Как США и НАТО способствовали распаду Югославии: Прокси-война

Как и было анонсировано, сразу после начала "балканского парада суверенитетов", а именно после провозглашения Словенией и Хорватией независимости 25 июня 1991 года, Сенат США выступил против применения Белградом армии ради сохранения целостности страны.

Как и было анонсировано, сразу после начала "балканского парада суверенитетов", а именно после провозглашения Словенией и Хорватией независимости 25 июня 1991 года, Сенат США выступил против применения Белградом армии ради сохранения целостности страны.

Первая кровь

Американские парламентарии призывали югославские вооружённые силы - ЮНА, не препятствовать работе "законных властей Хорватии и Словении", а кроме того, обращались к своему правительству с просьбой защитить "демократию и право наций на самоопределение" на Балканах, имея ввиду осуществление международного давления для поддержки антисербских сепаратистов.

27 июня 1991 года начались боестолкновения между словенскими сепаратистами и армией СФРЮ, получившими название "10-дневная война". Уже 28 июня Европейское сообщество заморозило любую экономическую помощь Югославии. Под давлением ЕС, Белград подписал Брионское соглашение, обязавшись вывести войска из региона, а качестве ответной "уступки" Словения на 3 месяца замораживала вступление в силу решение о своей независимости. 

7 июля 1991-го ЕС была создана посредническая тройка. Изначально структура говорила о приверженности идеи целостности данной страны и недопущении военных конфликтов, но почему-то требовала передать Словении контроль над её границей. Позже тройка переформатировалась в Конференцию Европейского (а потом и Международного) сообщества по Югославии. Структуру возглавляли председательствующий в ЕС Питер Александер Руперт 6-й барон Карингтон и Генеральный секретарь ООН С. Вене (бывший госсекретарь США). Когда сепаратистские анклавы официально провозгласили свою независимость, структура просто "констатировала" распад Югославии, что показывает, что она создавалась исключительно для лоббирования интересов антисербских сил.  

25 июля 1991 войска ЮНА были окончательно выведены из Словении. Спустя месяц началась битва за Вуковар. 8 сентября Республика Македония объявила о том, что её жители проголосовали на референдуме за независимость. 

На сентябрьском заседании Совбеза ООН по ситуации в Югославии госсекретарь США Бейкер утверждал, что истинной целью сербских властей и ЮНА, является создание малой Югославии или Великой Сербии, и что США этого не могут принять и не примут. Кроме того, Сенат США назвал действия Белграда, направленные на обеспечение целостности свой страны и защиту сербского меньшинства национальных республик, - "агрессией", а сербов, остающихся жить на земле своих предков в Хорватии – "сербскими экстремистскими военными формированиями".

Балканы вспыхивают

12 октября 1991 года парламент Боснии, за счёт хорватских и боснийских голосов, принял Меморандум о суверенитете Боснии и Герцеговины (БиГ), объявляющий республику независимым государством. 10 ноября боснийские сербы решили на референдуме, что хотят остаться в составе Югославии.

22 октября 1991 года албанцы Косово тоже объявляли о независимости. Через месяц "новую республику" признала Албания, началась усиленная подготовка местных милитаризированных подразделений (с 1996 года использовавших наименование "Армия Освобождения Косова").

17 декабря 1991-го в декларации брюссельского саммита провозглашалось, что Евросоюз признает все югославские республики, которые обратятся к нему с этой просьбой и будут соответствовать критериям признания. В ближайшие месяцы под давлением Германии лидеры 12-и стран ЕС признали независимость Словении, Хорватии и Македонии.

В январе 1992 года сербское самоуправление БиГ провозгласило свою территорию частью Югославии. В середине января Хорватию признают страны Европейского экономического содружества. Войска ЮНА покидают регион, передав вооружения местным сербам, желающим или получить независимость или остаться в составе Югославии. В последующие годы боевые действия шли с разной степенью интенсивности.

Весной 1992 года в Боснии и Герцеговине, регионе с титульным мусульманским населением, прошёл референдум о независимости, пробойкотированный местными сербами, занимавшими около трети его территории. США направили Белграду предупреждение о недопустимости действий, создающих угрозу территориальной целостности БиГ, поскольку распад республики "абсолютно и совершенно неприемлем для Штатов". В марте 1992-го госсекретарь США Бейкер пообещал странам ЕС американское признание для Хорватии и Словении в обмен на признание ими независимости Боснии и Герцеговины. Что и было сделано, 7 апреля 1992 Буш объявил, что признает БиГ, Хорватию и Словению независимыми государствами. В свою очередь Ассамблея сербского населения Боснии и Герцеговины провозгласила свою независимость от БиГ, новое государственное образование получило название Республика Сербская.

