Линия распада Украины
Распад Украины идет своим чередом. Хотя и медленнее чем ожидалось — но все-таки он идет. Проблема Украины — главная проблема — не в войне, и не в Порошенко. Проблема в том, что в стране сбились все без исключения социальные роли, и распалось общество как таковое. Поясню примером. Когда мы выбирае
Распад Украины идет своим чередом. Хотя и медленнее чем ожидалось — но все-таки он идет. Проблема Украины — главная проблема — не в войне, и не в Порошенко. Проблема в том, что в стране сбились все без исключения социальные роли, и распалось общество как таковое.
Поясню примером. Когда мы выбираем депутата — он начинает вести себя как депутат, это становится его основной социальной ролью. Конечно, он может быть немного нечист на руку, а может и не немного — но основная его социальная роль — это депутат, и он ведет себя как депутат. А когда мы выбираем президента — он начинает себя вести как президент. К примеру, социальная роль Путина — президент, и он ведет себя соответственно этой роли. И так — до низу. Исключения есть — но это именно исключения.
Кто-то может злоупотреблять — но он все равно ведет себя соответственно своей роли, пусть и злоупотребляет ее возможностями.
На Украине — полностью сбиты все социальные роли, и никто не может сказать — кто есть кто. Например, Порошенко — он президент или олигарх? Зачем он пошел в политику — за властью или хапком? А Коломойский — это политик или олигарх? А Корбан — это политик или олигарх или рейдер? А Мустафа Найем — он политик или общественник или журналист? А Билецкий — он депутат или командир бандформирования или полицейский?
И так далее, по списку. Почти у всех — депутаты, судьи, менты, СБУшники — более чем одна социальная роль. И часто эти роли в нормальной стране несовместимы. Но как минимум одна из ролей жестко нацелена на одно — добывание денег. Другие — лишь прикрывают эту роль или ассистируют ей.
Почему так? Ну частично потому что Украина очень тяжело пережила девяностые, когда никто не мог прокормиться на одну зарплату. Но в том, что произошло дальше — виноваты сами украинцы. Первый Майдан пошатнул — а второй уничтожил всю социальную структуру общества. Любой его участник ощутил, что он уязвим, а его социальная роль — недолговечна… даже не так — непрогнозируемо недолговечна.
И единственной константой, которую не смог поколебать ни первый майдан, ни второй — это были деньги. Что ты унес в клюве — то и твое. Два майдана и достигнутая ими непрогнозируемая недолговечность социальных ролей — не привела к тому чего ждали украинцы. Они ждали, что представители власти поймут, что народ их поставил, народ может и снять, и потому они должны уважать общество и прислушиваться к нему. Власть же поняла, что отстраивать рухнувшее здание — тяжкий, долгий, неблагодарный труд, и ништяков, какие могут получиться — могут в любой момент лишить. И потому — не стоит заморачиваться, лучше по быстрому потырить на руинах то что выпало из квартир, пошарить по карманам оставшихся без крова людей. А если что — быстро слинять.
Потому то кстати на манеже все те же. Точнее, на руинах. Они активно мародерят под крики о наступлении врага. Но и количество того что можно смародерить на руинах — конечно. И сейчас оно подходит к концу…
Дальше. Ключевая ошибка 2014 года (моя тоже) — что Украина должна распасться на прорусскую и прозападную часть. Или на три — эти же плюс что-то нейтральное. Но она распадается по совсем другому сценарию — на власть и на все остальное.
Есть власть. Это довольно стабильный, кланового типа криминально-олигархически-бюрократический конгломерат, причем главную роль в нем, что несколько необычно — играет не криминал, и не бюрократы — а олигархи. Криминал на Украине везде, кроме может быть Донецка, так и не поднялся до роли самостоятельно и самодостаточной силы, не смог легализоваться. Бюрократы — не смогли сконсолидироваться, построить вертикаль и использовать имеющийся у них ресурс — власть.
