Как записывали в украинцы, или «Добровольно-принудительная» паспортизация 1991 года

На нынешней Украине усиленно думают над вопросом, откуда взять новых украинцев. Надо сказать, действуют в духе «времени», хотя саму идею, вероятно, следует рассматривать как своеобразный ответ Путину. После решения президента Российской Федерации упростить выдачу российских паспортов жителям Донецко

На нынешней Украине усиленно думают над вопросом, откуда взять новых украинцев. Надо сказать, действуют в духе «времени», хотя саму идею, вероятно, следует рассматривать как своеобразный ответ Путину. После решения президента Российской Федерации упростить выдачу российских паспортов жителям Донецкой и Луганской Народных Республик Зеленский, подписав соответствующий указ, решил раздавать украинское гражданство россиянам. Правда не всем, а только тем, кого Кремль якобы преследует по политическим мотивам. Попал ли под действие этого указа хоть один беженец из России, неизвестно…

А тут еще заголосили некоторые украинские политики, застигнутые врасплох массовой раздачей венгерских паспортов в Закарпатье на фоне ухудшения отношений между Киевом и Будапештом: «назрела, дескать, необходимость легализации двойного гражданства». По мнению вице-премьера по европейской и евроатлантической интеграции Кулебы, это в первую очередь должно касаться иностранных граждан, тех самых наемников, американских, хорватских, польских и прочих, которые воют против народа Донбасса уже пятый год.

Глава комитета Верховной Рады по вопросам интеграции Украины в ЕС Климпуш-Цинцадзе призывает с умом подходить к вопросу двойного гражданства: анализировать явные и скрытые угрозы, изучать опыт друг стран… А пока предлагает развивать так называемый статус зарубежного украинца, «вербуя» в украинцы из рядов украинской диаспоры Канады или Бразилии.

Словом, такая уж зазеркальная страна – Украина, где одни из русских «украинцев» делали, потом записывали как «украинцев» (согласно переписи 1926 года), а пришедшие к власти новые «слуги народа» теперь зазывают… в украинское гражданство. Поистине настоящее «напряжение» для мозга политиков, «трудящихся» на ниве так называемой украинской паспортизации.

Где оно, то блаженное время, когда многие граждане распавшегося Союза и не подозревали, что стали обладателями украинского гражданства практически во сне. Заснули в одном государстве, а проснулись совсем в другом. Было это ровно 28 лет назад, после принятия   Верховной Радой 8 октября 1991 года  Закона «О гражданстве Украины», согласно которому всех жителей, прописанных на территории новонезависимой страны, обязали поставить в советские паспорта специальный штамп, потому как без оного документ считался недействительным. Печать зачеркивала надпись «СССР» и добавляла слово «Україна», а на первой странице советского паспорта (своих бланков у Украины тогда не было) оттискивался новый государственный герб.

Только через пять лет был введен новый паспорт синего цвета. Следует отметить, что хотя в государственных организациях сотрудников принуждали сменить документ, грозя неприятностями, а органы власти и соцобеспечения «мягко подталкивали» людей к обмену, граждане новой страны не спешили.

Фактически замена паспортов растянулась аж до начала нового тысячелетия. Но как оказалось, она все же не была стопроцентной, например, при оформлении нынешних паспортов России в Крыму многие граждане принесли именно советские паспорта. Ну не хотели жители Крыма и Севастополя быть гражданами Украины в далеком 1991 году, и имели на то полное право. Давайте вспомним некоторые вехи тех исторических событий.

В апреле 1992 г. Верховный Совет Украины принял Закон о разграничении полномочий между Украиной и Республикой Крым, в котором закреплялся статус Республики Крым как составной части Украины. В ответ Республиканское Движение Крыма собрало более 200 тысяч подписей за проведение референдума о независимости Крыма. В мае Верховный Совет Республики Крым принял Акт о провозглашении государственной самостоятельности республики, ввёл в действие Конституцию Республики Крым и принял постановление о проведении общекрымского референдума 2 августа 1992 г. Но уже в июле 1992 г. Верховный Совет Республики Крым наложил бессрочный мораторий на проведение общекрымского референдума о независимости Республики Крым.

В то же самое время Кравчук, бывший тогда президентом Украины, отдал распоряжение паспортной службе приступить к проставлению в паспортах жителей Крыма и Севастополя штампа «гражданин Украины». Правительство Украины считало, что перейдя в состав Украины, Крым автоматически приобрел ее гражданство. Но, по мнению некоторых экспертов, это являлось спорным моментом.

Во-первых, в акте о передаче Крыма не предусматривалось изменения гражданства населения республики. Во-вторых, Положение о гражданстве от 1931 г. утверждало, что население конкретной республики имеет право выбирать гражданство, если оно считает себя связанным с этой республикой по национальности или происхождению. Являясь гражданами СССР и РСФСР, жители Крыма не заявляли об отказе от гражданства РСФСР и желании получить гражданство Украины. Референдум 1991 г. также показал, что большая часть населения признаёт себя русскими. Таким образом, можно считать, что украинское гражданство населения Крыма было незаконно, и жители полуострова на всем протяжении сохраняли гражданство России как преемницы РСФСР.

