«Колумбайн» в Перми: мы предупреждали-2

ВНИМАНИЕ! 18+. Все иллюстрации, взятые из открытых пабликов вКонтакте, приведены исключительно с целью продемонстрировать сложившуюся ситуацию. КГК ни в коей мере не разделяет идей и мнений, высказываемых создателями данных демотиваторов и постов. С горечью констатируем, что наши прогнозы в очередно

ВНИМАНИЕ! 18+. Все иллюстрации, взятые из открытых пабликов вКонтакте, приведены исключительно с целью продемонстрировать сложившуюся ситуацию. КГК ни в коей мере не разделяет идей и мнений, высказываемых создателями данных демотиваторов и постов.

С горечью констатируем, что наши прогнозы в очередной раз оправдались. Как мы и предполагали (эта тема подробно раскрыта в аналитическом докладе Кавказского геополитического клуба «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России», май 2017 г.), активное продвижение в социальной сети вКонтакте мемов, связанных с суицидальным терактом в американской школе «Колумбайн» (20 апреля 1999 г. двое старшеклассников расстреляли всех, кто попался под руку, а потом застрелились сами; кроме них, погибло 13 человек), было организовано в качестве одного из направлений подготовки «базы» для совершения подростками религиозно и идеологически немотивированных терактовПродолжение деятельности соответствующих пабликов вКонтакте (разумеется, не исключительно «колумбайновских») приведет к росту числа подобных событий.

5 сентября 2016 г. в ивантеевской школе №1 произошел первый — но, как мы тогда отмечали, по всей вероятности, не последний — инцидент, фигурант которого активно эксплуатировал тему «Колумбайна».

Утром 15 января 2017 г. в пермской школе №127 произошел второй — и, с большой долей вероятности, также не последний — вдохновленный «Колумбайном» инцидент, последствия которого оказались значительно серьезнее. Два шестнадцатилетних парня, Лев Биджаков и Александр Буслидзе, нанесли ножевые ранения нескольким ученикам четвертого класса и их учительнице. По свидетельствам очевидцев, нападавшие были одеты в черное; ворвавшись в класс, они набросились на учительницу и стали наносить ей удары ножом, после чего один начал резать и детей.

По данным местного минздрава на 16.00 пермского времени, «в городскую клиническую больницу №4 поступили трое граждан, пострадавших в результате инцидента. Все прооперированы, находятся в реанимации, состояние тяжелое. Пострадавшие в краевой детской клинической больнице находятся в состоянии средней тяжести, в основном имеют резаные раны. Двое детей прооперированы: один имеет резаную рану шеи без повреждений сосудов и направлен в реанимацию, второй ребёнок получил резаную рану глаза и находится в операционном отделении». Всего пострадало 15 человек.

Нападавшие задержаны. Возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.30, п.«а» ч.2 ст.105 УК РФ («Покушение на убийство двух и более лиц»).

Кавказский геополитический клуб неоднократно касался проблемы создания и планомерного развития вКонтакте сети деструктивных пабликов, с разной степенью откровенности пропагандирующих околосуицидальные, депрессивно-агрессивные, протеррористические и прочие «идеи», популярность которых в подростковой среде указывает на глубокое духовное нездоровье российской нации.

Как отмечалось в нашем сентябрьском материале, «начало учебного года резко актуализировало тему «ненависти к школе», тесно связанной с ней (в больном сознании создателей сети деструктивных пабликов) schoolshooting (стрельбы в школе) и конкретно американской школы «Колумбайн». В процессе подготовки вышеупомянутого доклада о «группах смерти» мы обратили внимание на достаточно странную (на первый взгляд) попытку внедрения на российской почве глубоко чуждой «эстетики» суицидального теракта в «Колумбайне», предположив, что это станет одним из направлений отработки сценария совершения подростками религиозно и политически немотивированных терактов. К сожалению, наш прогноз подтвердился: 5 сентября в школе №1 города Ивантеевка произошел инцидент, обошедшийся без жертв лишь благодаря случайности. Между тем, «колумбайновская» тематика продолжает активно навязываться подросткам, и «благодаря» происшедшему в Ивантеевке становится все более и более популярной, выйдя за пределы исключительно тематических групп. Попытки аналогичных акций в других школах представляются весьма вероятными».

