Как США уничтожают экономику Ирака: предыстория
На протяжении последних 50 лет, от времён правления президента Никсона до администрации Байдена, Белый дом целенаправленно осуществлял политическую, экономическую и военную агрессию против Ирака, даже когда у власти в стране находились проамериканские силы.
Полвека американского прокси-террора
Такая политика привела к фактическому геноциду нескольких миллионов иракцев. Зачастую в атаках на Багдад использовались другие страны и народы, особенно сильно Вашингтоном был раздут ирано-иракский конфликт.
Изначально в Иране было светское проамериканское правительство шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. В 1954 году шах заключил договора с Международным нефтяным консорциумом, 35% которого принадлежало американским и 40% британским компаниям, в соответствии с которым Иран получал лишь 50% прибыли от собственной нефти. В свою очередь Вашингтон подавал сигналы, о том, что хочет видеть Персию региональной сверхдержавой.
Начиная с 1969 года, в нарушение международных договоров, проамериканский Тегеран регулярно осуществлял военные провокации против Ирака. Так Иран сначала отправил свою военную флотилию в принадлежащие иракцам, по договору 1937 года, воды Шатт-эль-Араба. А потом начал проводить активную милитаристскую поддержку антииракских курдских сепаратистов. Хотя Багдад официально объявил, что признаёт автономию Курдистана, а Ирак - двухнациональной страной, Вашингтон заявил, что относится к этим уверениям скептически, и продолжил прокси-поддержку сепаратистов, начатую ранее. С 1972 по 1975-ый США предоставили мятежным курдам поддержку на $20 млн, говоря о том, что их главная цель - улучшить переговорную позицию командования Курдистана для получения автономии. Кроме того, Киссинджер уговорил Израиль предоставить антииракским сепаратистов тяжелое вооружение на сумму $28 млн.
Американская поддержка курдов была заморожена после того, как Саддам Хусейн, который в первые годы своего правления также положительно относился к США, отказался от претензий на занятый Ираном приграничный водный путь Шатт-эль-Араб.
11 февраля 1979 года в Иране победили антиамериканские революционные силы, и тогда Вашингтон развязал против Тегерана прокси-войну, действуя руками Саддама Хусейна, который в этот период получал всестороннюю поддержку от США. В итоге Ирано-иракской войны, по разным оценкам, погибло от 400 тысяч до 1,2 миллиона человек. Боевые действия пролились 8 лет (с 22 сентября 1980 года по 20 августа 1988 года), серьёзно ослабив обе страны, ни одна из которых не смогла, в итоге, добиться достижения своих целей.
Но мир был недолгим. Используя Кувейт, ещё один свой протекторат на Ближнем Востоке, Вашингтон втянул Багдад в новую военную кампанию. США предоставили дружескому эмирату технологию бурения наклонных скважин, что позволяло Кувейту воровать иракскую нефть. На тот момент у Саддама Хусейна были сильнейшая армия в регионе и ослабленная экономика, нуждавшаяся в нефтяных доходах. После игнорирования кувейтцами требований выплатить компенсации, которое прозвучало 18 июля 1990 года, силовое решение вопроса казалась для Багдада привлекательным.
Кувейтская ловушка
25 июля 1990 Саддам провёл консультацию с послом Соединенных Штатов Эйприл Глэспи, которая прошла в присутствии министра иностранных дел Ирака Тарика Азиза. Из стенограммы, опубликованной правительством Ирака, следует, что американская чиновница намеренно создала у президента Ирака ложное впечатление о том, что вопрос Кувейта не является приоритетным для Вашингтона, и что США, скорее всего, не вмешаются в конфликт.
В частности Глэспи говорила: "У меня есть прямое указание Президента стремиться к улучшению отношений с Ираком ... Я знаю, что вам нужны средства. Мы понимаем это, и наше мнение таково, что у вас должна быть возможность восстановить свою страну. Но у нас нет мнения по поводу арабо-арабских конфликтов, таких как ваши разногласия на границе с Кувейтом. Я была в американском посольстве в Кувейте в конце 60-х [во время другого ирако-кувейтского пограничного конфликта]. Инструкция, которую мы получили в течение этого периода, заключалась в том, что мы не должны выражать никакого мнения по этому вопросу и что этот вопрос не связан с Америкой. Джеймс Бейкер поручил нашим официальным представителям подчеркнуть важность этой инструкции. Мы надеемся, что вы сможете решить эту проблему любыми подходящими методами через Клиби или через президента Мубарака. Все, на что мы надеемся, это то, что эти проблемы будут решены быстро...".
