Леонид Крутаков: Газовый контракт с Украиной — это головная боль России на пять лет
Тот факт, что в январе «Газпром» оплатил Украине полную стоимость транзита, использовав менее 50% заявленного объема газа, не является удивительным. Во-первых, Россия приняла эти условия в новом контракте. Во-вторых, хранение рекордных объемов газа в хранилищах Европы не дешевле несуществ
Тот факт, что в январе «Газпром» оплатил Украине полную стоимость транзита, использовав менее 50% заявленного объема газа, не является удивительным. Во-первых, Россия приняла эти условия в новом контракте. Во-вторых, хранение рекордных объемов газа в хранилищах Европы не дешевле несуществующего транзита.
Политолог Леонид Крутаков в беседе с корреспондентом ИА «Новороссия» разъяснил ситуацию вокруг нового газового транзита между Россией и Украиной.
Напомним, ранее стало известно, что в январе «Газпром» поставил транзитом через Украину в Европу 2,548 миллиарда кубометров газа. Об этом сообщили в украинском «Нафтогазе», отметив, что это этот объем составляет 46% от оплаченных мощностей.
«Конечно, не только данные по январю, а в целом этот контракт — это чистый провал «Газпрома» и России.
Да, мнения могут расходиться, но то, что проиграла в итоге наша страна – это факт.
«Газпром» законтрактовал на этот год 65 млрд гарантированных кубометров и то, что может быть свыше гарантий — за это надо будет платить дополнительно. Там сразу начнут действовать разные коэффициенты, надбавка может доходить вплоть до 45% .
Отмечу, что даже, если информация немецкого издания Handelsblatt о готовности США ввести санкции против «Северного потока-2» не верна, то даже сейчас очевидно, и Путин об этом заявлял, что раньше первого квартала следующего года об окончании строительства «Северного потока-2» говорить невозможно. Что это значит? Это значит то, что мы теряем и этот год, и следующий — то есть два года сразу. Потому что пока все полностью наладят, пока произойдут пуски, заключения контрактов, прогонки первого газ.
Действительно, понятно, что мы теряем два года, а это значит, что у нас не будет альтернативы украинскому транзиту. А еще это значит, что скорее всего мы не то, что не докачивать через Украину будем, а наоборот, делать излишки. И за это будем платить гораздо больше, чем платим сегодня.
Почему получилась такая ситуация с январским транзитом? «Газпром» готовился к реальной битве за контракт и закачал рекордное количество газа в европейские подземные хранилища. Теперь ему надо платить либо за его хранение в этих хранилищах, либо за несуществующий транзит через Украину, при этом изымая газ из европейских хранилищ.
Оплата за хранение газа дороже, чем оплата транзита. Поэтому «Газпром» идет по такой линии.
Хотя, конечно, потери есть в любом из этих случаев. Если будут гнать весь объем газа через Украину, значит не будут извлекать из подземных европейских хранилищ и значит придется платить за хранение рекордных объемов, плюс теплая зима. То есть очевидно, что это провал в стратегии.
Россия приняла устранение из контракта принципа «бери или плати» с сохранением принципа «качай или плати». Она бесправная в этом контракте. Если Европа вдруг снижает потребности газа и говорит, что «мы вот СПГ начали закупать и не хотим такие объемы брать у «Газпрома»», то Россия все равно будет обязана платить Украине даже если труба будет полностью пустпя. «Нафтогаз», безусловно, преподносит это, как свою победу. Действительно, контракт просто чудовищный. Хоть с коммерческой стороны, хоть с политической он проигрышный для «Газпрома» и России в целом. Понятно, что против России играла не Украина, она всего лишь использовалась как инструмент — против нас играли Соединенные Штаты. Однако выгодоприобретателем помимо Штатов оказалась и Европа, которая в итоге получила низкие цены на газ», — сказал эксперт.
Крутаков отметил, что несмотря на то, что введение санкций США против европейских гигантов, о котором сообщает немецкая Handelsblatt, представляется чем-то нереальным — полностью отвергнуть такой исход, основываясь на имеющемся опыте, не приходится.
«Конечно, с одной стороны игра практически сыграна — новый энергетический ландшафт сформирован. С другой стороны, через Украину все равно будет продолжать гнаться газ, ей будут платить за несуществующий транзит и наоборот, в случае запуска «Северного потока-2» излишки газа обрушат еще больше цены на него, учитывая, что они уже рухнули. С другой стороны — пять лет ведь однажды закончатся, а дальше что? Если «Северный поток-2» будет достроен, то у России появятся все шансы отыграться за сегодняшнюю ситуацию и отказаться от транзита через Украину полностью. Сказать им: «Не будем и все». Но проигравшей в таком варианте будет только Украина, а Европа и США останутся в выигрыше.
Развитие ситуации на самом деле трудно прогнозировать. Исходя из информации немецкой газеты, санкции будут объявляться не только против строителей, но и против тех, кто кредитовал, и тех, кто собирается покупать этот газ. А это крупнейшие компании — это австрийские, французские и немецкие компании. Это гиганты. И как им будут предъявлять санкции? Конечно, это сложно представить, но, с другой стороны и остановка строительства «Северного потока-2» — это тоже беспрецедентный шаг и открытое давление. Ведь несмотря на возражения европейцев США все же внесли те санкции в военный бюджет. Формально, военный бюджет реализует военную доктрину. Они приняли эти санкции, сказав, что «нас не волнуют никакие нормы ВТО, никакая ООН. Либо вы заканчиваете и уходите с этой стройки, либо мы вас банкротим и лишаем всего».
Поэтому, я думаю, исключать варианты, о которых пишет Handelsblatt тоже нельзя», — подытожил Крутаков.