В том же материале на примере ряда прошедших в первой половине сентября вКонтакте микрокампаний, участники которых жестоко издевались над жертвами бесланской трагедии и горем рэпера Мияги, потерявшего девятимесячного сына (показательно, что этот музыкант достаточно популярен в молодежных кругах и собирает полные залы почитателей), мы выдвинули предположение, что это может объясняться лишь целенаправленной работой по снятию у подростков морального барьера на жестокое, вплоть до убийств и пыток, насилие над малолетними детьми. «Несмотря на кажущуюся разнонаправленность, в определенный момент указанные тенденции могут совпасть в произвольных комбинациях: стрельба в школе по всем находящимся в зоне поражения, включая совсем маленьких детей/под псевдорелигиозными лозунгами; убийства детей под псевдорелигиозными/сатанистскими лозунгами и т.д., и т.п.», — констатировалось в прогнозе. Именно это — немотивированное нападение на десятилетних детей, по определению не способных защитить себя от вооруженного ножом старшеклассника — и произошло в пермской школе.

СМИ сообщают о проблемах с наркотиками (соответствующее видео широко распространяется вКонтакте) и склонности к суициду одного из нападавших. Это органично накладывается на содержимое страницы Биджакова в этой социальной сети. Большинство сохраненных им видео и два из шести пабликов, на которые он подписан, посвящены теракту в «Колумбайне».

Широкое освещение теракта в ивантеевской школе (посвященная этому инциденту группа вКонтакте сейчас переименована в «Резня в пермской школе|Лев Биджаков») действительно резко повысило узнаваемость, и, как следствие, популярность «колумбайна». В настоящее время вКонтакте действует несколько десятков групп, посвященных этой трагедии (год назад их было не более десяти), причем многие из них весьма активны и публикуют по 4-6 материалов в сутки. В ряде подобных пабликов, помимо собственно «колумбайновской» темы, навязчиво проводится мысль о депрессии, отсутствии смысла жизни, суициде и т.д., что формирует общий депрессивно-(ауто)агрессивный фон, в который, как в транс, погружаются подписчики.

Значительно возросло общее число подписчиков этих сообществ (сейчас оно составляет как минимум 15 тысяч человек; в одном лишь наиболее крупном паблике «тупа колумбайн» состоит 5331 человек, тогда как в сентябре 2017 г. их было немногим более тысячи). При этом некоторые группы, оправдывающие и героизирующие колумбайновских убийц, в частности, «ERIC HARRIS & DYLAN KLEBOLD | COLUMBINE | 18+», перешли в режим частного сообщества. В отличие от обычных закрытых групп, в которые можно подать заявку, но принятие будет зависеть от решения администрации, в частных сообществах такой порядок вступления не предусмотрен: администрация сама рассылает приглашения тем, кто, по ее мнению, этого достоин. Таким образом, в социальной сети вКонтакте существуют группы, осуществляющие подбор и последующую «накачку» своих членов депрессивно-агрессивными идеями, далекими от идеалов поддержания правопорядка и стабильности в обществе, де-факто по «игиловской» схеме.

Помимо многомиллионных пабликов с мемами, как правило, нарушающими общепринятые моральные нормы — «ЗШ» (Злой школьник) и «МДК», Лев Биджаков подписан на две открытые группы, посвященные теракту в «Колумбайне» и другим инцидентам, связанным со стрельбой в школах — (school)shooters (2131 подписчик) и «Columbine: История Преступления» (503 подписчика). В описании первой из них отмечено: «Мы не пропагандируем насилие и презираем его провления в любой форме. Являемся лишь ознакомительной группой по сбору информации. (18+)». В паблике, как и в ряде других «колумбайновских» групп, идет довольно активное обсуждение пермского инцидента.

В описании второй группы указано: «Мы не оправдываем и не поощряем поступок Эрика и Дилана, никого не призываем следовать их примеру!». Около 12.00 15 января в паблике был размещен пост: «Дорогие подписчики! В связи с недавними событиями в г. Пермь администрация группы приняла решение временно закрыть комментарии на стене. Произошедший инцидент освещаться не будет. Надеемся на ваше понимание!».

Однако далеко не все паблики хотя бы на словах снимают с себя ответственность за пропаганду насилия.