2 августа 1990 года армия Ирака осуществила вторжение в Кувейт, после чего Вашингтон начал войну в Персидском заливе, продлившуюся до 28 февраля 1991 года. Суверенитет проамериканской правящей династии Кувейта был восстановлен. Затем последовали годы удушений санкциями и немотивированных обвинений Багдада в разработке химического оружия. 16-20 декабря 1998 года американская и британская авиация осуществили бомбёжку Ирака, заявив, что делают это с целью ослабления правительства Саддама Хусейна. В середине 2002 года Вашингтон начал подготовку к новому вторжению в Ирак, объяснив это необходимостью поиска некоего оружия массового поражения, которое так и не было обнаружено. Иракская война официально продлилась с 20 марта 2003 по 15 декабря 2011 года, в итоге, по разным оценкам, погибло от 178 тысяч до 1,55 миллиона человек. Несмотря на то, что Саддам был арестован американскими войсками, уже в декабре 2003 народ Ирака вел ожесточённую партизанскую войну против оккупантов и их колониального марионеточного правительства.
Религиозная радикализация, спровоцированная затянувшейся гражданской войной, и дестабилизация Вашингтоном соседней Сирии, вызвали к жизни ИГИЛ (Исламское Государство Ирака и Ливии, запрещено в РФ). На пике могущества ИГИЛ занимало около трети территории Ирака. Следующие годы иракцам пришлось потратить на ведение боевых действий против исламистов.
Последние 6 лет страну продолжает сотрясать не заканчивающийся политический и экономический кризис. Кроме того, в Ираке всё ещё действуют повстанческие и террористические группировки различной направленности, что заставляет задумываться об угрозе нового масштабного военного конфликта.
3 января 2020 года ВВС США убили легендарного иранского генерала Касема Сулеймани, находящегося на тот момент в Багдаде, чем мог быть спровоцирован новый конфликт между Ираком и Тегераном. Однако иракское общество резко осудило данную террористическую атаку Вашингтона, кроме того парламент страны проголосовал за резолюцию, призывающую американские войска покинуть Ирак, что, конечно же, не было сделано. В настоящее время там продолжают находиться 2,5 тысячи военнослужащих США. Чтобы снизить градус народного недовольства, их позиционируют как "приглашённых инструкторов и консультантов". Максимальная численность вашингтонского контингента в Ираке достигла в 2007, через 4 года посте свержения Саддама Хусейна, и составляла на тот момент 170 тысяч человек.
По итогу этой войны нефтяные ресурсы Ирака оказались в руках американцев, любая, даже сугубо гипотетическая угроза Израилю от этой страны была устранена на полвека вперед, крупная региональная держава перестала существовать как субъект мировой политики. Сколько заработали представители американского ВПК, и связанного с ним истеблишмента, на двух войнах в Заливе – вопрос риторический, но ясно, что счёт идет на миллиарды и миллиарды долларов, осевших в карманах всех заинтересованных лиц.
Торговая осада
Санкции Совета Безопасности ООН, принятые по инициативе США против Ирака (отмечу, что их принятие было бы невозможно без поддержки Горбачёва), вступили в силу 6 августа 1990 года, и подразумевали почти полную торговую блокаду страны, включая нефтяное эмбарго. Вашингтон настаивал, что санкции нужны для того, чтобы вынудить Багдад отказаться от оружия массного поражения (которого, как выяснилось, у Ирака не было), и вывести войска из Кувейта. После деоккупации региона, в дальнейшем это требование было заменено на призыв выплатить репарации Кувейту.
В Ирак можно было ввозить лишь гуманитарные грузы и товары первой необходимости по согласованию с Комитетом по санкциям ООН, даже после прохождения разрешительных процедур груз подлежал досмотру с пристрастием, и мог быть конфискован.
