Конференция в Джидде: политика в эпоху многополярного мира
Новости, как известно, живут недолго – буквально через несколько дней после события о нем забывают. Обсуждения продолжаются крайне вяло, затем затихают окончательно. Наверное, в полной мере это можно отнести и к прошедшему мероприятию в Саудовской Аравии, так называемой мирной конференции в Джидде.
Уже сейчас обсуждены многие ее аспекты, а также ход ее проведения, и, кажется, на этом можно было бы и завершить. Но, думается, что нужно отнестись к этому мероприятию с большим вниманием.
Дело в том, что здесь проявили себя несколько тенденций, которые будут постоянно встречаться в мировой политике и их необходимо учитывать. Нам придется столкнуться с тем, что теперь практически все международные отношения будут строиться по схожим принципам. И как это будет происходить, продемонстрировало именно мероприятие в Джидде.
Первый взгляд на него заставляет с недоумением задать вопрос: «Что это было?». Собрались представители нескольких десятков государств и обсуждали конфликт на Украине, однако без участия России. Это же с самого начала подразумевало бессмысленность подобного собрания. Удивление вызывает то, что инициатором, пусть и формальным, выступила Саудовская Аравия, которая, казалось бы, поддерживает достаточно дружелюбные и, главное, деловые связи с Россией, а также Китай, которого принято называть союзником России, хотя обе стороны стараются быть очень осторожными с использованием этого слова.
Что же касается других участников, то там также было немало представителей стран, например, как Африканские, которые присутствовали на недавней весьма многообещающей конференции «Россия – Африка», а также представители других государств, которые традиционно достаточно доброжелательно относятся к нашей стране. Поэтому понять мотивы их участия, а также, какое это имело значение, можно, только если подробно разобраться в ситуации.
Позиции сторон
Формальным организатором, а также стороной, предоставившей территорию для проведения мероприятия, была Саудовская Аравия. В этой стране происходят серьезные процессы, которые показывают, что страна стремится обеспечить себе будущее и не быть привязанной к одному источнику силы, то есть к США. Это вполне нормальная позиция в современную эпоху. Умение лавировать между различными странами, особенно если они отличаются силами и возможностями, это обязательная политика для выживания стран, которые обладают каким-либо потенциалом. Просто для того, чтобы не стать жертвой ставки на одну силу.
Фактически Саудовской Аравией управляет наследный принц Салман. Это монархия, в которой существуют достаточно сложные взаимоотношения в системе власти, их условно называют кланами. Это потомки основателя государства ибн Сауда и чаще всего о взаимоотношениях между этими группами удается узнать только по слухам о закулисной борьбе. Принц Салман был любимцем Запада в момент своего обретения власти. Он сумел поставить под контроль соперничающие группировки, однако затем произошел грандиозный скандал. Его имя было связано с жестоким убийством оппозиционного журналиста Хашогги в Стамбуле. Этот журналист выступал критиком принца Салмана, его деятельности. Однако в условиях закулисной борьбы было известно, что он является рупором одной их соперничающих групп.
Тем не менее, это убийство, естественно, не оправдывает. Так как оно было раскрыто буквально в течение нескольких часов, то скандал был грандиозный. Причастность принца не вызывала сомнений. Встал вопрос о дальнейших действиях. Президент США в тот момент Дональд Трамп предпочел проигнорировать эту историю, что вызвало определенное недовольство. Нынешний президент Байден тогда выступал с очень жесткой критикой, чуть ли не требуя отстранения принца Салмана. Но когда он пришел к власти, естественно, эти требования были свернуты, однако отношения между странами оставались и остаются достаточно сложными.
Понимая опасность дворцового переворота, принц Салман обеспечивал себе как силовые возможности, так и искал пути выхода из кризисов. Главный из них был – война в Йемене, другой – колебания цен на нефть. Здесь он предпринял очень смелый шаг, который вызвал злость у многих западных государств, но при этом обеспечил ему очень сильные позиции. Дело в том, что когда началось обострение отношений с Россией, многие вспомнили историю 1986 года.
Тогда США, во главе которых стоял президент Рейган, обратились к Саудовской Аравии с просьбой об увеличении добычи нефти. Это привело к обвалу цен на нее на мировых рынках. Причиной этого было то, что по анализу американских специалистов Советский Союз находился в достаточно сложной экономической ситуации, и главным источником поступления доходов для него была экспортная продажа нефти. Обвал цен на это сырье привел к истощению источника и, следовательно, к усилению кризиса в Советском Союзе. При этом нужно помнить, что нефть торговалась в долларах, которые выпускали Соединенные Штаты, и вкладывались в ценные бумаги, а также в виде прямых инвестиций в США.
