Комиссары здравого смысла: Армии нужен управленческий аудит. Иначе мобилизация не спасёт
По прошествии двух лет спецоперации нашу армию преследует нехватка компетентных управленцев. И дело не только в хозяйственной части, но также в подъёме морального духа солдат и в проведении грамотной работы по формированию командного состава. Андрей Белоусов только недавно стал министром обороны и запустил необходимые изменения. Но преобразования нужны были "вчера".
Бесцельная спецоперация
Военный волонтёр Роман Алёхин вернулся из Донбасса и пограничных районов Белгородской области, где он провёл много разговоров с солдатами и офицерским составом. Все военнослужащие жаловались ему на проблемы управления, которые до сих пор остаются в нашей армии. И речь идёт о фундаментальных вопросах, которые напрямую влияют на боевые действия:
"Все говорят о том, что им не ясны цели, не ясна стратегия и тактика, не ясны правила и порядок, не ясно, как награждают и наказывают, а тем более кого выбирают и что происходит с образцами для подражания".
Фото: Пресс-служба Минобороны России/mil.ru
Причём понимание происходящего на линии фронта отсутствует даже у командиров уровня генералитета, что является настоящим кошмаром в вопросах стратегии и её реализации для ведения боевых действий. Военнослужащие также упомянули и то, что от политического руководства страны так и не услышали внятных целей СВО:
"И на фронте реально не могут обозначить о сих пор конкретную, измеримую, достижимую, актуальную и лимитированную по времени цель СВО, а именно этими характеристиками должна обладать цель", — отмечает Алёхин.
Идёт третий год войны, а солдаты и даже офицеры до сих пор не знают, ради чего они сражаются и как именно им нужно вести боевые действия.
Старые правила уже не работают
Алёхин констатирует, что СВО является конфликтом совершенно новой эпохи. И вся документация несения службы должна быть обновлена в соответствии с современными реалиями. Старые уставы, нормативы и правила не то что не эффективны, они не работают:
"Правила, которые закреплены в уставах и инструкциях сегодня не работают. Но и не меняются даже те, которые не работают из-за пофигизма, а не работают, потому что условия ведения боевых действий изменились. И все боятся обозначить и создать работающие правила. Инициативу продолжают считать вредной. Кроме того, нет правил нормальных по подготовке бойцов и укреплению физической и моральной выносливости, да и многих других".
Как мы можем видеть, армии нужны новая нормативная база и творческий подход. Но никто не хочет этим заниматься. Преимущественно из-за того, что боятся ошибиться. Или просто не знают, как к этому в принципе можно подступиться.
Фото: Пресс-служба Минобороны России/mil.ru
При этом военный волонтёр подчёркивает, что в армии плохо работает и система "перестановок шахматных фигур". Иначе говоря, кадровая политика. Даже сейчас в вооружённых силах продвигают или затормаживают продвижение людей по совершенно непонятным критериям. Иной раз награду получают военнослужащие, не имеющие отношения к произошедшему событию. А реальные участники остаются в стороне.
"Наказания осуществляются выборочно, чаще всего типа показательно, но на самом деле - наказывают для смирения или из мести, а также тех, кто посмел перечить. Окопные медали раздаются тем, кто в окопе не был, Герои тем, кто наблюдал со стороны. И это не мое мнение, а то, что я услышал с реальными примерами, от которых становится гадко на душе".
Нетрудно спрогнозировать, как это влияет на моральное состояние людей, рискующих жизнью на фронте. И всё это — очень важные проблемы, которые должны немедленно решаться. Причём скорее всего их разрешать нужно даже на самых высоких уровнях. Особенно про цели и временные рамки СВО.
Без аудита никуда
Недавно назначенный на должность министра обороны России Андрей Белоусов начал осуществлять тотальный аудит финансов и имущества, находящихся на балансе армии. Он проводит чистки коррупционеров и откровенных вредителей, которые далеко не самым благоприятным образом влияли на все вооружённые силы. И если оздоровление начинается с головы, то хочется верить, что оно дойдёт и до "хвоста".
Алёхин считает, что армии нужны люди, которые будут проводить инспекции не только в тылу, но и на фронте:
"И опять мы возвращаемся к тому, что ему нужны те, кого Владлен Татарский называл комиссарами здравого смысла, а я считаю, что это просто комиссары-управленцы, которые смогут понимать пробелы в управлении, создать систему повышения управленческих компетенций у командиров всех уровней, довести информацию до Министра обороны, а попутно поработать и с психологическим климатом".