В марте 1997 года заработала программа "нефть в обмен на продовольствие", в соответствии в которой Ирак мог продать ограниченное количество энергоресурсов, получив в обмен гуманитарные грузы на 72% средств от выручки, 25% шло на репарации Кувейту, и остальные - на технические и административные издержки.
Санкции привели к голоду и росту болезней среди населения Ирака. Из-за запрета экспорта, по итогу, миллионы иракцев лишились доступа к очищенной питьевой воде. Когда координатор гуманитарной программы ООН в Багдаде Денис Холлидей (Denis Halliday) прибыл в Ирак с ознакомительной миссией, он пришёл в шок от бедственного положения, с которым столкнулось местное население из-за санкций. В знак протеста он объявил об уходе с должности в ООН, отказавшись хоть как-то способствовать дальнейшему проведению санкций в жизнь. Свой поступок Холлидей объяснил так: "Я не хочу вводить программу, которая по сути своей соответствует международному определению понятия "геноцид"".
Накануне американского вторжения, Саддам Хусейн издал указ о запрете на ввоз и производство оружия массового поражения (которого, как выяснилось потом, и не было в стране), но Джорджа Буша-младшего было уже не остановить. Перед вторжением американский президент выступил с речью, в которой заявил: "Мы разрушим аппарат террора, и поможем вам построить новый Ирак, процветающий и свободный".
Слишком медленно снимаемые санкции
Ведущий медицинский журнал The Lancet в публикации 1995 года оценил избыточное число детских смертей, произошедших из-за последствий введения антииракских санкций - в 567 тысяч. ЮНИСЕФ, в исследовании под названием "Обследование детской и материнской смертности в Ираке", используя данные опроса 40 тысяч домохозяйств, приходит к выводу о том, что из-за международной блокады Ирака погибло примерно 500 000 детей (!). Изначально коллективный Запад не отрицал этого факта. Так 12 мая 1996 года посол США в Организации Объединенных Наций Мадлен Олбрайт назвала эти смерти "приемлемой ценой". Однако в дальнейшем американская сторона стала заявлять, что данные цифры не соответствуют действительности, просто люди Саддама Хусейна якобы ввели международных экспертов в заблуждение, и в Ираке нет таких проблем.
После установления над Ираком в 2003 году фактического американского контроля, Совет безопасности ООН снял санкции, касающиеся инвестиций и торговли. Но лишь в конце 2010 года ООН приняла постановление, требующее вернуть правительству Ирака контроль над доходами от продажи нефти и природного газа.
Измученный длительными войнами Багдад более 20 лет платил репарации Кувейту, к декабрю 2021 года вся сумма в $52 млрд была погашена.
В марте 2023-го советник премьер-министра Ирака по СМИ Хишам аль-Рекаби сообщил о том, что впервые за 20 лет достигнуто соглашение о том, что доходы от продажи нефти иракского Курдистана будут идти на некий счёт под контролем "премьер-министр региона и премьер-министра федерального правительства". Однако из этой формулировки непонятно, смогут ли они расходоваться на нужды всей страны. Ранее, в 2022 году местные власти Курдистана приняли законопроект об экспорте энергоносителей без контроля центрального правительства. Багдад заявил о неконституционности данного решения.
Лишь весной 2023 года Международный арбитражный суд по вопросу экспорта энергоносителей признал, что контролировать доходы и управлять поставками должно федеральное правительство Ирака, пока существует единое государство. До этого момента всю прибыль от энергоресурсов, идущих по нефтепроводу Киркук-Джейхан, получал Курдистан. Между тем работа нефтепровода была приостановлена, и на момент подготовки статьи к публикации, не возобновлена.
Ирак и Кувейт до сих пор ведут переговоры о демаркации морских границ, которые так и не были уточнены американской оккупационной администрацией.
В целом Багдад всё ещё обладает низким уровнем политико-экономического суверенитета. Например, национальные валютные резервы страны по-прежнему контролирует Федеральная резервная система (ФРС) США.
Всё вышесказанное привело к тому, что, несмотря на то, что Ирак входит в топ 5 стран мира по запасам нефти, его население остаётся одним из самых нищих и бесправных на Земле. По показателю индекса человеческого развития Ирак занимает 121-ое место среди 131-го изученного государства. И надежд, что в ближайшие годы положение иракского народа улучшится, практически нет.
Автор: Ярослав Меркулов