Китай уже делит Дальний Восток? Бойцов у нашей границы подсчитали
Поднебесная сталкивается с серьезным дефицитом энергоносителей, а рядом – регион, богатый золотом, алмазами, нефтью и многим другим. Устоять сложно. В это время местные сайты намекают, что…
Поднебесная сталкивается с серьезным дефицитом энергоносителей, а рядом – регион, богатый золотом, алмазами, нефтью и многим другим. Устоять сложно. В это время местные сайты намекают, что…
Китайское руководство прагматично, оно только на словах предъявляет претензии Западу, но их тесное сотрудничество продолжается, считает культуролог-китаевед Ирина Пак:
Несмотря на неоднократное осуждение Пекином расширения НАТО, руководство Поднебесной старалось избегать крайностей в отношениях с Западом. Но и с Россией у Китая установились тесные отношения. В последние годы отмечен беспрецедентный уровень сотрудничества между двумя странами.
В 2022 году президент России Владимир Путин и лидер Китая Си Цзиньпин подписали совместное заявление, в котором говорилось, что дружба между двумя государствами не имеет границ и "в сотрудничестве нет запретных тем".
Ирина Пак заметила, что Китай получает от конфликта России с Украиной свои выгоды:
Китай стал незаменим с точки зрения экспорта для России из-за ее плохих отношений с Западом. Из Китая идут в Россию высокотехнологичные товары, а из России – дешевый газ, нефть, лес.
Еще Китай извлекает из военного конфликта на территории Украины тот военный опыт, которого не имел. Китайцы, например, стали создавать в больших объемах дроны и боевых роботов, способных заменить солдат.
При этом Китай, базируясь на философии "срединного пути", не заинтересован в военных конфликтах. Тот же Тайвань китайцы хотят присоединить, рассчитывая на экономическое влияние и дипломатию.
"Когда-то это было нашим"
Ряд экспертов полагают, что Пекин посматривает в сторону русских земель, которые в глубокой древности входили в состав Поднебесной.
В качестве аргумента часто вспоминают, например, что в китайских учебниках истории есть тексты, где говорится, что почти вся Сибирь до Томской области, – временно утерянные китайские территории. Эти эксперты любят ссылаться на агрегатор новостей NetEase из КНР, который, как пишет общественник Дмитрий Демушкин, уже едва ли не делит территорию русского Дальнего Востока:
Там не случайно вспоминается, что по Пекинскому договору от 1858 года России перешло 400 тысяч квадратных километров территории к востоку от реки Уссури, включая Владивосток и остров Сахалин.
В NetEase есть и такие высказывания:
Если Россия распадется, территория Дальнего Востока площадью 7 миллионов квадратных километров не должна быть потеряна.
Дальше – больше. Пишут, мол, в настоящее время экономика России находится в застое, ВВП страны меньше, чем у одной провинции Китая, а цены стремительно растут.
После начала СВО основные русские войска передислоцированы на запад, в результате чего на Дальнем Востоке осталось менее 50 тысяч военнослужащих.
Любят торговать и инвестировать
Ссылаясь на аналитиков NetEase, авторы ТГ-канала отмечают, что Китай, в свою очередь, сталкивается с серьезным дефицитом энергоносителей: газопроводы с Дальнего Востока ежегодно поставляют 38 миллиардов кубометров природного газа, чего достаточно для удовлетворения лишь 10% потребностей страны в газе.
А рядом регион, богатый ресурсами – золотом, алмазами, нефтью и многим другим. А что если в российском центральном правительстве воцарится хаос, на Дальнем Востоке "легко могут вспыхнуть проблемы", а внешние державы, такие как США и Япония, будут только внимательно следить за развитием событий, без вмешательства.
Ирина Пак, комментируя "анализ" NetEase, отрицает стремление Пекина к силовому захвату территорий Дальнего Востока. С ее слов, агрессия вообще не присуща древнейшей китайской цивилизации:
Китай любит инвестировать деньги и людские ресурсы, заключать долгосрочные контракты, укреплять торговые связи.
При этом культуролог подтвердила, что тактика Пекина расширять свое присутствие, проникая в страну через торговлю, культуру и финансы, не изменялась на протяжении веков:
– Сначала нужно подготовить почву, заключить торговые соглашения. На новых территориях можно утвердиться, когда политический ландшафт изменится…
– А такая тактика может быть применима к Дальнему Востоку, к примеру?
– Если регион малозаселен и расположен в отдалении от центра, имеет слабую инфраструктуру, а его чиновники не могут эффективно управлять, почему нет… Китай может заполнить пустующие ниши, они ведь никем не заняты, тем самым обеспечивая свои жизненно важные интересы.
– Если закончить вашу мысль – утвердиться, превратив регион в зависимый от китайской поддержки и влияния. Параллельно можно поддерживать прокитайское лобби в регионе.
– Да, возможно.
– Как этому противостоять?
– Надо исходить из того, что основное внимание Пекин уделяет экономическому проникновению. И противостоять этому можно, развивая собственную экономику, делая внутренние инвестиции. Другими словами, надо перехватить инициативу.