К 75-летию завершающей битвы за Берлин

Одним из итоговых этапов Великой Отечественной войны явилась Берлинская операция, которая началась 16 апреля 1945 года и была проведена рекордно быстро. Всего 17 дней понадобилось Красной Армии для ликвидации почти миллионной группировки противника, которая привела к взятию столицы немецкого Рейха и

Одним из итоговых этапов Великой Отечественной войны явилась Берлинская операция, которая началась 16 апреля 1945 года и была проведена рекордно быстро. Всего 17 дней понадобилось Красной Армии для ликвидации почти миллионной группировки противника, которая привела к взятию столицы немецкого Рейха и, в конечном счете – к капитуляции немецко-фашистской Германии.

В послевоенном устройстве мира многое зависело от того, кто войдет первым в Берлин – советские солдаты или американцы. Еще 1 апреля Уинстон Черчилль написал письмо Франклину Рузвельту, где указал на необходимость взять Берлин первыми. Гитлеровцы сами рассчитывали использовать свою столицу в качестве «яблока раздора», чтобы рассорить союзников и выиграть время.

В тот же день Иосиф Сталин задал вопрос советским маршалам Жукову и Коневу: кто же будет брать Берлин, мы или союзники? Жуков ответил: брать будем мы и возьмем его раньше союзников.

Основная роль в плане операции, разработанном Г.К. Жуковым, уделялась 1-му Белорусскому фронту. Предполагалось осуществить прорыв фронта силами танковых армий, которые должны были выйти на окраины Берлина и образовать «кольцо» вокруг немецкой столицы. Эта тактика позволяла отрезать берлинский гарнизон от двухсоттысячной 9-й армии или резервов с запада. Входить в город на данном этапе не предполагалось. С подходом же советских общевойсковых армий «кольцо» раскрывалось, и Берлин можно уже было штурмовать по всем правилам военной науки.

И этот план, в конечном счете, удался, несмотря на то, что город был хорошо укреплен. По данным, опубликованным на сайте Минобороны РФ, в состав немецкой группировки, оборонявшей столицу Германии, входило 48 пехотных, четыре танковые и десять моторизованных дивизий, 37 отдельных полков и 98 отдельных батальонов, два отдельных танковых полка, другие соединения и части видов вооруженных сил и родов войск. Всего порядка 1 млн человек, 8 тыс. орудий и минометов, свыше 1,2 тыс. танков и штурмовых орудий, 3330 самолетов.

Красная армия превосходила противника числом людей в два с половиной раза, количеством танков — в шесть раз, самолетов — в два раза.

14 и 15 апреля была произведена разведка боем на Кюстринском плацдарме. После чего в три часа ночи по берлинскому времени началась артподготовка, длившаяся 2,5 часа. Под этим огневым сопровождением началось наступление сразу двух танковых гвардейских армий, в общей сложности 1237 танков и САУ. Войска 1-го Белорусского фронта, в том числе и дивизии Войска Польского, форсировали Одер по всей линии фронта. Действия наземных войск поддерживались авиацией, которая только в первый день сделала около 5300 вылетов, уничтожила 165 самолетов противника и поразила целый ряд важных наземных целей.

Следует отметить, что продвижение советских войск в силу упорного сопротивления противника, а также наличия большого количества инженерных преград, проходило достаточно медленно. Тем не менее, советские войска к исходу 16 апреля вышли ко второй линии обороны противника, а 19 апреля силами 2-й танковой гвардейской и 8-й гвардейской армий была прорвана оборонительная линия гитлеровцев «Вотан». После чего начался стремительный прорыв на Берлин, и к 21 апреля войска 1-го Белорусского фронта замкнули кольцо внешнего окружения вокруг города. В 6 часов утра 21 апреля передовые части 171-й дивизии пересекли кольцевую Берлинскую автомагистраль и тем самым начали бои за Большой Берлин.

21 апреля Гитлер приказал генералу СС Штайнеру собрать группу для деблокирования Берлина и восстановления связи между резервными корпусами. Это не имело успеха, поскольку группа Штайнера была обезврежена частями Красной армии, которые вышли ей в тыл и заставили отступить к Эльбе. Другим несостоявшимся избавителем Берлина был избран Вальтер Венк, командующий 12-й армией, наскоро собранной из новобранцев. Его армия была остановлена советскими войсками под Потсдамом.

Штурм Берлина начался 23 апреля. Гарнизон города, который остро нуждался в оружии и боеприпасах, оборонял только ключевые здания кварталов города. Значительную часть гарнизона составлял фольксштурм (народное ополчение), среди них было немало подростков из Гитлерюгенда. Это обусловило для Красной армии сравнительно быстрый штурм Берлина — около 10 дней.