Скриншот описания одной из популярных групп о «Колумбайне»

Интересно, что этот пост в одном из рассадников «черных» мемов был опубликован в 1.03 15 января, то есть ДО инцидента в пермской школе. Разумеется, это всего лишь совпадение

Те же, до кого все еще не дошла информация о «Колумбайне», активно интересуются этим вопросом в комментариях к «пермским» постам в «ЗШ» и «МДК». И получают десятки развернутых ответов типа: «Колумбайн это название школы в Америке. Вроде в девяностых два старшеклассника зашли туда с оружием и постреляли дофига народа», и т.д., и т.п.

Мем МДК, посвященный трагедии в пермской школе

Показательно, что перепуганные пермские дети бросились за помощью в расположенный неподалеку торговый центр с говорящим названием «Кит». Это также случайное, хотя и знаковое совпадение, поневоле отсылающее к суицидальной «игре» «Синий кит», набравшей огромные обороты в том вКонтакте год назад, в двадцатых числах января 2017 г. Характерные для суицидальников мемы мелькают и в «колумбайновских» группах.

Очевидно, что дальнейший форсинг темы «Колумбайна», подростковой депрессии и суицида и т.п. в социальных сетях грозят повторением трагедий в других школах — и не только школах — нашей страны. Реальная угроза общественной безопасности, которую представляет свободное распространение агрессивно-депрессивного контента в среде российских подростков, остро ставит вопрос о необходимости планомерной профилактической работы с подписчиками и в особенности активными участниками (ставящими «лайки», пишущими комментарии) подобных сообществ. Таковых уже десятки тысяч, и случившееся в Ивантеевке и Перми может стать новым серьезным прецедентом для наиболее неадекватной их части. Мы полагаем, что социальная сеть вКонтактедолжна быть полностью зачищена от деструктивного контента, а в случае невозможности этого — просто закрыта.

Пока вдохновители колумбайна в российских школах «ржут» над трагедией в Перми, ситуация не изменится. Они должны лишиться этой площадки — и ответить за уже причиненное зло.

Яна Амелина — секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

На главной странице сайта — скриншот одного из постов в «колумбайновской» группе от 14 января 2017 г. 

***

РЕЗЮМЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ДОКЛАДА КГК «ГРУППЫ СМЕРТИ» КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

Кавказский геополитический клуб выпустил аналитический доклад «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России» (автор – секретарь-координатор КГК Яна Амелина; в подготовке также принимала участие Эмилия Челерина), раскрывающий потенциал использования широкой сети деструктивных сообществ в социальной сети вКонтакте для дестабилизации обстановки в РФ.

Несмотря на широкое общественное внимание, привлеченное в мае 2016 г. к проблеме суицидальных сообществ вКонтакте (ежедневый охват аудитории – 90 млн., что больше, чем у Первого канала), на сегодняшний день околосуицидальный и в целом депрессивно-(ауто)агрессивный контент составляет значительную часть содержания нескольких сотен массовых (от десятков и сотен тысяч до миллиона и более подписчиков) постоянно обновляемых пабликов, целевой аудиторией которых является молодежь, в первую очередь, подросткового возраста.

Данная среда призвана создавать деструктивный фон, оказывающий пролонгированное воздействие на психику. Задачей этого воздействия является контролируемое изменение поведения подростков с целью в определенный момент подтолкнуть их к совершению суицидальных или, наоборот, агрессивных (преступных) действий, которым, в зависимости от контекста, может придаваться общественно-политическая, религиозная или иная мотивация.

Одна из наиболее серьезных угроз, которую влечет за собой широкое распространение депрессивно-(ауто)агрессивного контента в социальных сетях — возможность использования «обработанной» молодежи для совершения террористических актов. Исследование суицидальных и околосуицидальных групп демонстрирует идентичность их методов с методами пропагандистов запрещенной в РФ террористической группировки, именующей себя «Исламское государство» (ИГ).

