Какую цену пришлось заплатить России за разворот на Восток

После введения западных санкций Россия была вынуждена сделать резкий разворот на Восток, прежде всего это касается экономических отношений. И за это пришлось заплатить свою цену, рассказал корреспонденту Новороссии доктор экономических наук, финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев.

После введения западных санкций Россия была вынуждена сделать резкий разворот на Восток, прежде всего это касается экономических отношений. И за это пришлось заплатить свою цену, рассказал корреспонденту Новороссии доктор экономических наук, финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев.

Скидки, рупий и дефицит

"Тот факт, что мы вынуждены прогибаться под наших партнеров, уже давно свершился. Например, с Индией, причем в очень яркой форме. Мы отчитываемся о том, что стали продавать этой стране очень много нефти. Но, во-первых, мы продаем ее с очень большими скидками. Во-вторых, это даже не полбеды, а одна десятая ее часть. Беда состоит с том, что деньги, которые мы там зарабатываем, нам не отдают, они лежат на счетах индийских банков.

Дело в том, что Центральный банк Индии очень жестко регулирует оборот местной валюты, рупии, потому что не очень надеется на устойчивость своей финансовой и экономической системы. Вообще, и правильно делает, потому что индийская экономика не такая могучая, чтобы выдерживать заметные флуктуации местной валюты, поэтому рупию можно конвертировать только с разрешения Центрального банка", – говорит экономист.

Фактически там сложилась такая же ситуация, которая имела место с рублем при советской власти. Была официальная цена на доллар, но купить его было практически невозможно.

Российский ЦБ пытается как-то договориться с индийскими коллегами, внутри регулятора даже есть специальный департамент, который работает над решением данной проблемы. Правительство РФ в свою очередь пытается понять, что можно приобрести на те деньги, которые находятся в индийских банках. Но ассортимент товаров, который бы представлял для России интерес, крайне невелик.

"Среди финансистов ходит горькая шутка: можно купить чай, но мы не сможем выпить столько чая, сколько нефти мы туда отправили. Индийские товары можно покупать за рупии совершенно свободно, беда в том, что самих товаров попросту нет", – отмечает Павел Медведев.

Вторичные санкции достанут даже в Китае

С юанем тоже не все благополучно, поскольку он также является не вполне конвертируемой валютой. Более того, он регулируется не только Центральным банком Китая, но и ЦК КПК. Судя по всему, именно Коммунистическая партия Китая является главным препятствием для того, чтобы к юаню относились с доверием.

"Для того чтобы одну валюту легко можно было обменять на другую или купить какой-либо товар, часто конкретная валюта не подходит. В Китае, конечно, можно купить больше различных товаров, но туда дотягиваются вторичные санкции. Действуют они не на государственном уровне, а на уровне компаний. Некоторые не понимают, что я как финансовый омбудсмен имею право иметь дело только с физическими лицами, поэтому я получаю жалобы и от предпринимателей касательно того, что рассчитаться в юанях невозможно. При том, что все это происходит в Китае, а счет открыт в китайском банке. Жалобы обычно следующие: раз платеж прошел, второй, третий, четвертый, а на пятый не прошел. Так что, конечно, мы попали в трудное положение", – резюмировал Павел Медведев.

Новости партнеров