В марте боснийские мусульмане начали устраивать провокации и нападения на части ЮНА, находящиеся в БиГ. 17 марта части ЮНА покинули Македонию, но не собирались сдавать боснийских сербов. Уже 5 апреля Югославская Народная Армия блокировала Сараево (столица, крупнейший город Боснии).

27 апреля 1992-го власти Сербии и Черногории провозгласили новое государство - "Союзная Республика Югославия" (СРЮ). Неожиданно страна столкнулась с проблемами при международном признании. США, ЕС и их сателлиты в ООН не считали, что сербы и черногорцы имеют право на название "Югославия" и историческую преемственность от Королевства Югославия и  СФРЮ. 4 февраля 2003 страна была переименована в "Государственный союз Сербии и Черногории" и стала представлять собой конфедерацию.

Постоянное приписывание вины сербам

27 мая 1992 годам на сараевской улице Васы Мискина произошёл взрыв в очереди за хлебом. Данные о числе погибших и раненых разнятся (от 16 до 26 убито, и свыше 100 ранено). Коллективный Запад возложил вину за происходящее на сербов. При этом 23 августа 1992 г. в The Independent вышла статья, где со ссылкой на переписку ООН утверждалось, что теракт устроен мусульманами с целью склонить мировое сообщество на свою сторону. Озвученная на Гаагском трибунале экспертиза гласила, что взрыв был произведён при помощи миномёта с территории, контролируемой боснийцами.

В конце мая 1992-го ООН потребовало от Союзной Республики Югославия перестать вмешиваться в дела Биг, и вывести армию с территории "молодого государства". Следующая резолюция Совета безопасности ООН запретила странам-членам организации все финансовые транзакции с физическими и юридическими лицами из Югославии, использование югославских кораблей и самолетов. Также запрещалось участие югославских представителей в спортивных мероприятиях за границей, останавливалось научно-техническое и культурное сотрудничество. Санкции вступили в силу уже на следующие сутки после принятия. К концу осени ограничения были ужесточены ещё больше, в т.ч. запрещался транзит нефти и нефтепродуктов, угля, оборудования для энергетики, железа, стали, химикатов, транспортных средств. Весной следующего года были заморожены югославские счета в зарубежных банках.

12 апреля 1993 года НАТО объявило беспилотную зону над Боснией. Операция "Запретить полет" длилась более 2-х лет, препятствуя использованию авиации сербской стороной. Весной этого же года администрация Билла Клинтона заявил о планах использовать свои вооружённые силы в составе ООН и НАТО для проведения "спецоперации" против сербов Боснии.

На референдуме 1993-го года жители Сербской Краины, проголосовали за "объединение с другими сербами". В ответ на это, в октябре 1993 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 871, гарантировавшей территориальную целостность Хорватии. Отмечу, что удары по сербской нации в виде катастрофических санкций против Югославии, признания со стороны ООН права хорватов на силовое подавление сербов Хорватии, стали возможными только благодаря соответствующей "проамериканской" позиции правительства Ельцина.

Жесткая санкционная политика вызвала глубокий гуманитарный кризис в Югославии, значительно выросло число безработных и лиц, находящихся в вынужденных отпусках, по некоторым оценкам уровень промышленного производства упал более чем на треть, страну накрыла волна гиперинфляции. По данным доктора исторических наук, руководителя Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, Елены Юрьевны Гуськовой, уже к 1992 году нехватка средств первой необходимой помощи составляла 50% от необходимого. Если в 1989-ом смертность новорождённых составляла 2%, то к 1994-ому она выросла до 15%. Каждый второй (!) сербский ребёнок имел признаки истощения. Нехватка энергоносителей заставляла учебные заведения приостанавливать свою деятельность на холодное время года.

Это заставило Белград отказаться от попыток защитить боснийских и хорватских сербов. Осенью 1994 года действие санкций было приостановлено. Югославия закрыла границы с БиГ и прекратила подачу электричества боснийским сербам.

Американское решение "сербского вопроса"

США и Хорватия заключили договор о военном сотрудничестве в 1994 году. Пентагон помогал им планировать антисербские операции. Кроме того, подготовку хорватского офицерского состава стала осуществлять американская ЧВК MPRI. В апреле 1994-го Североатлантический альянс осуществил серию авиаударов по боснийским сербам.

20 августа 1994 года лидеры Республики Сербской и Сербской Краины, Радован Караджич и Милан Мартич подписали соглашение по объединению в единое сербское государство.

11 ноября 1994-го Вашингтон завил о своих планах отказаться от соблюдения эмбарго на поставки оружия боснийскому правительству и боснийско-хорватской федерации. 21 ноября авиация  НАТО разбомбила аэропорт Удбине в Сербской Краине.