Причина — на Украине парламентская по факту республика, что ставит многие вопросы в зависимость от решений политического торжища (Рады), контролируемого олигархами. Олигархи же — поддерживают определенный уровень анархии и настрой улицы — им это выгодно чтобы не позволить сформироваться той самой вертикали. Парламент же олигархи держат очень просто — депутата на политическую деятельность, на перевыборы — нужны деньги. Олигархи их и дают, требуя взамен лояльности и помощи в решении вопросов.
Этот конгломерат — осуществляет олигархическую оккупацию Украины. Деньги они куют за счет эксплуатации работяг с нищенскими зарплатами, неуплаты налогов в бюджет и использования тех же работяг как потребителей, впаривая им например куриц Косюка по цене выше чем в Европе, или провезенные контрабандой товары, или разбадяженный бензин. Деньги внутри Украины не тратятся, а максимально выводятся или в Россию или на Запад. И Россию и Запад — это устраивает.
В этот конгломерат входит так же армейское командование, полиция и спецслужбы — каждый выдуривает деньги по-своему. Но все они ощущают свою общность и всем нужна единая и независимая Украина — как их территория, где они грабят.
И есть вторая часть этой головоломки — население Украины. Оно по максимуму не платит налоги, так как понимает что власть не их и платить не за что и пытается как то выжить в оккупированной стране. Но вне зависимости, платишь ли ты налоги, взятку, покупает косюковскую курицу в магазине или пересылаешь деньги родным из Варшавы или Москвы — ты этим питаешь спрута, который так или иначе — но доберется до этих денег. Будь то взятка, платная медицина или покупка курицы в магазине. Единственный способ перестать питать спрута — уехать навсегда и вывезти всю свою родню в нормальную страну.
Вот это есть линия разлома Украины. На тех, кто зарабатывает трудом. И на тех, кто выманивает эти деньги, как только угодно, а так же извлекает доход из своего положения в государственной машине.
Я кстати советую посмотреть всем фильмы, снятые весной 2014 года еще до войны на Донбассе. Например — Революция гидности. Ну говорит там Мирон Маркевич — не имеют они права нас зрадить. За то чтобы они пришли к власти люди сложили головы. И теперь спрос будет такой, что…
У меня один вопрос — какой?
Весь спрос — заканчивается на борту самолета, летящего на Париж, Лондон, Варшаву или Москву. В двадцать первом веке, во времена открытых рынков, дешевых лоукостеров и денег в виде лучиков света в проводах — весь спрос начинается и заканчивается очень быстро. Все что надо депутату или олигарху — успеть сесть на самолет, когда начнутся проблемы. Все что надо простому работяге — сесть на поезд или тот же лоукост, и выехать в страну, где за ту же работу платят в три, в пять, в десять раз больше.
Так что по спрос — не надо, это красивые слова и не более того. Современный мир — это мир, где главенствует не спрос, а удобство, привлекательность и денежность. Ни того ни другого ни третьего — в/на нету.
Кстати, остается открытым вопрос — насколько энергия распада Украины поддерживает как Европу, так и Россию. Из Украины выводятся средства, из Украины едут люди — кто-то поработать. Кто-то навсегда. Все они создают и спрос и предложение рабочих рук, причем самых разных. Януковичу нужна вилла на Рублевке. Но ведь и простому работяге надо где-то жить и что-то кушать. Энергия распада Украины может возродить к жизни страны Восточной Европы — например, в Польше уже благодаря украинцам изменились демографические тенденции. И миграционный процесс — далеко еще не завершен. Сейчас в жизнь будет входить поколение, рожденное в относительно благополучных нулевых — и оно почти все сидит на чемоданах.
Но уезжают не все. Некоторые остаются — как фермеры Черкасс или копачи с Волыни. И они постепенно начинают создавать параллельную Украину. Забирая на себя те функции, от которых отказывается государство — например, безопасность или медицину.
