Карабах в обмен на Африку. Заложниками большой игры станут армяне
Изображая себя защитником и покровителем армян, Париж продолжает торговать с Азербайджаном, не брезгуя лишними выгодами. В этом ключе стоит рассматривать и резкий рост напряженности на армяно-азербайджанской границе, полагает обозреватель Новороссии Александр Чаусов.
7 сентября 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Азербайджан сосредоточил войска на границе с Арменией, что требует срочного вмешательства Совета Безопасности ООН.
Ранее в интервью La Repubblica премьер-министр Армении обвинил русские миротворческие силы в невыполнении трехстороннего заявления. В ответ пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что Россия является неотъемлемой составной частью региона, продолжает играть очень важную роль в стабилизации обстановки и намерена делать это дальше. Однако армянская сторона продолжила нагнетать, объявив о совместных армяно-американских военных учениях в сентябре этого года, параллельно с этим отозвав постпреда в ОДКБ.
А уже 6 сентября к армянской границе выдвинулась колонна военной техники Азербайджана.
Чаусов напоминает, что министр обороны Армении Сурен Папикян в конце июня встретился в Париже со своим французским коллегой Себастьяном Лекорню. Судя по всему, стороны договорились о будущем Карабаха. С момента этой встречи поползли слухи о готовности Парижа дать Еревану оружие, также о возможном приезде президента Макрона в Ереван, потом в Баку с миротворческим визитом.
Однако в сфере экономики симпатии французов к армянам не слишком заметны. В 2022 году товарооборот двух стран составлял всего 122 с половиной млн долларов, на фоне 3,7 млрд долларов России и Армении.
Более того, в Закавказье Франция ведет основной бизнес именно с Азербайджаном. Французская TotalEnergie совместно с азербайджанской SOCAR начала добычу газа в месторождении "Апшерон" в азербайджанском секторе Каспийского моря. Понятно, что в таком контексте Париж не будет портить отношения с Баку. Особенно после фиаско в Африке.
В этом смысле "миротворчество" в армяно-азербайджанском конфликте могло бы укрепить авторитет Парижа. Кроме того, это дало бы ему возможность помочь США вытеснить Россию из Армении и даже открыть "второй фронт", вернув Францию в мейнстрим западной внешней политики, полагает Чаусов.