В мае 1995-го хорваты вторглись на земли, контролируемые Сербской Краиной. Операция "Молния" заставила гражданское население бежать из Западной Славонии. Летом на "хорватских" сербов обрушились новые авиаудары НАТО. В августе, в итоге хорватско-боснийской войсковой операции "Буря", целая страна, Республика Сербская Краина была уничтожена при полном молчаливом одобрении или равнодушии со стороны т.н. "мирового сообщества", ее население вынуждено было бежать вместе с отступающей армией (остатки государства в Восточной Славонии были интегрированы в Хорватию несколько лет спустя, в течение 1996-1998 гг., по договоренности США с Милошевичем). Все гарантии, под которые ранее сербы сдавали тяжелое вооружение, и миротворческие посты ООН на линии разграничения, оказались абсолютной иллюзией. "Сербская проблема" в Хорватии была решена, численность сербов сократилась до, как говорил президент Хорватии, "не опасных значений". Общие потери в сербско-хорватском военном конфликте составили около 20 тысяч человек погибшими.

8 июня 1995-го Палата представителей США официально сняла эмбарго на поставки оружия в Боснию. 28 августа 1995 на саровском рынке Маркале прогремел взрыв, погибло 43 человека и более 80-и пострадавших получили ранения. 29 августа ООН заявила, что не может определить, какая из конфликтующих сторону произвела пуск снарядов. Не дождавшись итогов официального расследования, США обвинили во взрыве сербов. Президент Республики Сербской Милорад Додик считает, что произошедшее в Маркале - "это преступление, в котором дважды были ложно обвинены сербы, и это использовалось для натовской бомбардировки Республики Сербской".

Трагедия послужила предлогом для проведения силами НАТО бомбардировок боснийских сербов, так называемой операции "Обдуманная сила", продлившейся с 30 августа по 20 сентября 1995 года. Тогда бойцами Альянса было убито, по разным оценкам, 800—1000 сербских военных, и не менее 152 гражданских лиц. В ходе атаки НАТОвцы и боснийцы осуществляли скоординированные действия. Итогом вмешательства США и Североатлантического военного блока стало аннигилирование сербского превосходства, ранее установившегося на поле боя, и защита территориальной целостности БиГ, которая затем была закреплена Дейтонским соглашением от 14 декабря 1995 года.

Также эти соглашения подразумевали введение в Боснию 60-тысячного контингента НАТО (половину состава данных сил должны были составить подразделения Вооруженных сил США) и сохранение за Республикой Сербской автономии в составе БиГ, однако её лидеры, включая  Радована Караджича и  Ратко Младича, больше не могли занимать свои посты из-за обвинений Гаагского трибунала. Общие потери сторон в Боснийской войне, погибшими и пропавшими без вести, превысили 100 тысяч человек. 

Для прямого внешнего контроля над "независимой республикой" был назначен Верховный представитель по Боснии и Герцеговине, представляющий страны, участвующие в заключении Дейтонского соглашения. "Верховный представитель", фактически, является политическим наместником коллективного Запада, и обладает надконституционными полномочиями. В настоящее время данную должность занимает немецкий политик Кристиан Шмидт.

Стоит отметить, что действуя в интересах боснийцев, Вашингтон понимал, что имеет дело с сепаратистским анклавом, желающим построения мусульманского государства. Поскольку в те годы лидером боснийцев был Алия Изетбегович, автор "Исламской декларации", в которой говорилось: "Не может быть ни мира, ни сосуществования между исламским вероисповеданием и неисламскими политическими институтами власти".

Жульничество и бомбардировки

До 1998 года сопротивление сепаратистам Косово осуществляла только милиция Югославии, однако в феврале местные милитаризированные силы албанцев объявили о вооружённой борьбе за независимость, поэтому для их сдерживания было принято решение задействовать армию. В июне, когда Североатлантический альянс рассказал о возможном применении силы против Республики Югославия, эти заверения придали сил и решимости косоварам. 24 сентября НАТО начал разрабатывать план авианалётов с целью поддержать антисербские силы. 13 октября было заявлено, что операция начнётся в течение 96 часов.

15 октября 1998 года президент Милошевич и американский посланник Холбрук заключили мирные договорённости. Однако антисербское насилие в Косово продолжалось, и в январе 1999 года Белград снова был вынужден задействовать армию для защиты своих граждан. На что НАТО ответил бомбардировками, продлившимися с 24 марта по 10 июня, и унесшими жизни около 3,5 тысяч военных и гражданских лиц. Всего жертвами косовского конфликта стали около 13 тысяч человек. После нескольких месяцев авианалётов Сербия согласилась вывести войска из Косова и согласовать НАТОвскую оккупацию региона.

