Леонид Крутаков: Европе не нужна Украина без транзита газа

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что «Газпром» начал уведомлять страны, которые зависят от транзита газа через Украину, о прекращении поставок топлива в 2020 году. После стало известно, что Венгрия может отказаться от транзита газа через Украину уже в 2021 году. Также кандидат в президенты У

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что «Газпром» начал уведомлять страны, которые зависят от транзита газа через Украину, о прекращении поставок топлива в 2020 году. После стало известно, что Венгрия может отказаться от транзита газа через Украину уже в 2021 году. Также кандидат в президенты Украины Бойко и глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Медведчук провели встречу с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, на которой обсудили «газовые вопросы».

На вопрос, может ли Москва действительно прекратить транзит газа через Украину, ИА «Новороссия» ответил политолог, преподаватель Департамента политологии Финансового Университета при Правительстве Леонид Крутаков.

«Со стороны «Газпрома» ещё не звучало никаких официальных заявлений. Понятно, что может происходить какое-то переформулирование контрактов в связи с переводом газовых объемов из Украины на другие направления. Теперь главным поставщиком газа в Европу будет не Украина, а Германия. То есть, теперь не Киев, а Берлин будет «газовой задвижкой» между Европой и Россией. Можно смело говорить, что «Украина – це Европа», так как она свою «газовую роль» подарила Германии.

В целом «Газпром» действительно мог бы прекратить транзит газа через территорию Украины. Об окончании транзита после 2019 года заявлял Миллер, когда был установлен «Южный поток» и начались проблемы с «Нафтогазом». Но Россия дала Германии обещание сохранить транзит, и, скорее всего, так и будет, но с условием, что объемы этого транзита будут минимальными. Так Россия позволит Берлину и международному консорциуму, который финансировал «Северный поток-2», сохранить политическое лицо.

Самая главная проблемы Украины не в том, сохранится ли транзит, а в каком объеме он останется. Даже если объемы уменьшатся только на половину, газотранспортная система Украины не сможет существовать – на её содержание не будет хватать денег, которые поступают от транзита. А останется даже меньше, чем 50%, потому что в скором времени завершится строительство «Турецкого потока», «Северного потока-2» и большая часть транзитного объема из Украины «уйдет» туда.

У России нет дополнительных объемов, чтобы заполнить и два новых газовых пути, и украинскую ГТС сразу. В итоге ГТС на Украине будет не жизнеспособна, а единственной ценностью останутся подземные хранилища, которые, возможно, и будет использовать Европа. Вот только газ в них будет поступать уже не из России, а из Германии.

Однако с другой стороны Германия уже начала строительство своих подземных хранилищ. Значит Берлин осознает, что Украина выпадает из игры. Ведь если ты знаешь, что на Украине есть ГТС и хранилища, то зачем строить свои? Только из понимания, что два «Северных потока» убьют Украину, как транзитера газа в Европу. Киев сам лишил себя доходов от транзита, как, например, Болгария, которая отказалась от участия в «Южном потоке» и теперь кусает локти.

Заголовки о «газовом вопросе» в очередной раз появились в украинских СМИ как раз перед выборами и в «дни молчания». То есть, на Украине нынешняя власть хотела еще раз поднять русофобскую истерию, тем более прежде «газовая» тема была хорошо разогрета. Ведь для многих украинских избирателей не секрет, что во всех бедах виноваты подлые москали, которых срочно нужно повесить «на гилляку». И в том, что Киев потерял заработок на транзите газа, виноваты тоже они.

К этой же сфере предвыборных интересов можно отнести и встречу Бойко, Медведчука с Медведевым в Москве. Уже тогда было понятно, что Медведчук-Бойко не смогут выиграть президентские выборы. Но они все равно попытались создать политическую альтернативу, которая идет на прямые переговоры и заявляет, что будущее Украины с Россией. Москва тоже решила показать, что она действительно готова встречаться и вести диалог с такими людьми. Так что это был исключительно политический шаг: газовые вопросы могут решаться только на уровне России и Германии, возможно с Францией и Австрией. Но Европа не превращает энергетические вопросы в политику, как это всегда делала Украина. И поэтому Украина теперь доигралась: без транзита газа она просто никому не нужна».

Новости партнеров