Организаторы сети указанных сообществ подводят отобранных подростков, в зависимости от индивидуальных склонностей, темперамента и других личностных особенностей, к мысли об убийстве либо других людей (вербуемые в «ИГ», а также радикалы околонацистского толка, такие, как «хабаровский стрелок»), либо себя (контингент суицидальных групп). При этом условно-«игиловский» и условно-суицидальный контингенты частично совпадают. Учитывая, что террорист-смертник, помимо гибели других людей, также совершает самоубийство, логично предположить, что в глобальном плане за этими процессами стоят одни и те же структуры. Прослеживается четкий западный след этого явления (существенная часть контента околосуицидальных сообществ является переводом англоязычных первоисточников; паблики активно внедряют на российской почве темы, более характерные для Запада, в частности, проабортную тематику).

В настоящий момент создатели широкого спектра околосуицидально-депрессивных сообществ переходят к решению задач общественно-политического характера. С марта 2017 г. значительно вырос удельный вес контента открыто антироссийского и деструктивного содержания. На первый план выходит продвижение антихристианских (в том числе направленных конкретно против Русской православной церкви и Патриарха Кирилла), протеррористических (де-факто оправдывающих совершение террористических актов и обесценивающих страдания их жертв) и пропедофильских «идей» в широкие подростковые массы.

Поступательное нагнетание немотивированной агрессивности, активная раскрутка мемов, пропагандирующих жестокость и насилие, маркируют переход на новый этап, на котором, по замыслу организаторов, должна будет пролиться кровь. Соответствующие демотиваторы (посвященные, в частности, трагедии в школе «Колумбайн», персонажу мультфильма «Джефф-убийца», постулирующие, что «Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица» и т.п.) собирают десятки тысяч (!) «лайков», что свидетельствует о подготовке/наличии в подростковой среде благоприятной почвы для совершения разного рода насильственных преступлений — в том числе, идеологически и религиозно немотивированных терактов.

Очевидно и планируемое широкое использование «контактовских» пабликов для распространения антиправительственных и антипрезидентских призывов, в особенности на фоне разворачивающейся президентской кампании-2018. Мессенджеры и социальные сети давно уже являются средством распространения заведомо ложных панических слухов, например, «предупреждений о готовящихся терактах». Конечная цель анонимного нагнетания истерики и страхов — дестабилизация ситуации в стратегически важных регионах России, прежде всего, на Северном Кавказе, в Поволжье и обеих столицах.

Деструктивные последствия роста данной сети сообществ тем более очевидны, что околосуицидальный и депрессивно-(ауто)агрессивный контент распространяется на фоне/в контексте еще более разветвленной сети пабликов, попирающих мораль и нравственность, пропагандирующих половую распущенность (в том числе гомосексуальную), сатанизм и т.д., что негативно влияет на состояние общества в целом.

Последствия всего этого для национальной безопасности России очевидны. Для противодействия распространению деструктивных явлений в подростковой среде необходимо:

— исключение анонимности в интернете и запрет пользования социальными сетями подросткам до 14 лет;

— полная зачистка социальной сети вКонтакте от деструктивного контента, усиление ответственности руководства соцсети за его появление и продвижение вплоть до ликвидации сети;

— идентификация и проведение профилактических бесед с подписчиками суицидальных и околосуицидальных групп, в особенности проявляющими повышенный интерес к агрессивной тематике.

Следует отметить, что подростки являются лишь «полигоном», на котором отрабатываются стандартные политические, социальные и медиа- технологии, адаптированные к условиям современного общества. Они могут быть успешно применены и в отношении «взрослой» части населения, что доказывают массовые флешмоб-кампании в социальной сети Facebook. Демонстрируемая легкость манипуляции сознанием как несовершеннолетних, так и взрослых россиян представляет явную угрозу национальной безопасности РФ.

В то же время, только запретительно-репрессивные меры, являясь необходимым условием и инструментом исправления ситуации, не способны решить проблему по существу. Пока в России на официальном уровне не будет сформулирована государственная идеология, вместо уничтоженных деструктивных групп — вКонтакте или в реальности — будут возникать все новые и новые. Идеологическая альтернатива неизбежно должна будет иметь религиозную составляющую, предполагающую повышение роли традиционных религий, в первую очередь, православия и ислама, как в школе, так и в общественной жизни в целом.

Доклад, являющийся первым в России обзорным аналитическим материалом по данной теме, содержит большое количество иллюстраций, призванных наглядно подтвердить его основные положения. Он будет полезен сотрудникам правоохранительных органов, политологам, социологам, культурологам, специалистам по работе с подростковым контингентом и т.д.

Яна Амелина

Новости партнеров