Вот что пишет по этому поводу правозащитник и журналист Марк Бен-Наим, учредивший в Крыму «Региональную правозащитную группу «Полуостров Крым».
«После распада СССР, не смотря на волю большинства жителей Крыма и Севастополя, проголосовавших на референдуме за автономию Крыма, принятым в то время законом Украины « О гражданстве Украины» было установлено, что все без исключения жители Украины, территорией которой депутаты считали и Крым, стали гражданами Украины без всяких исключений. После этого людей варварскими методами, под угрозой привлечения к ответственности, заставляли получать паспорта Украины. Без паспорта Украины людей не брали на работу, отказывали в медицинской помощи, не выплачивали пенсии и пособия. При этом закон Украины, в отличие от аналогичного закона Российской Федерации тех лет не содержал в себе права граждан на отказ от украинского гражданства путем подачи уведомления».

Самое интересное, что Россия в начале 90-х годов гарантировала лицам, отказавшимся от приобретения гражданства России после распада СССР, получение вида на жительство в Российской Федерации, чего не сделала Украина. Т.е. людей в прямом смысле загоняли как скотов в украинское гражданство, а лиц, желающих получить гражданство России и не желавших получать паспорт с бандеровской символикой, преследовали. И таких насильно загнанных в украинское гражданство в одном только Крыму и Севастополе насчитывалось около двух миллионов человек.

Многие оставляли советские паспорта (милиционеры говорили, что был просто вал заявлений о «краже» и «утере»), причем не от политических симпатий к СССР, а от неприязни и недоверия к трезубой книжечке с непонятным текстом… И российский паспорт рвались получить всеми правдами и неправдами.

Подобная добровольно-принудительная паспортизация имела место и в Донбассе. В Донецке, например, старожилы помнят, что советские люди, живущие в УССР, стали украинцами на основе совершенно незаконной процедуры. Работаюшим выдавался бланк заявления, в котором было написано. «На основе Вашего, собственноручно заполненного заявления «О выдаче паспорта» гражданина Украины от 12.05.1998, был совершён обмен паспорта гражданина СССР образца 1974 г. на паспорт гражданина Украины». Оставалось поставить только подпись.

Были случаи, когда украинские паспорта раздавали просто так, без всяких заявлений. Приносили домой под Новый Год, например. Сам процесс выдачи украинских паспортов на Донбассе затянулся до 2000 года, у многих донбассовцев стоит именно этот год выдачи паспорта.

«Однажды утром мы проснулись в Донецке в составе суверенного независимого государства Украина, со всеми для нас вытекающими. Насколько я помню, в судах был разрешен исключительно украинский язык, инструкции к лекарствам были только на украинском, закрывались русские школы… А паспорт громодянына Украины я получал в 1998 году, когда мне не продали билет на самолет в Киев», – рассказывал Валерий С., житель Шахтерска.

Было несколько дел, касающихся получения украинских паспортов, которые прошли даже через европейский суд. Дело в том, что украинские органы власти отказывались писать в выдаваемых документах русские имена и фамилии в русской транскрипции — их переводили на украинский, что противоречило требованиям международного права.

«Пришлось через Европейский суд пройти — я был причастен к ведению дела двух жителей Украины, и Европейский суд признал, что действия украинских властей незаконны. Например, одному из них, Дмитрию, был выдан паспорт на имя «Дмытро». Имя Наталия, которое так было записано в свидетельстве о рождении, выданном еще в СССР, переводят и пишут «Наталя», – рассказывал один донецкий юрист.

По воспоминаниям жительницы Донецка Людмилы С., «ценность украинского гражданства была такова, что паспорта не знали, как всучить». «Бум обмена – рассказывает она, – пришелся на рубеж века – объявили, что по советским паспортам нельзя выехать за пределы Украины (в РФ, Белоруссию и т. п), нельзя устроиться на работу, получить пенсию, и так далее. Причем, был какой-то точный срок, после которого паспорт образца СССР 1974 года вообще считался непригодным, как будто без паспорта человек. Самые тормозные граждане получили паспорт Украины не позднее 2002 года, тогда уже полагался какой-то штраф за промедление. Умерла бабушка какая-то в соседнем подъезде, которая не успела поменять паспорт СССР, так родне пришлось за взятку уговаривать скорую, милицию и ЗАГС, чтобы нормально ее похоронить, году в 2003 это было».

Как видим, жители Крыма и Донбасса, все еще жившие по паспортам образца 1974 года, несмотря на 197 статью административного кодекса и штраф от 1 до 3 необлагаемых налогом минимумов, до 2002 года в основе своей вовсе не горели желанием стать обладателями трезубой книжечки с надписью «Украина».

Более того, всеми своими действиями они показывали, что им этот паспорт и даром не нужен. Тем более не нужен он сейчас, когда выбор был уже сделан пять лет назад на референдуме. За него погибли их друзья и близкие, их дети и старики Этот выбор – быть русскими, воспитывать детей на примере героев Великой Отечественной и своих героев, а не по учебникам Сороса. Этот выбор – Россия!

Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»

 

Новости партнеров