Если к этому добавить то, что Япония фактически пожертвовала своими возможностями как державы и все имеющиеся у нее свободные средства направила на финансирование государственного долга США в тот момент, то Соединенные Штаты в тот момент получили тот самый задел, который позволил им продержаться дольше, чем Советский Союз. По признанию самих американцев, по сути, если бы Советский Союз продержался еще пять лет, то кризис был бы у них. Но, как мы знаем, история повернулась иначе. Начавшиеся экономические затруднения стимулировали развитие перестройки, которая привела к катастрофическим последствиям.
И вот, помня об этом уроке истории, США хотели бы повторения этой операции. Однако в данном случае принц Салман прекрасно понимал, что это бьет, прежде всего, по его собственным интересам. Снижение доходов вовсе не гарантирует того, что ему компенсируют их выпадение, а до тех пор, пока он обладает возможностью социальной поддержки и населения и различных групп в системе власти, он обеспечивает себе безопасность. Как только деньги заканчиваются, естественно, его положения становится весьма шатким. При этом Саудовская Аравия сумела в результате достаточно любопытных действий, о которых нужно рассказывать отдельно, создать успешное сотрудничество с Россией в рамках так называемой формулы ОПЕК+, то есть страны-производители нефти вместе с Россией начали определять цену на этот товар, в результате чего ситуация на рынках стабилизировалась, а доходы этих государств остались на достаточно высоком уровне. Вот и сейчас, видя развернувшуюся борьбу и нестабильные рынки, было достигнуто соглашение с Россией, последствия которого мы видим уже сейчас – начался рост цен на нефть. Поэтому принц Салман обеспечил себе внутреннюю стабильность. Еще есть вопросы безопасности, но это уже другая специфическая сторона жизни.
Таким образом, принц Салман, пройдя путь от любимчика до фактического изгоя, при этом сумел удержаться у власти и, кроме того, стал фигурой, которая самостоятельно определяет цены на мировых рынках сырья, прежде всего – энергоносителей. Эта, достаточно успешная на первый взгляд ситуация, является опасной в условиях, когда Запад становится все более бесцеремонным, когда затрагиваются его интересы. Понимая это, принц Салман совершил маневр в виде политической уступки. Дело в том, что перед этим улучшились отношения с Китаем, более того, произошли первые расчеты в торговых отношениях не в долларах, а в юанях. Поэтому, понимая, что все это может переполнить чашу терпения гегемона, то есть американцев, принц Салман пошел на уступку в виде проведения мероприятия, которое несомненно является антироссийским хотя бы по духу и уж тем более по задумке, но которое не имеет политических последствий. Поэтому он согласился на проведение конференции в Джидде, на которую должны были быть приглашены, как их условно называют журналисты, страны Глобального Юга, то есть государства, позиции которых в последнее время оказались в центре внимания.
Собственно, сама формулировка «страны Глобального Юга» свидетельствует о пренебрежении и высокомерном отношении стран Запада к государствам остального мира и они это прекрасно понимают и, естественно, этим недовольны. В результате изменившейся обстановки у них появился шанс быть самостоятельными или во всяком случае поднять свое значение на мировой арене.
Противостояние Запада и России, а также США и Китая дает возможность этим странам манипулировать или точнее маневрировать между различными центрами сил, чем они стараются пользоваться в силу своих возможностей. Недавно прошедшая конференция в Санкт-Петербурге «Россия-Африка», вне всякого сомнения, является успешной. Даже если не рассматривать ее практическое значение, то есть конкретные соглашения, которые были заключены, она показала возможность африканским государствам установить связи с независимым источником силы, которым является Россия, решить вопросы в сфере безопасности, а также поучаствовать в экономической альтернативе современного мира, который не дает особых возможностей для их развития. Кроме этого, для многих из них участие в этой конференции стало поводом привлечь к себе внимание со стороны стран Запада и получить более уважительное отношение, а также более интенсивные контакты как с США, так и с европейскими странами, следовательно, получить более выгодные условия.
