Какой Путин нужен Украине
Во вторник, 6 февраля, ЦИК РФ зарегистрировал очередного кандидата в президенты. Это – Владимир Путин. И хотя выборы главы российского государства — дело сугубо суверенное, все же есть еще одна страна, для которой эти выборы во многом становятся определяющими. И эта страна – Украина. Ответ на вопрос
Во вторник, 6 февраля, ЦИК РФ зарегистрировал очередного кандидата в президенты. Это – Владимир Путин. И хотя выборы главы российского государства — дело сугубо суверенное, все же есть еще одна страна, для которой эти выборы во многом становятся определяющими. И эта страна – Украина.
Ответ на вопрос, изменится ли что-то в отношениях двух стран после президентских выборов в России, создает интригу. Потому что предвыборные заявления главного кандидата в российские президенты Владимира Путина раскалывают украинское общество. Официальная пропаганда, Петр Порошенко и подконтрольные администрации украинского президента СМИ утверждают, что Путин хочет Украине только плохого — захватить, уничтожить, подчинить.
Но из слов самого Путина следует иное — что он считает украинский народ братским российскому, и что ни о каком захвате Украины речи не идет. Больше того, кажется, что российский президент ожидает встречных дружественных шагов со стороны украинской власти. А там делают в период избирательной кампании, исключительно недружественные. Эксплуатируя момент.
В ожидании «новой модели»
Значительная часть украинской политической элиты увидела в последних заявлениях российского президента зачатки «новой модели». Эта модель — в ожидаемом изменении политической линии. Более того, считая, что российская власть рано или поздно дрогнет под натиском европейских и американских санкций, на Украине предполагают, что в свой последний президентский срок Путин (а следовательно и вся российская власть) пойдет на попятную по Крыму и Донбассу.
И в этом случае, рассуждает один из украинских политиков в популярном украинском СМИ, «возможно, речь может идти о выводе полуострова (Крым — ред.) в отдельную экономическую зону, наподобие того, как Китай вывел Гонконг. Тогда мы будем контролировать свои территории через международные структуры, а позже, после изменения ситуации в России, вернем Крым уже и физически нашему государству».
Мечты о возврате Крыма и «сдаче» Донбасса основываются как раз на тех самых миролюбивых высказываниях Путина, которые он сделал, говоря о братских народах и предлагая Украине забрать из Крыма принадлежащее ей оружие…
Эта гипотетическая «модель будущих отношений с Россией» не учитывает главного. Российский президент очень чутко прислушивается не к украинским «хотелкам», а к тому, что думает о нем, о России и об окружающем Россию мире сами граждане, то есть, говоря по-научному, электорат.
И поэтому в этой ситуации украинским «некремлевским мечтателям» следует присмотреться к тому, что говорят в России — в сетях на форумах, в СМИ и даже на ток-шоу. А все это суммировав, не трудно понять — в России (далеко не только во власти, но прежде всего среди основной части населения) действительно, считают, что присоединение Крыма к России — историческая справедливость. И так же, кстати, считает, согласно прошедшему референдуму, который не признает Украина, подавляющая часть жителей полуострова.
А еще в России убеждены, что на Донбассе, где находятся миллионы русских, нельзя допустить резни, которую готовы устроить в случае отступления России от своих обязательств перед ДНР и ЛНР украинские националисты и радикалы, объединенные в добробаты и национальные дружины. А реальность такой резни подтверждается их, националистами и радикалами, неоднократными заявлениями.
То есть, если речь идет не об обмене Крыма и Донбасса на санкции, не о политике лично кандидата в президенты Путина, а о ментальных корневых для всей России вопросах, которые президент России выражает в своей политике. И поэтому мечты об отступающем после президентских выборов Путине — беспочвенны. Путин тут выражает мнение большинства. А не только свое.
«На золотом крыльце сидели»
Особенность украинской политической элиты в ее абсолютном и, вот уж действительно, ментальном космополитизме. Большинство украинских олигархов давно и прочно связали свою жизнь с Западом и в родной стране не живут. Кстати, тот же президент Порошенко имеет особняк в Испании, а в дни новогодних каникул под псевдонимом Petro Incognito покинул родную страну и вместе со всем своим многочисленным семейством отправился на Мальдивы, где и потратил, по сведениям украинских СМИ 500 тысяч долларов.
Не в Карпатах, где у главы украинского государства есть официальная резиденция, не в Одессе, не в Виннице, а в Индийском океане — подальше от, видимо, надоевших ему родных чернозёмов.
