«Из огня да в полымя»: Сбросит ли Украина кредитную удавку МВФ?
Когда, говоря о кризисе, его связывают с чем-то катастрофическим, то чаще всего это чистая правда. Но не вся. Кризис — это ещё и способ, которым природа борется с разнообразными болезнями. Если мне не изменяет память, где-то до середины девятнадцатого века это слово и использовалось-то, в основном,
Когда, говоря о кризисе, его связывают с чем-то катастрофическим, то чаще всего это чистая правда. Но не вся. Кризис — это ещё и способ, которым природа борется с разнообразными болезнями. Если мне не изменяет память, где-то до середины девятнадцатого века это слово и использовалось-то, в основном, в медицине — им описывалась пиковая фаза болезни, после которой пациент идёт или на поправку, или к праотцам. Современное же значение оно приобрело с приходом зрелых стадий развития капитализма. Впрочем, это неважно. Помимо того, о чём уже было сказано, любой кризис ещё и открывает окна возможностей. Причём зачастую бывают это самые неожиданные окна в самых неожиданных местах. И к экономическим кризисам подобное утверждение относится в весьма немалой степени. Нынешний, спровоцированный глобальной пандемией, не является исключением.
В частности, совершенно неожиданное окно возможностей открылось для постмайданной Украины, которая в самый разгар мирового кризиса обнаружила, что её экономика внезапно стала профицитной. И это неожиданное благоприятное обстоятельство (которое неизвестно, сколько продлится) может помочь ей решить целый ряд проблем. Например, освободиться от кредитной удавки МВФ. Вплоть до полного переориентирования на другие источники кредитования и экономического сотрудничества в целом. Но воспользуется ли она этим шансом?
Профицит и МВФ
Неожиданным результатом пандемического кризиса для Украины стало то, что в середине лета её платёжный баланс впервые за долгое время стал положительным. В июле профицит его текущего счёта составил 360 млн долларов, в то время как в аналогичный период за год до этого дефицит этого текущего счёта переваливал за миллиард. Впрочем, достижением этот результат назвать тяжело, так как стал он итогом чего угодно, но только не усилий самой Украины. Разумеется, если иметь в виду усилия в положительном смысле слова. За Украину так распорядилась конъюнктура, по прихоти которой фактически остановилась мировая экономика, в результате чего импортируемые Украиной энергоресурсы (нефть и газ) существенно подешевели, а экспортируемые продукты питания и металл низкой переработки остались в той же цене. Этот эффект называется «сырьевыми ножницами», и на сей раз он обернулся в пользу Украины.
Разумеется, это технический профицит и насколько долго он продлится — не совсем понятно. Так или иначе, всерьёз рассчитывать на него, как на тенденцию, Украине вряд ли стоит. Но она вполне может воспользоваться им для некой передышки. А теоретически и для избавления от бремени МВФ, о чём сейчас там активно заговорили. Тем более что Фонд ведёт себя с Украиной довольно бесцеремонно, навязывая ей вместе с каждым своим кредитом условия, всё глубже вгоняющие её в кабалу, её экономику в деструкцию, отчётливо подводя государство под внешнее управление. В данный же момент МВФ и вовсе оказывает на Киев жестокое давление, задержав на неопределённый срок очередные кредитные транши в общей сложности на 1,5 млрд. долларов. Ввиду этого разговоры о том, следует ли Украине и дальше иметь дело с МВФ, в очередной раз стали актуальны.
За и против
Аргументы каждой из сторон этого спора сейчас довольно интенсивно обсуждаются экспертным сообществом украинского государственного образования.
Те, кто полагают, что сотрудничество с МВФ надо сворачивать, апеллируют к следующему:
Что касается последнего, то в реальности такой источник один, но об этом чуть ниже.
Противники разрыва связей с МВФ говорят о следующем:
Эти замечания тоже вполне резонны, но теоретически подобные трудности вполне преодолимы. В том случае, если Украине поможет другой её экономический партнёр, благодаря резкому росту сотрудничества с которым Украина во многом и получила нынешний, пусть и технический, но профицит. И это Китай.
Увы
Да, именно рост экспорта украинской продукции в Поднебесную, выросший в этом году на фантастические 96,5% (притом, что экспорт в страны ЕС упал почти на 20%), что называется, дал Украине вздохнуть. Более того, именно войти на Украину в полной мере Китай стремится уже долгие годы по целому ряду причин. Это и желание прибрать к рукам технологическое наследие СССР (которое до сих пор является ценным призом, вопреки всем разговорам про «валенки»). Это и стремление получить надёжный сельскохозяйственный придаток (а продовольствие сейчас ой, как нужно Китаю, восстанавливающемуся после пандемии). Это и много чего ещё.
Вот только на все эти доводы можно сказать только одно слово: увы. Тому есть две причины: экономическая и главная.
Во-первых, в плане отношений с теми, кто берёт у него кредиты, Китай ничем не лучше МВФ. Это невероятно алчный империалистический хищник, который уже в полной мере показал себя в Латинской Америке, где страны вроде Эквадора питали иллюзии на его счёт. Закончилось это для них более чем печально. И, теоретически, перейдя под китайскую длань, Украина всего лишь сменит одних колонизаторов на других. С той лишь разницей, что новые колонизаторы — это ещё и потенциальные союзники РФ, что для Украины станет дополнительной головной болью.
Ну а во-вторых… Главная причина здесь лежит отнюдь не в плоскости экономики. Правда в том, что сама по себе Украина мало кому интересна. Столько внимания ей «прогрессивным человечеством» уделяется лишь по причине использования её в качестве боевого покемона против России. Грубо, но факт. Но вот только Китай в ряде аспектов вызывает у данного «человечества» ничуть не меньшую «любовь». Да и Украина уже пыталась, так сказать, пересесть на китайский сук. Было это при Януковиче. Очень «многовекторный» был гражданин. Который сам в итоге пересел в Ростов-на-Дону. Чему, к слову сказать, мой родной город ни разу не обрадовался. И любая подобная попытка закончится для Украины точно так же.
Поэтому все подобные рассуждения — не более, чем рассуждения. И деиндустриализация Украины, методично проводимая МВФ, продолжится дальше, кто бы каких аргументов ни приводил. При том что нынешний шанс для неё запросто может оказаться последним. Но хищник не выпускает свою добычу. Если это хороший хищник, конечно.
А Запад — это очень хороший хищник.
Павел Кухмиров
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.