Власть — после двух майданов отнюдь не стала «слышать народ», как это кто-то наивно предполагал. Она стала бояться народа и ненавидеть его. Недавняя оговорка по Фрейду бывшего политзэка и нынешнего генпрокурора Луценко о том, что он не допустит очередного переворота — показывает это ярче всего. Народ — так же смотрит на власть с нескрываемой ненавистью.
Довольно наивно смотрится последняя надежда украинцев — Вакарчук. Ну, изберут они его — а дальше то что? Куда девать четыреста пятьдесят депутатов Рады, глав администраций, ментов, администрацию президента и правительство, улетевших, но обещавших вернуться политиков типа Яценюка? И как быть с тем, что кампанию Вакарчука кто-то должен финансировать — как и любую другую. Ее и финансируют — Левочкин и Коломойский.
Вопрос — можно ли в таком случае собрать Украину заново.
Как ни странно — думаю что можно. Но для этого надо полностью поменять не только всю систему, но и постулаты, на которых строится государство.
Не сформировалось некоей общности с общеукраинской идентичностью, это надо просто принять как факт. Но есть сильные региональные идентичности. Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Одесская, Закарпатская, Львовская. Есть люди которые готовы вкладывать в развитие конкретно своих регионов. Например, Ахметов — в Донецк. Вот за это и надо цепляться.
Украину можно вернуть к жизни, если вернуться к первоначальному плану Черновола, еще конца 80-х годов. Создать несколько сильных макрорегионов, с избираемыми губернаторами, с местными парламентами и передать туда максимум полномочий, включая и право на определение языка. На федеральном уровне оставить только такие полномочия как оборона, борьба с оргпреступностью, международные отношения, права человека. Создать вторую палату парламента для регионов. Украина так же должна вернуться к нейтралитету, с которым она вступала в жизнь.
Пример Донецка при Ахметове — показывает, что и Украина способна нормально развиваться и обеспечивать неплохой уровень достатка, если отбросить политику, если в регионе есть хозяин и регион не атакуют политические рейдеры. Центр же — должен быть максимально ослаблен, и главное — большая часть собираемых денег должна оставаться в самом регионе, чтобы не возникало вопросов, кто кого кормит. Слабый центр — лишит смысла борьбы за него криминально-олигархических групп, а обособленность регионов — затруднит покушение на чужое и заставит развивать свое.
Ведь ни для кого же не секрет, что причиной второго Майдана стало то, что Янукович считал своим все что есть на Украине — а кто-то из олигархов наоборот хотел сбросить Януковича чтобы раскулачить Ахметова. При сильных, с выбираемой, а не назначаемой из центра властью регионах — подобное рейдерство станет затруднительным.
Но пока же — требование федерализации является почти уголовным преступлением, а воронка — продолжает крутиться.
P.S.
Леонид Кравчук, в частности, спрогнозировал, что Украина в нынешнем виде вряд ли сохранится.
"Хочу сказать всем людям: не надо отбрасывать изменений, когда они наступают ", — отметил Кравчук. Заявление чрезвычайно серьезное. Особенно если учесть, что его произносит первый Президент Украины. В экспертных кругах многие считают: сделано оно не просто так. Почему же Леонид Макарович решился на такое предположение вслух? Об этом сначала мы спросили у него самого.
— Что вам дает основания говорить о возможном превращении Украины в федерацию или конфедерацию?
Кравчук: Я всегда исхожу из того, что ничего вечного не бывает. Государство может менять свой уклад. Это не что-то, раз и навсегда данное. Это не что-то такое, что не подлежит обсуждению. Украина — неоднородная государство. Юг, Восток, Центр, Запад — исторически, ментально и духовно очень разные. Это не секрет. Не случайно тему федерализации Украины поднимали еще на заре Независимости. Но тогда это было не актуально. Надо было сначала построить государство, посмотреть, как оно работает …
Теперь же можно говорить о федерализации только при условии, если есть на это воля граждан и общая позиция большинства политических сил. И имея уверенность, что такой шаг не приведет к развалу государства.
Источник: werewolf0001.livejournal
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции