Ложь – оружие врага. Глава ЦРУ Уильям Бёрнс стал главным архитектором антироссийской коалиции
Когда руководители двух ведущих спецслужб и один контролируемой ими произносят одинаковые тезисы, то это не может быть совпадением, - уж больно специфический мир Зазеркалья. А если добавить к этому статью в ведущем американском журнале по международной тематике, то можно попытаться понять, каковы сейчас настроения в стане наших противников и какие выводы из этого можно сделать. Вот и попробуем выполнить эту работу.
Правда шпиона – это ложь
Директор ЦРУ Уильям Бёрнс, вероятно, является одним из ключевых и самых эффективных чиновников нынешнего правительства США.
Профессиональный дипломат, бывший послом своей страны в Москве, на посту главы главного шпионского ведомства сочетает и конкретные операции, и играет роль теневого министра иностранных дел Америки, и политического деятеля, стремящегося закрепить нынешнюю линию внешней политики во внутриамериканской повестке независимо от исхода выборов. ЦРУ выполняет роль главного координатора американской помощи украинской армии.
Именно оно, это ведомство, набирает и направляет инструкторов, помогает военным НАТО и Украины наладить взаимодействие и передачу данных, обеспечивает международные контакты и визиты украинских руководителей. Бёрнс совершил необъявленный визит в Китай, после которого между странами наступило некоторое потепление и прошли визиты американских чиновников. 24 июня он созванивался с директором СВР Нарышкиным, а перед этим, за месяц, был в Киеве перед началом наступления. Хотя, может, правильнее будет сказать после этого визита оно и началось.
И вот этот человек выступил публично с интересным заявлением. По его словам, сейчас лучшее время для вербовки российских граждан. Потому что общество в смятении, образ жизни многих из тех, кто имеет влияние или ценную информацию, радикально изменился, страна, по его мнению, делает слишком крутой поворот. Надо пользоваться ситуацией. Широко было рассказано про рекламный ролик в Telegram, который просмотрели более двух миллионов раз. Правда, немалую роль в этом сыграли наши собственные СМИ, разнёсшие новость по всем сетям.
В общем, самым неожиданным было лишь то, насколько публичным было это выступление. Однако это было лишь начало. Бёрнс говорил в одном из своих многочисленных интервью, что руководитель МИ6, легендарной британской "Сикрет Интеллидженс Сервис", Ричар Мур является для него не просто коллегой, но и другом. Буквально несколько дней назад Мур выступил с большим докладом по разным вопросам.
В центре внимания его доклада были рассуждения о современных тенденциях. В частности, он говорил о том, что искусственный интеллект – это, конечно, замечательно. Однако в результате он не отменяет спецслужбы, а наоборот, только усиливает их роль, в том числе и потому что они будут стремиться к получению информации о том, что является по-настоящему секретным.
В общем, на своём красивом английском языке он говорил о разных достаточно интересных вещах. И там прозвучал буквально тот же самый тезис, что ранее озвучил Бёрнс, – МИ6 работает по российским гражданам, как говорят профессионалы в этих случаях. Например, 19 июля спецслужба опубликовала публичный запрос, точнее приглашение гражданам России, которые обладают такой информацией, вступить в сотрудничество с британской разведкой. При этом им гарантируют безопасность и сохранность информации.
Вне всякого сомнения, в этом заметен такой определённый привкус детектива, вроде Джеймса Бонда, так как в Британии в целом разведка является гордостью и частью национальной культуры страны. Поэтому очевидно, что Ричард Мур эксплуатирует эти темы.
Наконец, третьим выступлением, на которое можно было бы обратить внимание, стало выступление человека по рангу намного ниже этих профессионалов тайной войны и политиков с самостоятельным и большим кругозором – начальника Главного разведывательного управления ВСУ Кирилла Буданова. Он опубликовал в Сети сообщения о том, что недавний удар по складу боеприпасов в Крыму являлся частью спецоперации украинских спецназовцев и поблагодарил крымских ждунов – сторонников Украины на полуострове - за помощь в проведении этой версии.
Таких три совпадения не могут быть случайностью. Поэтому мы можем интерпретировать их совершенно иначе. Прежде всего, они являются частью психологической войны против нашего общества, которую ведёт Запад. Заявление, которое сделали руководители трёх спецслужб, направлены на то, чтобы посеять подозрительность и вызвать неуверенность к тому, чтобы в Сети возникло обсуждение этих тем, но с таким оттенком, что, мол, "видите у нас где-то враги поселились и вот наши противники даже не скрывают, что работают с ними".
