Кем завербован Голливуд

Интересно, что во времена великого немого кино агентов госбезопасности чаще всего изображали на экране то в роли полных тупиц, то в образе жалких и опустившихся пьяниц. Но ситуацию быстро взяли на контроль, и ещё директор ФБР Эдгар Гувер начал налаживать контакты между своим ведомством и братией сц

Интересно, что во времена великого немого кино агентов госбезопасности чаще всего изображали на экране то в роли полных тупиц, то в образе жалких и опустившихся пьяниц. Но ситуацию быстро взяли на контроль, и ещё директор ФБР Эдгар Гувер начал налаживать контакты между своим ведомством и братией сценаристов и режиссеров.

К сегодняшнему дню вездесущие американские спецслужбы создали, чуть ли не отдельную структуру, под название «ФБР пикчерз» представляет.

Поэтому на вопрос: «Каким вы представляете себе агента ФБР?», большинство американцев ответят, что это такие обаятельные ребята, как бригада сыщиков из сериала "Мыслить как преступник" или "Менталист". Женщины там обаятельные и целеустремлённые, как Алекс Пэриш из "Базы Куантико", а мужчины — элегантные и сильные, как агент Дейл Купер или как Рэймонд Реддингтон из "Чёрного списка". И, конечно, среди них есть забавные чудаки-гении с запредельным ай-кью, совершенно зацикленные на работе, — как Малдер и Скалли из "Секретных материалов".

И даже если ответы и будут немного другими, все равно перед глазами будут всплывать не реальные люди, сотрудники спецслужб, которых рядовые американцы и в глаза то не видали, а герои из любимых телесериалов. И это вовсе не случайно: как выяснили журналисты портала Buzzfeed.com, дирекция ФБР негласно контролирует производство телевизионного контента, чтобы улучшать имидж американских спецслужб.

Вербовка Голливуда была многоступенчатой, и такие тёплые отношения между Голливудом и спецслужбами существовали далеко не всегда. Те, кто сначала не внял поучениям со стороны спецслужб, попадали под прицел Комитета по расследованию антиамериканской деятельности, ещё в 1947 году взявшего под колпак всю американскую киноиндустрию.

Так, в целях борьбы с коммунизмом, Гувер положил начало общественной травле многих известных актёров, сценаристов и режиссёров. В списки неблагонадёжных американцев попали Хамфри Богарт, Чарли Чаплин, Лорен Бэколл и Кэтрин Хепбёрн. Поучительная история произошла с актрисой Джин Сиберг. Спецслужбы опубликовали информацию о том, что отцом её ребёнка якобы является любовник Реймонд Хьюитт — глава террористической организации "Чёрные пантеры", а законный супруг Ромен Гари будто бы не имеет никакого отношения к беременности. От стресса у Сиберг родился мёртвый ребёнок, а ещё через некоторое время, устав доказывать, что она не была любовницей террориста, актриса приняла огромную дозу снотворного у себя в машине и умерла.

Ныне же между ФБР и деятелями телебизнеса царит полная любовь и взаимопонимание. Согласно американским законам только ФБР имеет исключительные права на распоряжение символикой своего ведомства. Так что киношники, желающие снимать триллеры и детективы на основе случаев из жизни секретных агентов ФБР, должны получить в ведомстве разрешение на использование их логотипа и фирменной символики. ФБР, конечно, никогда не запрещает снимать себя, но в качестве ответной любезности специалисты пиар-департамента всегда просят почитать сценарий. Потом всегда следует вежливая просьба: а не могли бы вы кое-что поменять? Взамен агенты ФБР обещают поделиться информацией из реальных уголовных дел, чтобы производители кино и сериалов могли бы поставить в титрах завлекательную строчку "Основано на реальных событиях".

Например, режиссёр Генри Алекс Рубин, автор фильма "Связи нет" (Disconnect), рассказывающего о том, как агенты ФБР накрыли притон, транслировавший сексуальные оргии в Интернет, вспоминает, как агенты ФБР попросили его подкорректировать "чересчур жёсткие" образы представителей спецслужб.

— Они мне сказали: "Мы так не работаем, мы действуем более вежливо и дружелюбно", — вспоминает Рубин.

После того как сценаристы переделали сценарий, удалив из действия плохих, коррумпированных агентов, сюжет только стал запутаннее.

И это не единичный случай. Согласно досье Buzzfeed.com, в течение года подразделение по связям с общественностью ФБР обрабатывает до 1000 запросов и обращений от кино и телестудий. Конечно, большая часть их касается разрешения на использование логотипа ФБР. Есть запросы о предоставлении документальных кадров из архива ведомства. Но есть и забавные просьбы.

Например, сценаристы некоего сериала о зомби-апокалипсисе, решившие повторить успех "Ходячих мертвецов", просили раскрыть им секретную информацию о том, какова инструкция для агентов ФБР, если они когда-нибудь встретят зомби. В ФБР отшутились: дескать, если зомби не совершил никаких преступлений, то его поведение будет вне компетенции бюро. И посоветовали обратиться в Центр по контролю за заболеваниями — наверняка там должны знать, что делать с ожившими мертвецами.

Часто продюсеры фильмов идут на более плотный контакт с ФБР. Например, сценарий фильма "Поймай меня, если сможешь", где Том Хэнкс играл агента Карла Ханратти, был отредактирован настоящим агентом ФБР Джо Шеа, который в действительности поймал мошенника Фрэнка Абигнейла.

В тесном сотрудничестве с ФБР был снят и культовый фильм "Молчание ягнят" — мало кто знает, что героиня актрисы Джоди Фостер тренировалась в реальной академии ФБР "Куантико".

Впрочем, ФБР далеко не единственная спецслужба, которая ведёт свою деятельность в Голливуде. Ещё со времён вьетнамской войны кинобизнес пытался приручить и Пентагон. Генералы, предлагая киношникам использовать для съёмок самые настоящие авианосцы, танки и вертолёты, требовали взамен всего ничего — предварительного одобрения сценария. И часто продюсеры шли навстречу генералам. Например, из знаменитого фильма Ридли Скотта "Чёрный ястреб", вернее из версии, предназначенной для DVD-дисков, по требованию генералов были вырезаны все сцены с участием полковника Майкла Стила (его играл Джейсон Айзекс), командовавшего операцией в Могадишо. Дело в том, что уже в 2003 году полковник Стил, направленный воевать в Ирак, оказался замешан в расстрелах пленных иракских солдат, организации пыток и казней мирного населения. И тогда генералы не придумали ничего лучше, чем убрать из героического фильма всех опозорившихся "героев".

Открыли свои представительства в Голливуде и другие государственные агентства — от НАСА до Управления по борьбе с наркотиками при Минюсте. Не так давно выяснилось, что борцы с наркотиками потратили десятки миллионов бюджетных долларов, чтобы такие студии, как НВО, Netflix, а также другие поставщики сериалов в Интернете внедряли бы антинаркотические идеи в сценарии популярных сериалов, например в сериал "Во все тяжкие".

Хуже всех сейчас дела с пиаром обстоят у ЦРУ: пока что американских "рыцарей плаща и кинжала" олицетворяет только несчастная Кэрри Мэтисон из сериала "Родина", страдающая биполярным расстройством и хронической депрессией — в том числе из-за постоянных предательств со стороны коллег.

Но, думается, в скором времени эта имиджевая недоработка будет исправлена, и тогда на экранах мира появятся новые агенты ЦРУ, напоминающие нашего Максима Максимовича Исаева.

Источник: goodspb.livejournal.com

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Новости партнеров