Коллаборант–антисемит Самчук как светоч украинской «литературы»
На нынешней Украине новое «время» и новые «герои». Теперь в стране на государственном уровне закреплена героизация и чествование нацистских преступников. А раз так, так называемые «народные» депутаты решили, что в новом году все украинцы должны торжественно отметить юбилей украинского коллаборациони
На нынешней Украине новое «время» и новые «герои». Теперь в стране на государственном уровне закреплена героизация и чествование нацистских преступников. А раз так, так называемые «народные» депутаты решили, что в новом году все украинцы должны торжественно отметить юбилей украинского коллаборациониста, нацистского пропагандиста и соратника Дмитрия Донцова Уласа Самчука. Того самого, который в оккупированном нацистами Ровно управлял антисемитской газетой и призывал к полному уничтожению евреев, того самого, который предлагал украинцам поскорее убить в себе Гоголя, чтобы избавиться от «комплекса малороссийства». В честь столетия Самчука на Украине выпустили 20 тысяч двугривневых юбилейных монет, поставили памятник в Ровно и спешно издали полное собрание сочинений, которое, к слову, совершенно не пользуются спросом среди читателей.
Интересно, вошли ли в это собрание антисемитские статьи Самчука, которые помогли убить более 25 тысяч евреев Ровно, в том числе 6 тысяч еврейских детей. Впрочем, до поры до времени о таких «художествах» ровенского автора на Украине до обретения незалежности молчали. Только в 1987 году по радио «Свобода» жители Украины услышали о его смерти. Зато сейчас украинские власти, старательно пополняющие и расширяющие пантеон «столпов нации», хотят перевезти прах Самчука «на ридну землю», в село Дермань. Говорят, что раз все затраты будут финансировать из Канады, отчего бы и не перевезти. Вот при Януковиче память о национал-шовинисте Самчуке старались не выпячивать. Из школьной программы его тихо убрал министр образования Дмитрий Табачник, оставив в списке рекомендованной литературы. Но тут всполошились ровенские национал-шовинисты из так называемой «облрады» и потребовали «вернуть Самчука детям», то есть в школьную программу. Почему же об этом Уласе Самчуке так пекутся украинские национал-шовинисты?
Действительно, имя «письменника», а по совместительству — нацистского коллаборациониста времен Второй мировой войны Самчука до недавнего времени было широко известно лишь в узких кругах украинской диаспоры США и Канады. О художественных достоинствах его творений сложно судить, не зная украинского языка. Однако тот факт, что Самчук имел возможность свободно публиковать их на Западе (после войны он около 40 лет прожил в Канаде), но, тем не менее, они не привлекли особого внимания международной литературной общественности, говорит сам за себя. Ведь если была бы хоть малейшая возможность раскрутить этого враждебного Советскому Союзу «писателя», это бы непременно сделали. Но уровень таланта не позволил Самчуку оказаться в одном ряду с такими звездами литературной эмиграции, как Бунин, Солженицын или Бродский.
Однако дело не в литературном даре Самчука или в его отсутствии, а в некоторых пикантных подробностях его биографии. 75 лет назад, 1 сентября 1941 года, в оккупированном немецкими нацистами Ровно вышел первый номер газеты «Волынь» с большим портретом Гитлера на первой полосе. Главным редактором этой газеты был тот самый Улас Самчук, на «творчестве» которого теперь воспитываются украинские детишки.
Будучи одним из лидеров ОУН (Организация украинских националистов, запрещенная в РФ), «письменник» прибыл в Ровно в немецком обозе, в составе так называемой мельниковской «походной группы ОУН». (Мельниковцы и бандеровцы — это сторонники соответственно Андрея Мельника и Степана Бандеры, два конкурирующих между собой вплоть до смертоубийства крыла внутри ОУН.) В первом номере газеты помимо портрета Гитлера Самчук поместил хвалебную статью в честь фюрера, а также напечатал и свой собственный портрет (что снимает все сомнения относительно его личной ответственности за материалы газеты). После освобождения Украины советскими войсками будущий гуру сегодняшних украинских «патриотов» был вынужден покинуть «неньку» и бежать в Германию вместе с нацистами. Умер в Канаде в глубокой старости в 1987 году.
Возвратимся к редактируемой Самчуком газете «Волынь». Как известно, еврейская тема была центральной в этом печатном образчике украинской национал-шовинистической мысли. Выходила «Волынь» многотысячным тиражом и распространялась по многим оккупированным нацистами областям. В своих статьях Самчук старательно манипулировал, подстрекал и призывал к уничтожению евреев. Например, об убийстве евреев Киева в Бабьем Яре Самчук писал так:
“29 сентября (1941) в Киеве был великий день. Немецкая власть, идя навстречу пылким пожеланиям украинцев, приказала всем ж_дам, которых в Киеве еще осталось около 150.000, покинуть столицу».
«Еврейские шимпанзе», «орды ж_докомуны», «ж_довский большевизм», «сейчас культура ж_дов медленно, но отчетливо всасывается в нутро земли, и придет время, когда о ней не будет упоминания», «ж_довство и польскость должны исчезнуть из наших городов».
В статье «Адольф Гитлер» Самчук обвиняет «мировое ж_довство» в упадке Германии после Первой мировой войны и добавляет, что уничтожение и искоренение ж_довства будет закончено «так же успешно, как и успешно проходили другие боевые задачи армии Адольфа Гитлера».
Сейчас украинские «исследователи» «творчества» Самчука указывают, что «во всех случаях прослеживается достаточно толерантное отношение писателя к евреям». Они даже говорят, что «газета Уласа Самчука удачно вела независимую линию, пропагандировала идеи просвещения, пробуждала национальное достоинство украинцев».
Более того, в докладе на конференции в луцком пединституте в октябре 1992 года «исследователи» Самчука в один голос заявили, что «его воспоминания представляют собой исторический источник». Так, вероятно, обучают сейчас будущих учителей: «Не было преступлений ОУН-УПА, ведь о них не писал Улас Самчук»… А раз не писал, то и не было их. Более того, президент Зеленский в новогоднем обращении к жителям Украины позволил себе процитировать из «творчества» нацистского пропагандиста, чудесным образом ставшего «классиком» литературы на нынешней Украине, «народ или чернь». Безусловно, себя и подобных себе уповцев Самчук относил к «народу», все остальные же относились к «черни», которая понимает только кнут. Возможно, украинский президент, народ которого так пострадал в Ровненском геноциде от подобных Самчуку, не совсем осознает этого факта.
Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»