Зачем же нужно это людям, действительно являющимся мастерами психологической войны?
И вот тут мы переходим к совершенно новому аспекту всей ситуации. Что касается конкретно заявлений, которые они сделали, то, конечно же, они являются частью психологического давления на российское общество, на российских граждан. И они основаны на том, что в нашем российском обществе должна расти напряжённость, а подозрительность или конфликты на этой теме, конечно же, являются благотворным фактором, чтобы достичь этой цели.
Кроме того, они внимательно наблюдают за общей ситуацией и знают о том, что идущий конфликт отражается на жизни всего общества и вызывает определённое напряжение, поэтому необходимо, как считают они, воздействовать, усилить его в том числе и такими заявлениями. Правда на самом деле может быть прямо противоположной именно потому, что они сделали такие публичные заявления, а это свидетельствует о том, что их успехи в плане тайной войны невелики.
Тем не менее сам по себе этот факт не является чем-то необычным. Собственно, мы знаем о том, что тайная война на этом и построена: разведка и контрразведка - это меч и щит, которые постоянно находятся в противодействии друг с другом, а успехи одних - это провалы других и наоборот. Поэтому здесь более интересным представляется рассмотрение ещё нескольких важных факторов.
Смена аудитории
18 июля этого года в главном журнале, освещающем международную политику США, Foreign Affairs была опубликована статья эксперта, а до этого чиновника Госдепа Макса Беркмана с вызывающе наглым названием "Объясните русским, почему Путин должен уйти". Уже сам по себе скандальный заголовок говорит о многом, а содержание показывает своеобразие мышления этих людей.
В статье говорится, что в 1927 году президент Вильсон выдвинул воюющим сторонам в Первой мировой войне в Европе свои предложения, на основе которых он призывал заключить мир. Германия, находившаяся на пределе своих возможностей, увидела в этом шанс с достоинством выйти из конфликта. Мы знаем дальнейшую историю. Согласившись на эти условия, немцы оказались обмануты. В результате Версальского договора они были признаны виновной стороной, должны были выплачивать непомерные репарации, и в целом это практически обрушило немецкое общество, породив в нем совершенно другие настроения, которые привели ко Второй мировой войне.
Использовать такой пример выглядит уже несколько двусмысленным, но Беркман совершенно не обращает на это внимания, говоря, что нужно сделать подобное предложение. Здесь важный момент: кому? Русским олигархам, а также представителям элиты, которые настроены оппозиционно. Насколько можно понять из текста, что определять, кому делать такие предложения, будут специалисты вроде директора ЦРУ Бернса или руководителя английской секретной службы.
Дальнейший текст Беркмана выглядит не менее наглым. Там говорится, что недовольные представители элиты должны либо привести к свержению нынешних руководителей России, либо принять меры к их смещению. После этого должны последовать меры по отношению к Украине, а эти меры фактически являются капитуляцией России перед Украиной.
Здесь лишь можно с иронией заметить, что все-таки произошло смещение настроений. Еще осенью прошлого года серьезно рассматривались вопросы о том, что должно произойти с Россией после того, как она потерпит поражение в этом конфликте. Самыми популярными пунктами были те, в которых она должна лишиться ядерного оружия, должна быть разделена на несколько частей, а также должны начаться длительные мероприятия по перепрограммированию мышления россиян.
Сейчас мы можем заметить, что определенные перемены произошли. Теперь уже настаивают только на смене руководства, но на самом деле подразумевают, что после этого реализуют сценарий, обсуждаемый осенью. Для этого готовятся уже те, кого так мягко называют эмигрантами или непримиримой, внесистемной оппозицией, но более точное слово для этих людей – предатели. Люди, которые желают поражения своей стране, которые тесно сотрудничают с правительственными организации противников России, которые активно предпринимают мероприятия как пропагандистского, так и практического характера против своей страны, не являются оппозицией, а являются предателями.
И вот на этом фоне буквально сутки прошли после известия о том, что скандальный олигарх, покинувший с большим шумом страну после начала СВО и засветившийся в целом ряде скандальных интервью, после этого попал под санкции Великобритании. Это вызвало иронические комментарии по данному поводу, однако буквально несколько дней назад было объявлено о снятии санкций против него. Там было определенное обоснование, что он больше не играет активной роли, а также раскаивается в своих шагах, подтверждая это целым рядом унизительных для него высказываний. Смысл произошедшего очевиден: это сигнал для всех остальных, мол, "видите, мы, оказывается, не такие злые, мы даже можем оставить все, что вы наворовали, только если вы пойдете нам навстречу".