Фото: Пресс-служба Минобороны России/mil.ru
Важным моментом является и тот факт, что в нынешней армии отсутствует умение подготовки личного состава. И речь даже не про офицеров, которые проходят специальные курсы или высшие военные учебные заведения, а про "низший командный состав":
"Неумение "растить" личный состав из числа наиболее отличившихся в боях фронтовиков. Вместо передачи опыта эффективные бойцы продолжают применяться годами в окопах. "Кто везёт, на том и едут". Был у меня случай. Почему-то на фронте именно профессионалы своего дела, которые умеют организовать деятельность, не умеют создать стратегию роста для себя. Он может быть лучшим, в том числе, в организации работы в своем подразделении, но будет сидеть условно в лейтенантах, край - капитанах. Причина, наверное в том, что в армии не учат управлению, а учат подчинению - чем безропотней подчиняешься, тем больше шанс вырасти. А надо учить управлять. Кстати, у него есть диплом РАНХиГС, что не, с одной стороны, печально, а с другой - говорит для соцтехнолога о некоторых подводных камнях, которые могут не увидеть организаторы "Время Героев" и немного начудить..."
Военный волонтёр с иронией отметил, что он незамедлительно открыл на военных позициях "полевую школу командира" и объяснил базовые понятия по выстраиванию успешной карьеры в войсках. А потом Алёхин пошёл к командиру бойца и указал на солдата, который может начать реальную офицерскую карьеру, продвигая и своего "патрона" за удачное назначение.
"В итоге, при преобразовании подразделения в более крупное, его повысили. Но повысили, когда появилась угроза его перевода в другое подразделение", — рассказал Алёхин.
Данная ситуация наглядно показывает, что в нашей армии просто отсутствует грамотная кадровая работа как таковая. И даже если завтра власти страны мобилизуют ещё 200, 300 тысяч или аж миллион солдат, то возглавить их будет просто некому. Ценные кадры сидят по окопам и "ловят снаряды". А в тылу подобных спецов с боевым опытом просто нет.
В качестве примера Алёхин привёл подразделение своего знакомого, сержанты и рядовые которого смогли заменить младший офицерский состав при переформировании в более крупный отряд. Оказалось, что огромное количество ценных кадров смогли начать расти только из-за удачного стечения обстоятельств. Однако при грамотной кадровой политике всё могло быть реализовано и вполне системным образом.
"Для победы нужна мобилизация"
Авторы телеграм-канала "ВДВ за Честность и Справедливость" подтверждают текст Алёхина и все описанные проблемы. Однако наиболее важным фактором, по мнению авторов, является то, что войска не получают необходимого пополнения:
"Ну в принципе ребята немного правы. Если не учитывать то, что сейчас наши в/ч по году, а то и больше находятся на СВО и к ним пополнение приходит прямо с колёс. И по нашему старому, ещё советскому опыту, все обескровленные части необходимо было бы вывести на восстановление и их доукомплектовать. Затем провести с ними цикл боевого слаживания вплоть до полкового и дивизионного учения с боевой стрельбой. И только лишь после этого заводить их в зону СВО".
Фото: Пресс-служба Минобороны России/mil.ru
Иными словами, находящиеся на передовой подразделения не получают необходимого пополнения и не отдыхают в тылу, получая "свежую кровь". Авторы телеграм-канала констатируют, что новые бойцы не проходят слаживание и обучение от ветеранов, что приводит к понижению эффективности подразделения.
"Пополнение всех в/ч происходит прямо с колес и уже через два-три дня плохо обученных солдат отправляют штурмовать те же Крынки или Работино. Отсюда и такие потери. Но и вывести в/ч с ЛБС мы не можем, так как неким их заменить. А почему некем - а потому, что не хватает добровольцев-контрактников для формирования новых в/ч, да и нет времени провести с ними боевое слаживание".
Тем не менее, по словам авторов, армия продолжает выполнять боевые задачи и вести боевые действия против киевских боевиков:
"Но мы как-то так воюем: "на честном слове, и на одном крыле". Но вообще. Как бы это непопулярно бы не зазвучало - но нам для нашей общей Победы нужна МОБИЛИЗАЦИЯ, хотя бы 500 тыс. чел. при нынешней тактике ведения боевых действий".
Но ключевое здесь всё же не "мобилизация", а "тактика ведения боевых действий". И снова можно вернуться к тексту Алёхина о том, что солдаты и офицеры не имеют понимания ни целей СВО, ни тактики, ни стратегии.
Так что, может быть, "старый советский подход" может оказаться и неэффективным. И армии нужны свежие и современные решения.