17 февраля 2008 года албанские косовары снова провозглашают независимость. В тот же день "независимость" данного образования официально признала Америка, а спустя два дня – Германия. Произошедшее было настоящим обманом Белграда, ведь он, фактически, пусть и под давлением, ранее делегировал охрану своего субъекта в международно-признанных границах "западным союзникам по мирному урегулированию", которые должны были гарантировать безопасность местным славянам, но вместо этого - поддержали сепаратистский анклав, и, в итоге, признали сепаратистов легитимной властью, нарушив договорённости с сербами.

За годы войн и санкций Республика Югославия настолько ослабла, что даже власти Черногории больше не находили выгодным для себя сохранение конфедеративных отношений с Белградом. 21 мая 2006 состоялся референдум о провозглашении независимости данной страны. Явка составила 86.49%. Из проголосовавших - 55,5% изъявили желание отделиться от Сербии. 55% голосов хватило для признания легитимности данного решения. Несмотря на то, что перевес голосов оказался на уровне статистической погрешности, были зафиксированы факты многочисленных нарушений, допущенных в ходе волеизъявления, итоги референдума были практически мгновенно, незамедлительно признаны мировым сообществом, в первую очередь США.

Наступление на православных славян Балкан продолжается и по сей день. В конце мая 2023 года албанскими силовиками Косово, при поддержке контингента НАТО, были захвачены мэрии 4 сербских муниципалитетов севера региона, а именно в Звечане, Лепосавиче, Митровице и Зубин Потоке, где оккупантами были поставлены свои градоначальники. Власти Сербии фактически дали понять, что допускают военное вмешательство своей армии в ситуацию только в случае начала массового убийства славян Косово.

5 июля 2023 группа группа депутатов Европарламента, включающая председателя комитета по иностранным делам Европарламента Дэвида Макалистера, постоянного докладчика по вопросам Боснии и Герцеговины Паулу Ранжел и председателя парламентской делегации по связям с Боснией и Герцеговиной и Косово Ромео Франца, потребовала введения санкций против Милорада Додика, лидера Республики Сербской. Этот призыв был мотивирован тем, что данный регион оставляет за собой право не исполнять решение Конституционного суда БиГ. Додика обвинили в подрыве территориального и конституционного порядка Боснии и Герцеговины. Ранее, с целью защиты целостности БиГ, санкции против Додика были введены США в 2017 и 2022 годах.

Выводы сделали не все

США клялись в своей приверженности целостности Югославии, тем самым создавая ложную уверенность, что если возможные экономические последствия рекомендованных МВФ реформ усилят сепаратистские настроения, Запад не будет их поддерживать, и поспособствует пресечению Белградом подобной активности. В реальности Вашингтон поступил противоположным образом, в ходе экономического кризиса, вызванного реформами "по рецепту МВФ", начав полноценную экономическую блокаду СРФЮ, одновременно осуществляя вооружённую защиту сил дезинтеграции, полностью игнорируя волеизъявление сербского меньшинства отделяющихся национальных республик. При этом, подобная политика республиканца Буша была продолжена, и даже усилена, сменившей его демократической администрацией Клинтона. То есть действия Белого дома на Балканах были следствием т.н. двухпартийного консенсуса.

Восемь лет, используя свой лидерство в НАТО и давление на структуры ООН, США вело интенсивную опосредованную войну против Югославии и сербского народа, используя силы Альянса и сепаратистов. За это время общие потери южнославянских народов и албанцев могли превысить 150 тысяч человек убитыми и ранеными. В настоящее время Вашингтон фактически поддерживает десербизацию Косово, и при каждом удобном случае демонстрирует враждебность по отношению к сербам Боснии. США одержали полную военную и экономическую победу над Югославией не только потому, что имели силовое и финансовое превосходство, но и из-за излишнего доверия к Западу, и из-за проведения ранее административных реформ по децентрализации государства, что сделало сербов намного более уязвимыми.

Сегодня, несмотря на оккупацию НАТО и признание Косово со стороны ЕС, Белград продолжает говорить о евроинтеграции, кроме того, в стране популярны идеи условно либертарианского развития экономики с минимизаций госрегулирования. Программа правящей Прогрессивной партии провозглашает курс на дальнейшую децентрализацию Сербии. Всё это свидетельствует о том, что многие сербы, к сожалению, не сделали практических выводов из трагических событий, произошедших с ними за последние 30 лет.

Но мы, русские, выводы сделать должны, и они следующие: больше никаких реформ в духе дикого капитализма "аля МВФ", никакого "реального федерализма" - направленного на децентрализацию и ослабление государства, никакого доверия к т.н. "международным наблюдателям" и дипломатическим гарантиям Запада. Здравый, безопасный и наиболее выгодный внешнеполитический курс, которого стоит придерживаться по отношению к современным США и их сателлитам можно охарактеризовать как "ни дружбы, ни войны". Только таким образом можно избежать очередной геополитической катастрофы, которых итак было слишком много в истории славянских народов.

Автор: Ярослав Меркулов

Новости партнеров