А российский президент всегда отдыхает в России. Это, конечно, — деталь, хотя характерная.
Но важнее все-таки, другое. По последним социологическим исследованиям вся официальная политическая тусовка Украины набирает, если сплюсовать все их рейтинги, едва 30 процентов поддержки населения. У Юлии Тимошенко — 12 процентов, у Петра Порошенко — 10, оставшиеся ближе к нулю…
А что же остальные 65-70 процентов населения? Они вообще не видят в своей политической элите лидеров мнения, выражающих их, электората, взгляды на происходящее в стране.
Хотя, на самом деле, ситуация еще хуже. Как утверждает украинский Фонд «Демократические инициативы», по его последним социологическим исследованиям, рейтинг недоверия или, как его еще называют, «антирейтинг» украинских политиков вообще зашкаливает.
У бывшего премьер-министра страны Арсения Яценюка он 81 процент, у секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова — 75, тоже самое у генпрокурора Юрия Луценко и министра МВД Арсена Авакова. У Саакашвили — 57,7, у Юлии Тимошенко — 56, а у президента Петра Порошенко — 62 процента.
«Антирейтинг» — показатель того, какой процент избирателей не просто равнодушен, а категорически не приемлет политиков и ни при каких обстоятельствах не будет за них голосовать на выборах. Не трудно заметить, что общий для всех украинских политиков «антиретинг» примерно равен в процентах той самой части электората, которая не видит в представителях политической элиты лидеров мнений, выражающих его, электората, взгляды и, как принято говорить, чаяния.
И в этом смысле, политический класс Украины, ныне открыто и последовательно проводящий в стране антироссийскую политику, представляет не все население страны, а только самих себя.
А что же население?
А о нем политический класс Украины не думает и ничего о нем не знает.
«Терра Инкогнито»
Ситуация, конечно, парадоксальная. Победившие четыре года назад на Майдане от имени народа политики, сегодня, как оказалось, не представляют большинства населения страны и не знают, чего хочет народ.
Хотя этому есть простое объяснение. Не знают они этого потому, что режим всех оппозиционеров, всех своих политических противников называет врагами государства, изменниками и «агентами Кремля».
Не знают потому, что не согласные с режимом журналисты, политики, вообще критики режима могут быть посажены в тюрьму, привлечены к уголовной ответственности, в лучшем случае выдавлены из страны. И, тем не менее, когда возникает возможность коллективного скрытого протеста, он выражается ясно и однозначно.
В прошлом году на 8 и 9 мая я был на Украине, где в эти дни состоялись общенародные шествия — в Кривом Роге парад победы под запрещенным на Украине Красным знаменем, а в Днепре и в Киеве — многотысячные народные шествия, аналогичные «Бессмертному полку». То, что в России является обычным делом — выйти 9 мая на площадь с портретом участников войны, на Украине требует мужества — радикалы и националисты на моих глазах в Днепре избивали таких граждан, поджигали их флаги, рвали цветы и фотографии. Но это и — протест. Против власти, отменившей 9 мая, как день Победы и перенесшей его на общеевропейское 8-е число. А люди все равно вышли 9-го.
Это еще протест и потому, что несли они красные флаги, так же запрещенные на Украине законом о «декоммунизации».
Речь идет не о единичных выступлениях, а о сотнях тысяч людей на Украине и по всей Украине.
Чего же ждут эти сотни тысяч от президентских выборов в России? Слабого Путина, который будет отступать под давлением санкций? Деградации России под давлением США в страну, похожую на нынешнюю Украину?
Конечно, нет.
Так какой Путин привлекателен Украине? Социологических исследований на эту тему сейчас не проводится. Да и вряд ли, если бы они и были, в нынешних политических условиях люди говорили бы правду. Хотя косвенные данные свидетельствуют, что не всё так однозначно, как хочет это представить украинская элита.
До госпереворота социологическая компания «Ресеч энд Брендинг групп» (Евгений Копатько) почти ежегодно проводила на Украине замеры влиятельности зарубежных политиков. И ежегодно с большим отрывом от всех остальных в этих рейтингах побеждал Путин. И на Западе Украины, и на Востоке.
Респонденты ценили в нем твердость, уважение к мнению простых людей, государственный подход, ориентацию на самостоятельную независимую российскую политику.
То есть все то самое, чего нет у нынешней украинской власти.
Захар Виноградов
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции