Леонид Крутаков: Конфликт интересов

Конфликт вокруг строительства газопровода «Северный поток-2» продолжается. После того, как Германия и Финляндия выдали окончательные разрешения на строительство трубопровода, президент Украины Порошенко призвал ФРГ пересмотреть это решение. Канцлер Германии Меркель пообещала найти место газовому тра

Конфликт вокруг строительства газопровода «Северный поток-2» продолжается. После того, как Германия и Финляндия выдали окончательные разрешения на строительство трубопровода, президент Украины Порошенко призвал ФРГ пересмотреть это решение. Канцлер Германии Меркель пообещала найти место газовому транзиту через Украину.

В это же время председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что концерн не собирался отказываться от транзита газа через Украину, хотя ранее было сказано, что транзит прекратится после 2019 года. Политолог Леонид Крутаков объяснил, с чем могут быть связаны заявления и Миллера, и Меркель.

«Я не думаю, что Порошенко мог как-то повлиять на Меркель. Если кто-то и мог, то это Белый дом. Конечно, эту ситуацию нужно делить на две части – экономическую и политическую. Если говорить только о финансовой стороне, то «Северный поток-2» выгоден только России, потому что он сокращает издержки на транзит. Цена за газ для той же Германии не изменится – она вычисляется в конечной точке. Но экономика сейчас не является ключевым фактором в принятии данных решений. Наиболее важное – это безопасность.

В последнее время Украина себя демонстрировала как непорядочный транзитер: она может воровать газ, из-за конфликта с Россией поставки вообще могут прекратиться. Поэтому «Северный поток-2» и «Турецкий поток» – это гарантии бесперебойной поставки газа для Европы. При этом европейцам все равно, будет какой-то транзит идти через Украину или нет. Они могли бы проводить транзит через украинскую ГТС, а «Северный поток-2» оставить, как запасной вариант. Но в таком случае, зачем России вкладываться в запасной трубопровод. Здесь и находится основной конфликт интересов.

Политическая обстановка в последнее время накалилась: отравление Скрипалей, якобы химическая атака в сирийской Думе были рассчитаны на то, чтобы в очередной раз превратить Россию в «демона». США на этой почве и планировали развивать давление на Россию, и на Европу, чтобы затормозить строительство «Северного потока-2», ведь австрийские, немецкие, французские компании уже перевели половину суммы.

Сейчас Меркель вынуждена «играть» между двух доминант: с одной стороны нужно обезопасить поставки энергоносителей для себя, превратиться в главного распорядителя для Европы, но при этом сохранить отношения с Вашингтоном. Поэтому и было сделано такое заявление: строительство «Северного потока-2» продолжится, но при этом следует сохранить транзит через Украину. Как это возможно совместить – мне трудно представить.

При этом стоит отметить, что украинская ГТС требует тотального ремонта для тех объемов, которые она должна прокачивать. Но ни Европа, ни США не хотят оплачивать Украину: по их планам за все издержки так и должна платить Россия. А Россия взяла и оказалась, заявив, что больше не станет это оплачивать, а будет строить обходные пути. Абсурдное решение Стокгольмского арбитража только подтолкнуло «Газпром» к такому шагу.

Изначально Миллер очень жестко заявлял, что никакого транзита после 2019 года через Украину не будет. Сейчас позиция России была смягчена: транзит может проходить и дальше, но украинская сторона должна предоставить выгодные условия. Это и есть тот компромисс, на который готова пойти Россия. При этом Миллер озвучил и цифры: транзит через Украину может составлять 10-15 миллиардов кубометров в год, хотя ранее было 110 миллиардов кубометров. То есть, всего лишь 10%, которые Россия может пожертвовать на уступки Германии.

Чем закончится эта ситуация, сложно предугадать. США давят: они вложили очень много сил и средств в комбинацию с Украиной, и просто отказаться от такого «проекта» не могут, ведь это станет их тяжелейшим поражением».

Новости партнеров