Можно было бы отнестись ко всему этому с достаточной долей сарказма и иронии, если бы не один фактор, который также очень многое объясняет.
Главным фактором, который добавил оптимизма нашим противникам, стал мятеж 24 июня. Американская дипломатия гордилась тем, что ей удалось создать единство, хотя бы видимое, всего Запада против России. Тем не менее тяжесть конфликта и расходы, которые пришлось понести всем, оказывали серьезное гнетущее влияние, давление на многих из европейских деятелей, но они уже не были готовы к тому, чтобы выступать против подобного направления. В то же время отмечалось, что выгоду от конфликта имеет Россия, а Европа потеряла свою стратегическую самостоятельность, более того, она оказалась в преддверии серьезного экономического кризиса, потеряв доступ к дешевым ресурсам, которые предоставляла ей ранее Россия.
Но все это, казалось, под давлением политики отходит на второй план, когда главное было быть вместе против одного единственного противника. Однако стойкость русского солдата, а также очевидная неспособность украинской стороны к позитивному созиданию делали свое дело. К лету этого года ситуацию на Западе можно охарактеризовать как очень серьезную и можно заметить серьезную усталость. Кроме того, и в англо-американском союзе нарастают очень серьезные беспокойства.
Дело в том, что следующий год - год выборов как в Великобритании, так и в США. В этих условиях все они были бы заинтересованы в том, чтобы конфликт побыстрее закончился. Однако американская и английская стороны настаивали и настаивают на том, что он должен закончиться поражением России в тот момент, когда европейцы согласились бы на замораживание конфликта и фактическое разделение Украины. Тем не менее то, что обсуждается неофициально, публично не озвучивается.
Время берет свое, и как раз к лету этого года, несмотря на готовящееся украинское наступление, усталость, сомнения и разброд в лагере западных союзников нарастали. Американцы были весьма встревожены даже тем, как им удастся провести очень важный для них саммит в Вильнюсе. И вот на этом фоне возникший мятеж Пригожина буквально пробудил все надежды, которые до этого казались несбыточными. К этому моменту была уже готова такая формула: так как Россию военным путем победить нельзя и даже невозможно, остается надежда лишь на внутренние беспорядки, внутреннее неустройство, которое подорвет единство общества и, следовательно, приведет к военному краху. Хотя это выглядело весьма натянутой формулой, мятеж как раз пробудил все подобные настроения и подарил им надежду на то, что их расчет правильный, и на то, что они могут выиграть в этой схватке, если продержатся еще определенное время.
Мятеж закончился в течение суток, однако после него были определенные последствия. В частности, серьезные обсуждения в обществе вызвали кадровые перестановки военных, и оценки этого шага были неоднозначными. Это все замечают наши противники, и они оценивают именно этот фактор как то самое долгожданное ослабление России, на которое у них и есть расчет. На этом фоне и выступают с подобными наглыми заявлениями люди, о которых мало кто слышал до этого, а те, кто обладает властью, например руководители спецслужб, начинают действовать как обычные пропагандисты, но смысл их деятельности в том, чтобы, как им кажется, добавить напряженности в ситуацию и усилить этим нестабильность, на которую у них сохраняется единственная надежда.
Отражение в кривом зеркале
Конечно, рассмотрение комбинации спецслужб – увлекательное занятие. Не менее поразительным является понимание уровня лицемерия западных политиков. Однако из всего этого можно извлечь еще одну дополнительную пользу. Дело в том, что профессионалы лжи своими высказываниями пытаются замаскировать действительно нечто важное, и если это так, то можно попытаться понять, о чем же идет речь.
Во всех высказываниях, которые они допускают, мы видим проекцию на нынешнюю ситуацию, а здесь мы опираемся на факты, которые невозможно изменить. Подразделения, которые, к сожалению, подняли мятеж, до этого несколько месяцев вели тяжелый, кровопролитный и успешный штурм Бахмута. В результате этого украинские войска были буквально перемолоты в этом сражении, а самое главное, у русской армии появилось время, благодаря которому она смогла создать великолепную линию обороны и насытить ее войсками. В итоге начавшееся украинское контрнаступление все считают провалившимся. Более того, уже всерьез высказывается опасение, что будет российское контрнаступление, потому что оно может обернуться не просто успехом, но и полным разгромом ВСУ.
