Леонид Крутаков: Интересы Еврокомиссии и Европы в газовом вопросе существенно разнятся
Еврокомиссия настаивает на заключении десятилетнего контракта между Украиной и Россией по транзиту газа. Об этом накануне сообщил дипломатический источник в Брюсселе. Каковы перспективы реализации такого предложения и в чем выгоды Еврокомиссии, настаивающей на долгосрочном контракте между Россией и
Каковы перспективы реализации такого предложения и в чем выгоды Еврокомиссии, настаивающей на долгосрочном контракте между Россией и Украиной? Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» рассказал политолог Леонид Крутаков.
«Необходимо начать с того, что в вопросе газового транзита в первую очередь важен не транзитер (хотя и он, конечно, тоже важен), важен тот, кто предоставляет объемы газа. Без продавца транзит невозможен. Если Россия не присоединится, а насколько я помню, РФ предложила Украине контракт на год, то и заключение каких-либо соглашений между Еврокомиссией и Украиной в этом смысле ничего не значит. Откуда они будут брать объемы газа? Насколько известно, с обратной стороны трубы никакого другого продавца, кроме «Газпрома», не существует. Это пустое соглашение, которое по факту ничего не значит, кроме того, что Россию будут продолжать давить в политическом смысле.
Будут продолжаться попытки надавить на Москву, чтобы она сохранила транзит через Украину, чтобы она оплачивала своими деньгами (а транзит через Украину дороже, чем по «Северному потоку») беспредел, который там творится. Создание русофобского государства на деньги России — в этом и суть проекта.
Кроме того, рассматривая вопрос транзита, нужно разделять интересы и выгоды Еврокомиссии и самой Европы.
Выгоды Европы — это прежде всего, конечно, «Северный поток-2» и поставки по Балтике, потому что это устраняет транзитные риски.
Мы хорошо помним две газовые войны, когда Россия вынуждена была перекрывать газ из-за его воровства Украиной, которая все время списывала недостачу на «усушки», «утряски» и прочее. После того, как были установлены счетчики на входе и выходе, очень быстро стало понятно, кто ворует и сколько. Однако на это все равно закрыли глаза.
Транзит через Украину — это риск для Европы, это большие транзитные затраты, которые в целом ложатся на «Газпром». В ситуации с поставками углеводородов, энергоносителей для европейских стран — это вопрос в первую очередь не столько рынка, сколько безопасности.
Представьте, что остановились поставки газа в Европу на несколько дней. Да, какие-то запасы в подземных резервуарах есть, однако если бы их не было, или не хватало? Остановилось бы все, перестало бы подаваться электричество, остановились бы заводы. В этой ситуации уже вопрос не в том, кто сколько прибыли потеряет — это вопрос коллапса, и не экономического, а политического и государственного. Поэтому для Европы, европейских стран, для их населения, бизнеса выгоден «Северный поток-2».
Еврокомиссия же, это немного другая структура, демократическая. Евросоюз — это не самостоятельный проект, это часть глобального проекта США по управлению миром и унификации пространства.
Еврокомиссия в некоторой степени имеет влияние, однако при этом в нее никто не избирается, членов ЕК назначают так же, как и в Брюсселе, в администрации ЕС. Поэтому они не несут ответственности перед собственным населением — они могут позволить себе любые решения, их босс находится за рубежом. А вот интересы США, как раз в том, чтобы сохранить транзит через Украину», — сказал собеседник агентства.
По мнению Крутакова, в ближайшее время США продолжат давить на Россию, и исход газового вопроса для Украины будет зависеть от того, какой стратегии будет придерживаться российское правительство.
«С политической точки зрения, США будут продавливать и сделают все, чтобы ввести санкции против компаний, которые участвовали в строительстве экспортных трубопроводов из России. Вопрос в том, насколько стратегически будет выдержана российская политика.
Мы помним, как глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что после 2019 года (время окончания предыдущего транзитного соглашения, которое подписывалось при Юлии Тимошенко), ни одного кубометра газа в Европу через Украину поставляться не будет, а потом сделали шаг назад. Тогда немцы об этом попросили, потому что на них США тоже очень сильно давят. Тогда было заявлено, что транзит будет сохранен «в разумных пределах». Однако, после запуска «Северного потока-2», сюда же стоит добавить «Турецкий поток», этот «разумный предел» значительно уменьшится, и по примерным подсчетам, для поддержания жизнеспособности этой огромной машины («Нафтогаза» и газотранспортной системы Украины) это фактически будет ноль.
А при таких объемах и составе украинская ГТС станет не нужна и будет разрушаться. Она превратится в металлолом, в мертвого дракона, который будет покрывать территорию Украины.
Очевидно, что попытки загнать Россию в эту трубу будут продолжаться. Вопрос в том, насколько у России хватит политической воли, чтобы отстоять свою позицию и свои интересы. Вопрос этот сложный. Я повторюсь, что, если разбирать с точки зрения выгоды и безопасности, то очевидно, что этого контракта не должно быть и этот транзит сохраняться не должен. Но есть политическое давление, есть давление США на своих западных партнеров, и это влияние колоссально. Европа по сути — территория, оккупированная американцами. Сегодняшняя газовая ситуация — в некотором смысле тест для Европы, состоится она как самостоятельный субъект или нет. Если она в очередной раз прогнется под США и сохранит Украину, как точку напряженности между Европой и Россией (а никакой другой задачи она не выполняет, она только дестабилизирует европейскую ситуацию), значит они сами себя похоронят», — подытожил эксперт.