Конрад Ренкас: Славяне должны быть едины
Ежегодно, 25 июня, славяне всего мира отмечают День дружбы и единения славян. Последние годы Украина – одна из сторон, на территории которой проводились мероприятия – игнорирует этот праздник. При этом многие славянские народы забывают свои корни, все больше отворачиваясь от своей исторической культ
«Проблема в том, что поляки — единственная славянская нация, которая даже в наименьшей степени не идентифицирует себя со славянами. В любом случае, не делает этого на трезвую голову. Если вы спросите среднестатистического поляка «Кто вы?», то сначала он с большой гордостью ответит, что поляк, после, вероятно, скажет, что католик. Потом некоторые добавят название региона страны, из которого они происходят или в котором живут, также кто-то может упомянуть о том, что он еще «европеец». И сколько человек ответит: «Я славянин!»? Уверен, что поляки смогут вспомнить об этом, только если этот вопрос им зададут в праздничные дни в Хорватии или Болгарии, на чемпионатах мира в России, или у собеседника будет бутылка украинской водки и с ним будет красивая белоруска.
Поляки вспоминают свои славянские корни, только когда они находятся среди других славян: в таких случаях обычно они стараются – не без успеха – общаться славянским волапюком. Среди совершенно незнакомых людей мы быстро узнаем, что едим почти то же самое, пьем почти одно и то же, мы напиваемся аналогичным образом, нас раздражают подобные вещи и модели поведения – и эмоции при этом проявляются почти одинаково. В таких случаях какое-то бессознательное, естественное, возможно, несколько примитивное, но искреннее славянство с удвоенной силой возрождается в поляках, свергает все идеологические эксперименты социальной инженерии и политической пропаганды, удивляя этим даже современников.
Конечно, послушав мелодию «Хеј, Словените», свой национальный гимн, поляки настаивают на том, что «Прощание славянки» – это польская военная песня. То есть, исторически поляки – это народ, который, наряду с русскими и общинами казаков, наиболее полно сохранил славянские черты, превращая их в элементы своей собственной политической организации и государственной системы нации. Только это осознание было эффективно размыто общими анахронизмами в польских умах. И поэтому поляки предпочитают верить, что их система демократии является благородной вариацией древней республики или даже современной демократии – но не чем-то славянским, даже с его принципом единогласия. Поляки на рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков придумали свою собственную идеологию: рыцарский сарматизм под римско-католическим соусом, что было сочетанием идеала славянского пахаря-воина, который в новой геополитической перспективе был вынужден перебраться в восточные степи Европы.
Много хаоса в польскую идентичность также было внесено мифом о латыни, видением в поляках более западной нации, чем есть сам Запад. Эти мысли увековечивались на протяжении веков, иногда не позволяя видеть ближайшее – не только в смысле расстояния – окружение. Излишне говорить, что этот миф (все еще живой среди польской наиболее консервативно ориентированной части общества) теперь представляет собой полный анахронизм на Западе, к которому так хотели бы обратиться сторонники «Польши как оплота». И славянская община, несмотря на все нынешние невзгоды и внешние навязывания, на сегодня передает сигналы о возрождении.
К сожалению, не только идеологические проблемы всегда мешали полной интеграции Польши в возрождении славянских корней. На протяжении столетий серьезной проблемой было принятие другого направления цивилизационной надстройки: еще одна христианская деноминация, лишение славянского алфавита, чрезмерная открытость к природе Запада, который (это еще один парадокс) Русь защищала от монголов, а часть южных славян – от турок. Тем не менее, несмотря на это, поляки, проживающие в приграничных районах Запада и Востока, с огромным размером своего национального и культурного потенциала сохранили элементы, которые сделали их ближе к славянам.
Но что значит «быть славянином» и что такое «Единство славян»? Действительно ли эта концепция имеет какой-то смысл после войны и распада Югославии, после геноцида, проводимого бандеровцами на Украине и в Донбассе? Перед лицом русофобии, навязанной и отпечатанной в умах поляков? Мы слышим о славянах от современных греков, которые имеют больше общего с жителями польской Мазовии или русской Казани, чем с Ахиллесом, и которые в националистической ярости говорят о «славянских захватчиках с севера».
У нас есть трудный, но общий исторический опыт, такой как жестокие братоубийственные войны, когда хорват стрелял в серба, или украинец в поляка, и которые каждый признавал как гражданские вооруженные конфликты. Осознавая, что славянские народы, подвергшиеся в XX веке самым жестоким евгеническим экспериментам, стали крупнейшей в истории человечества жертвой геноцида и вооруженной агрессии, понимая это или нет – славяне должны быть едины, должны быть вместе. Нет, не как политический постулат, не как нисходящий проект, как разогретая идеология или литературная концепция, но только на славянском уровне. Потому что славяне – значит, прежде всего, общность.
Сила славянской общины
Общность, солидарность, способность жертвовать ради большего блага, понимание их социальной роли, непрерывность в истории – есть те, кто ненавидят это, ненавидят друг друга больше всего, и за эти ценности хотят уничтожить славян, чья история тянется на протяжении веков, независимо от того, какие знаки покрывают их силы. Пока мы держим это сообщество в глубине наших умов, но, честно говоря, у всех наших народов есть «славянская душа». Славяне могут стать не только феноменом стадионов, но и оказаться последней независимой геополитической силой Евразии. Даже если поляки, словенцы или чехи будут настаивать на том, что они являются славянами только по ряду исторических причин, найдутся несколько других наций славян, которые пожелают присоединиться «к общине» по своему желанию. И объединение легко произойдет, ведь славяне всегда были открытыми и гостеприимными».