В этих условиях Запад должен ответить для себя на несколько важных вопросов, прежде всего уровень поддержки украинского режима. Саммит в Вильнюсе показал, что границы этого если не достигнуты, то уже близки. Во-первых, само поведение украинского президента Зеленского, которое все они оценивают как вызывающее, на самом деле скрывает под собой один простой факт – украинская армия не обладает силами, чтобы одержать победу над ВС РФ. И поэтому украинские политики не придумали ничего лучше, чем попытаться втянуть в конфликт напрямую страны НАТО.
Однако страны НАТО хорошо понимают, и они объявили это публично, что прямого столкновения с Россией быть не должно. Правда, были сделаны оговорки в качестве того, что это может стать частным делом, например Польши и Прибалтики, но здесь скорее мы видим перед собой отражение внутренних противоречий. Эти страны отличаются крайне воинственной русофобской политикой, кроме того, в самом ЕС они считаются проанглийскими, проамериканскими агентами, и их постоянные конфликты с другими члена уже порядком всех утомили.
Поэтому если им вдруг захочется участвовать в военной авантюре, то остальные нисколько против этого не будут возражать, потому что прекрасно понимают, чем она для них закончится и какой удар для этих стран будет. Многие лидеры Евросоюза рассматривают как положительный результат, если самые скандальные члены несколько поуспокоятся.
Во всем остальном очевидно, что нежелание вмешательства в украинский конфликт ограничивается только лишь вооружениями. Эти поставки можно считать неограниченными настолько, насколько с этим может справиться их промышленность. А ВПК Запада, как оказалось, явно не рассчитан на конфликт такой интенсивности – у них не хватает вооружений и боеприпасов.
В связи с этим раздражение вызывает и само поведение Зеленского, и уныние по поводу перспектив в целом этого конфликта. Хотя возникший мятеж был вызван различными внутренними причинами, он действительно посеял среди этих стран определенную надежду, что может произойти срыв России, потому что многие из них исходят из циничной оценки ситуации. В этом конфликте, причем речь идет не о России и Украине, а о России и Западе, выиграет тот, кто продержится на полчаса дольше проигравшего. Таким образом они оценивают, насколько он интенсивен и насколько тяжел для всех участников.
В связи с этим главная их надежда кроется именно на внутренние беспорядки в нашей стране. Однако после того, когда мятеж оказался полностью разрешенным, встал вопрос о том, что эти надежды тоже могут оказаться тщетными. Поэтому были предприняты шаги, которые должны вызвать определенное напряжение в самом обществе. Во всяком случае должен вырасти градус подозрительности, как они на это рассчитывали.
За всем этим скрывается важнейшее понимание, что время играет против них. Сейчас в городе Аспен в США проходит конференция по безопасности. На ней руководители страны, внешнеполитические ведомства, а также наиболее видные деятели безопасности стран Запада выступают со своими докладами по поводу общей ситуации в мире. Здесь можно заметить, что почти все они говорят о конфликте на Украине.
Любопытные акценты расставил госсекретарь безопасности США Блинкен. Он говорит о том, что война должна продолжаться, она должна закончиться поражением России, для этого есть некие условия, однако перед этим было достаточно любопытное выступление Бернса.
За этими докладами мы видим ничто иное, как желание уговорить публику потерпеть, подождать еще немного, а это означает, что общественное мнение внутри этих стран уже утомлено продолжающимся конфликтом. В результате его поддержка стремительно сокращается. Конечно, никто там не является союзником России, нужно отдавать себе в этом отчет, но и точно никто не собирается сгорать в самоубийственном пламени ядерной войны.
Через короткое время главными для всех стран Запада станут вопросы сугубо внутриполитические. В этих условиях Россия обладает определенной свободой. С одной стороны, она может применить военное решение, и оно уже сейчас, скорее всего, является для нее позитивным и играет в ее пользу. С другой же стороны она может перейти к политическим переговорам. Здесь нужно понимать важный момент, который касается настроений в нашем обществе.
Каковы позиции в этом политическом решении? На чем должен основываться этот мирный процесс? Руководители России уже говорили об этом, речь идет о демилитаризации Украины, чтобы с этой территории никогда больше не исходила угроза для нашей страны, так как этот конфликт показал, что именно как плацдарм против России она рассматривалась и рассматривается Западом.
Кроме того, хотя об этом и не говорится, власти этой территории должны быть подконтрольны России. Это как минимум. А как максимум, должна начаться работа по перепрограммированию этого пространства. Но это уже совершенно другие темы для обсуждения.
Пока мы видим, что благодаря стойкости и храбрости русского солдата ситуация складывается положительно для нашей страны.
Политический обозреватель Владимир Джаралла