Видя это, американцы обеспокоились происходящим. Во-первых, следует признать, что их попытка выстроить единую пропагандистскую линию провалилась. За исключением союзников в Европе, никто не разделяет обличительный пафос американцев по отношению к России. Страны большинства, то есть практически все остальные страны земного шара относятся к происходящему конфликту как во-первых далекому, во-вторых являющемуся локальным, в третьих, где позиции сторон мягко говоря не так однозначны, как пытаются выставить их лишь одна сторона. Многие из этих государств достаточно уверенно повторяют аргументы российской стороны, указывая на то, что здесь мы скорее имеем дело с борьбой стран и интересов и незачем этому предавать такое большое морализаторство. Осознав, что грубое давление не работает, американцы, скрепя зубами вынуждены применить другие, более мягкие методы, в частности, конференцию, на которой присутствовало значительное число представителей стран, которые недавно были на конференции в Санкт-Петербурге, которые должны были принять участие в обсуждении конфликта. На это они пошли, прежде всего, потому что это для каждого из этих государств – поднятие своего значения в мировой политике.
Отдельно стоит рассмотреть участие Китая. По уже установившейся традиции, китайская сторона держала паузу до последнего, не объявляя о том, примет ли она участие, после чего было объявлено, что на конференции будет присутствовать чиновник достаточно высокого уровня. Китай в последнее время добился весьма значительных успехов в мировой дипломатии. И это связано, прежде всего, с Ближним Востоком и Саудовской Аравией. При посредничестве китайских руководителей прошли переговоры дипломатов и была проведена встреча между странами Персидского залива и Ираном.
Как известно, эта проблема взаимоотношений с Ираном является одной из наиболее острых для этого региона. Отношения часто бывают конфликтными и почти всегда враждебными. Более того, на юге Аравийского полуострова уже много лет продолжается чудовищная по своей жестокости варварство – война в Йемене, в которой принимает участие как Саудовская Аравия, так и ОАЭ. Здесь не соблюдаются никакие правила войны, применяется без разбора вооружение как по мирному населению, так и по военным объектам, но мир практически равнодушен к происходящему, лишь упоминая об этом в череде новостей. Но, несмотря на подобное техническое превосходство, этот конфликт для нападающей стороны оказался достаточно проблематичным. Йеменские повстанцы успешно не только отражают атаки, но и принимают наступление. Главная причина здесь – поддержка со стороны Ирана. В итоге конфликт перешел в затяжную стадию.
Благодаря переговорам в Китае удалось увидеть перспективу разрешения. Главное – впервые за долгое время в регионе стороны перешли от враждебных и постоянных угроз в адрес друг друга к стадии, когда они могут, по крайней мере, вести переговоры и обсуждать темы, если не сотрудничества, то хотя бы взаимопонимания. Возможно, именно благодаря действию китайской дипломатии. Этот успех был подкреплен еще и любопытным экономическим действием. Страны региона начинают активно использовать в своих расчетах с Китаем национальную валюту КНР юань. Это вначале было скептически воспринято американцами, но сейчас они уже говорят об этом с тревогой.
Для Китая появление в важнейшем стратегическом регионе мира, на котором сосредоточены основные энергоресурсы, является не только успехом, но и важной задачей, которую нужно реализовать. Поэтому проигнорировать конференцию в Джидде Китай не мог, но в то же время он занял весьма любопытную позицию, которую даже можно назвать успешной и благожелательной по отношению к России.
Для Запада же участие в этой конференции было, прежде всего, пропагандистским. Они действительно весьма самоуверенно были настроены на то, что по-прежнему могут командовать в этом мире. Теперь им приходится мириться с реальностью, поэтому конференцию они рассматривают для себя как возможность обвинений против России и продвижения своей точки зрения. Этот пропагандистский подход с самого начала был ограниченным, и уж точно его нельзя было бы назвать перспективным. Но там есть несколько интересных нюансов.
Искусство решать, ничего не решая
Успехом по мнению Запада было то, что на этой конференции была представлена Украина и в то же время отсутствовала Россия. Правда, не нужно недооценивать всех остальных участников мероприятия. Все прекрасно понимали, что это и было замыслом. Почему же на него пошли? Главная причина в том, что даже те, кто доброжелательно относится к нашей стране, понимали, что так можно поступить, отношений с Россией это не испортит, потому что ее возможности в настоящий момент ограничены, а раз так, то можно позволить себе участие с весьма сомнительными мотивами. К сожалению, следует признать, что эта точка зрения весьма эффективна. Россия старается сейчас быть осторожной во многих шагах на мировой арене, так как есть главная задача, на которую направлены ее усилия, и поэтому часто в отношениях с другими странами допускает с их стороны определенные шаги, которые раньше бы, наверное, без ответа не остались.
