теперь с экранов телевизоров звучало, что их было то 15 миллионов, то 20 миллионов. Всех их однозначно записывали в украинцы.
ИАН: Известен реальный состав жертв голода 1932–1933 годов?
И. П.: Если обратиться к документам и посмотреть на этнический состав умерших от голода, то можно увидеть, что на Украине среди реальных жертв много русских, болгар, греков, а также представителей других национальностей.
Например, к жертвам «голодомора» в Бердянске, согласно «Книге памяти», отнесены 1467 человек. Национальность отмечена в карточках 1184 человек. Из них 71% — этнические русские, 13% — украинцы, 16% — представители других этносов.
Что же касается территории бывшей Донецкой области, где на момент голода проживали люди разных национальностей, то национальный состав погибших от голода здесь вообще засекретили.
ИАН: Случайность?
И. П.: Не думаю. Скорее всего, наш регион с его неукраинским населением не вписывался в украинскую «голодоморную концепцию».
Зато именно у нас случился очень громкий «голодоморный суд». В 2010 году за статью «Голодомор шагает по стране», напечатанную 25 ноября 2009 года, судили Сергея Шведко, главного редактора районной газеты «Родное Приазовье», издававшейся в Новоазовске. Он посмел усомниться в том, что голод 1932–1933 годов был геноцидом именно украинского народа.
ИАН: Что вам известно об этом процессе?
И. П.: Глава Новоазовской районной организации «Наша Украина» Василий Коваленко подал на журналиста иск в суд. Для оказания моральной поддержки Сергею Шведко я принимала участие в тех судебных заседаниях. Кстати, тогда журналиста суд оправдал.
Но в суде выяснилась любопытная подробность. Оказывается, с исковым заявлением в суд обратился человек приезжий, не очень давно проживающий в Донбассе. Вроде бы мелочь, но она ярко отражает суть «голодоморной» пропаганды, в ходе которой активность проявляют не коренные жители юго-востока Украины, то есть районов, наиболее пострадавших от голода, а исповедующие русофобские идеи представители Западной Украины, которая на тот момент вообще была в составе Польши.
Соответственно, продразвёрстка её не касалась, а именно она и была основной причиной голода на территории СССР — и на Украине, и в Белоруссии, и в Казахстане, и в России в Поволжье.
ИАН: Расскажите подробнее, каким образом это повлияло на возникновение массового голода.
И. А.: Тогдашние руководители Советского Союза, декларируя необходимость индустриального прорыва и утверждая планы первых пятилеток, изыскивали средства на реализацию задуманного и находили их в сельском хозяйстве. Не сами, конечно, а через представителей местных властей, которые, желая выслужиться любой ценой, порой отнимали у крестьян всё продовольствие, тем самым обрекая их на голод. Причём не только у украинцев и не только на Украине, но и в Поволжье, в Белоруссии, в Казахстане. Вот этот действительно страшный массовый голод представителей различных национальностей и на различных территориях вдребезги разбивает идею геноцида отдельного украинского народа.
И ещё: если бы советская власть целенаправленно проводила геноцид именно украинского народа, то численность украинцев в национальном составе населения СССР не возрастала бы. А она возрастала, и в 1991 году численность населения Украины на момент выхода из СССР составляла 52 миллиона человек. Для сравнения: сейчас, спустя 30 лет незалежности, численность населения Украины под разговоры о «голодоморе» 1933 года сократилась до 37 миллионов.
И русофобам, паразитирующим на теме «голодомора», использующим её для разжигания вражды между народами, вынашивающим планы привлечь Россию к какой-то ответственности за тот голод 1933 года, давно пора бы подумать о дне сегодняшнем. И о своей личной ответственности за происходящее, за катастрофическое падение численности населения Украины.
ИАН: Какие страны признали голод на Украине «геноцидом»?
И. П.: По последним данным, которые представляет Украина, голод признали «геноцидом» украинского народа 16 государств. Это США, Канада, страны Латинской Америки (Мексика, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу), Австралия, Португалия, ближайшие соседи Украины — Польша, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, а также Грузия и Ватикан. Это страны, которые не заподозришь в симпатиях к России.