Однако эти десять дней, которые потрясли мир, были исполнены для солдат и офицеров 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронта тяжелого кровавого труда. Значительные трудности, связанные с большими потерями, представляло форсирование водных преград – рек, озер и каналов, борьба с вражескими снайперами и фаустпатронниками, особенно в развалинах зданий. Был учтен опыт уличных боев, начиная со Сталинграда, особенно при штурме немецких «фестунгов» (крепостей) – Познани, Кенигсберга. Особая роль в условиях уличных боев в Берлине   отводилась танкам, которые являлись одновременно и щитом для наступающих солдат, прикрывая их своим огнем и броней, и мечом в тяжелых уличных боях.

Зачастую штурмовые группы показывали в них чудеса мужества и профессионализма. Так, 28 апреля солдаты 28-го стрелкового корпуса захватили 2021 пленного, 5 танков, 1380 автомашин, освободили из концлагеря 5 тыс. пленных разных национальностей, потеряв лишь 11 убитых и 57 раненых. Солдаты 117-го батальона 39-й стрелковой дивизии взяли здание с гарнизоном из 720 гитлеровцев, уничтожив 70 фашистов и пленив 650. Советские солдаты научились воевать не числом, а умением.

Тем не менее, при штурме Берлина погибло свыше 78 тыс. советских солдат. Немцы потеряли почти 150 тыс. людей убитыми. Поэтому среди части историков и военных экспертов разошлась версия, что Берлин следовало «игнорировать», пройти к Эльбе, соединиться с американцами и брать город осадой. Якобы, таким образом, удалось бы избежать больших потерь.

На самом деле штурм столицы Германии был оправданной и единственно верной стратегией. Пока Берлин держался, пока в нем оставался Гитлер, Вторая мировая война в Европе не могла быть окончена. И если бы столицу решили брать осадой, Гитлер успел бы стянуть к городу подкрепление – не только части вермахта, но прибалтийских, скандинавских эсэсовцев, которые были готовы держаться до последнего. Поэтому, чем быстрее войска Красной армии взяли Берлин, тем быстрее окончилась война, тем меньшими были людские потери за каждый новый день боев.

29 апреля советские войска достигли Рейхстага – символа немецкой государственности, который был взят штурмом на следующий день. Первыми в него ворвались воины 171-й дивизии во главе с капитаном Самсоновым, который в 14.20 водрузил советский флаг в окне здания. После ожесточенных боев здание (за исключением подвала) было очищено от противника.

В 21.30, согласно традиционной точке зрения, двое солдат – М. Кантария и А. Егоров водрузили знамя Победы на куполе рейхстага. В тот же день, 30 апреля, в 15.50 Гитлер покончил жизнь самоубийством, узнав, что армии Венка, Штайнера и Хользе на помощь не придут, а советские войска находятся всего в 400 м от Рейхсканцелярии, где укрылся фюрер и его сподвижники. Свой конец они попытались оттянуть с помощью новых многочисленных жертв, в том числе среди немецкого мирного населения. Чтобы замедлить продвижение советских войск, Гитлер приказал открыть шлюзы в берлинском метро, в результате погибли тысячи мирных берлинцев, спасавшихся в нем от бомбежек и артобстрелов. В своем завещании Гитлер писал: «Если немецкий народ оказался недостойным своей миссии, то он должен исчезнуть». Советские же войска стремились по возможности щадить гражданское население. Как вспоминают участники боев, дополнительные затруднения, в том числе и морального характера, составляло то, что немецкие солдаты переодевались в гражданскую одежду и вероломно стреляли в спину нашим бойцам. Из-за этого погибало много наших солдат и офицеров.

После самоубийства Гитлера новое немецкое правительство во главе с доктором Геббельсом захотело вступить в переговоры с командованием 1-й Белорусского фронта, а через него – с Верховным Главнокомандующим И. В. Сталиным. Однако Г. К. Жуков потребовал безоговорочной капитуляции, на которую Геббельс и Борман не согласились. Бои продолжились. К 1 мая площадь, которую занимали немецкие войска, сократилась всего до 1 кв. км. Командующий немецким гарнизоном генерал Кребс покончил с собой. Новый командующий, генерал Вейдлинг, командир 56-го корпуса, видя безнадежность сопротивления, принял условия безоговорочной капитуляции. В плен попало не менее 50 тысяч немецких солдат и офицеров. Геббельс, страшась возмездия за свои преступления, покончил с собой.

Взятие Берлина явилось эпохальным событием. Тогда, 75 лет назад, советской армии удалось всего за 17 дней продвинуться на 200 км вглубь Германии, захватить трехмиллионный Берлин, не размениваясь на споры с союзниками, и положить конец Великой Отечественной войне. Европе, в том числе и немецкому народу, была дарована свобода. И на землю пришел долгожданный мир.

Вот как писал о Берлинской операции ее свидетель писатель Константин Симонов. «У меня было ощущение, что в Берлин входят не просто дивизии и корпуса, а что через него сейчас проходит во всех направлениях целая Россия».

Глубоко символично, что штурм Берлина завершился 2 мая, которое приходилось в 1945 году на Великий Вторник, день, посвященный воспоминанию Страшного Суда. Взятие Берлина воистину стало Страшным Судом над оккультным немецким фашизмом и всеми его беззакониями.

Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»

Новости партнеров