Но здесь на пользу России играет фактор, который сами западные государства считали своим успехом, то есть участие непосредственно самой Украины. Дело в том, что отношение к ее руководству, прежде всего Зеленскому, кардинально изменилось за достаточно короткое время. Если в начале мы помним это романтическое восхищение, которое существовало прежде всего в виртуальном пространстве, в СМИ, прекрасно организованные поездки по странам Запада, которые напоминали настоящие театральные постановки и множество слов одобрения лично ему и в целом украинским карателям.
Однако сейчас ситуация выглядит иной. Прежде всего, экономические последствия от самого конфликта для всех участников оказались чрезвычайно тяжелыми, уже сейчас они ощущают это на себе. Это значительно поуменьшило энтузиазм, потому что в каждой стране приходится решать еще и множество внутренних проблем, а в условиях уменьшающихся экономических возможностей это не самая приятная задача.
Кроме того, Зеленский всерьез начал относиться к своей роли и в результате его тональность становилась все более резкой и раздражающей страны Запада и в некоторых случаях просто вызывающей. Не осознавая того, что настроение меняется, он продолжал действовать так, как будто именно Украина определяет, что должно происходить. Уровень его требований непрерывно рос. Дело не в вооружениях, которые поставляются Украине, а в том, что Украина неспособна справиться с этим конфликтом и, более того, непрерывно, то медленно, то ускоряясь, идет к своему поражению. Поэтому за неограниченными требованиями украинской стороны скрывается другое желание – чтобы страны НАТО ввели свои войска и участвовали в этом конфликте непосредственно. Вот это уже та красная линия, которую страны Запада никогда и ни при каких обстоятельствах переходить не собираются. Украинская сторона, реагируя на сдержанную позицию в этом вопросе, не нашла ничего лучше как устраивать истерики и усиливать требования.
Итогом стало то, что отношение к Зеленскому радикально поменялось. Сейчас в западных СМИ достаточно много публикаций критического характера об Украине, рассказ о радикалах, как мягко их называют, а проще нацистах, которые заправляют в украинской политике, и, наконец, о самой украинской государственности, которая выражается в виде авторитаризма, постоянных притеснениях различных групп населения, а также настоящих преступлениях против несогласных, которые остаются безнаказанными. Наконец, против самого Зеленского вышло много публикаций не только с критическим, а с достаточно уничтожающим разбором, как его самого, так и его политики. Поэтому, в какой-то степени, его участие в этом мероприятии – это экзамен.
С точки зрения практических решений конференцию можно назвать провалом. С точки зрения того, как её преподносят в западных СМИ, её можно назвать успехом. Западные страны стремились к тому, чтобы критически настроенные государства другой части мира – Латинской Америки, Африки приняли участие в мероприятии, в котором мне будет России, но при этом Россию будут обсуждать. Да, это удалось, но итогом стало отсутствие каких-либо действительно серьёзных и практических шагов, поэтому это тот случай, когда каждая из сторон может выдавать желаемое за действительное.
Все остальные участники считают это успехом, но не по отношению к теме этого мероприятия, а с точки зрения своих интересов. Саудовская Аравия продемонстрировала, что она вполне готова к контактам с Соединёнными Штатами. Китай обозначил своё присутствие и тем самым продемонстрировал, что он – великая держава, которая теперь будет играть всё более важную роль во всех сферах международных отношений. Группа африканских государств подняла свой статус и авторитет, показав, что с ними необходимо считаться, а государства Латинской Америки сумели, прежде всего, по отношению к американцам, продемонстрировать свою независимость и понимание того, что в других вопросах, которые связаны непосредственно с западным полушарием, с ними необходимо вести переговоры, то есть это уже история, которая связана непосредственно с их взаимоотношениями с США.
По итогам этой конференции Россия была проинформирована. Прежде всего, со стороны министров Саудовской Аравии, принимавших участие здесь, а также говорили о переговорах, которые прошли непосредственно между принцем Салманом и президентом Владимиром Путиным. В данном случае очевидно, что российская сторона подошла к оценке мероприятия, о том что намного лучше чем по сравнению с тем, что могло бы быть.
В итоге, в те вопросы, которые являются общими, российская сторона высказала своё одобрение, выразила свое несогласие с тем, что является неприемлемым, ну и упомянула главный фактор, что обсуждать вопросы России без участия России бессмысленно изначально.
Еще один урок, который можно извлечь из конференции в Джидде. Она была сделана, как уже сказано, ради комплимента странам Запада. Это означает, что точно так же и Россия может использовать такой инструмент для того, чтобы проводить или усиливать свою позицию в мире, и у нее всегда найдутся и слушатели, и партнеры, а в будущем, будем надеяться, и союзники.