Лучшие друзья штурмовиков. Как русским удается нажатием кнопки менять ход СВО

"Заканчиваются солдаты, русские обогнали нас по дронам…" – растерянно прозвучала реплика участницы батальона "Айдар"* Марии Берлинской в прямом эфире одного из украинских телеканалов зимой прошлого года. Паника была небезосновательной; Берлинскую в заочном диалоге попытался успокоить военкор Дмитрий Стешин. Он написал: "У меня для Марии плохие новости: скоро будет совсем плохо, встречался вчера со "Скифом", говорили о "народном дроне" по кличке "Скальпель". По информации Стешина, "Скальпель" способен преодолевать расстояния в десятки километров. И таких БПЛА у русских будет много, очень много. Чем это чревато для ВСУ, попыталась разобраться Новороссия.

"Заканчиваются солдаты, русские обогнали нас по дронам…" – растерянно прозвучала реплика участницы батальона "Айдар"* Марии Берлинской в прямом эфире одного из украинских телеканалов зимой прошлого года. Паника была небезосновательной; Берлинскую в заочном диалоге попытался успокоить военкор Дмитрий Стешин. Он написал: "У меня для Марии плохие новости: скоро будет совсем плохо, встречался вчера со "Скифом", говорили о "народном дроне" по кличке "Скальпель". По информации Стешина, "Скальпель" способен преодолевать расстояния в десятки километров. И таких БПЛА у русских будет много, очень много. Чем это чревато для ВСУ, попыталась разобраться Новороссия.

С течением времени войны меняются, как меняются и вооружения, используемые для уничтожения врага. И появление диковинки на линии фронта – это всегда вызов для каждой из сторон конфликта. СВО наглядно продемонстрировала, что нынешний вооруженный конфликт на территории Украины можно смело окрестить "войной дронов". Хотя еще несколько лет назад БПЛА казались скорее экзотикой, никто и подумать не мог, насколько данные средства могут быть эффективными. Сегодня оператор БПЛА даже более востребован, чем снайпер.

Фото: mil.ru

Авторы Telegram-канала "Два майора" справедливо считают, что активное внедрение беспилотников породило новые проблемы, с которыми каждый день приходится сталкиваться русским бойцам. Для подавления дронов-камикадзе необходимы системы РЭБ. На каждое подразделение этих средств, увы, не наберешься.

"Показательно, что даже автомеханики из Группировки С (Севастополь), поставившие с вашей помощью порядка 60 машин за прошлый год на фронт, перешли на производство комплексов РЭБ, потому что вражеские FPV-дроны жгут машины в огромном количестве", – констатировали эксперты.

Переломить ход неприятной ситуации могла бы массовая закупка средств радиоэлектронной борьбы у небольших производителей. Это позволило бы в определенном смысле отладить логистику: такие системы попадали бы на переднюю линию быстрее.

"Два майора" обращают внимание, что если раньше главной причиной головной боли была контрбатарейная борьба, то теперь, когда ВСУ потеряли часть своих возможностей из-за дефицита боеприпасов, дроны внезапно стали очень опасными.

Думать не только о технике, но и о личном составе

До недавнего времени чуть ли не панацеей считались антидроновые ружья. Но практика показала, что они обладают рядом недостатков, которые напрямую влияют на эффективность ружей. Во-первых, это небольшая мощность и дальность применения. При этом российский военпром производит небольшие системы РЭБ, обладающие куда большей мощностью и покрывающие куда больший диапазон частот. ВСУ в курсе преимуществ данных систем, поэтому украинские боевики в первую очередь стараются уничтожить именно их. Как следствие – на фронте их постоянно не хватает.

Ветеран боевых действий в Донбассе и контртеррористических операций на Северном Кавказе Алексей Левошко рассказал Царьграду, что нашим ребятам нужны небольшие по габаритам, но относительно мощные системы.

"Пускай это будет небольшой ящик с генератором на один киловатт. Заправленный генератор может работать непрерывно восемь часов, и вокруг него будет зона в 100 метров, которая будет непроницаема для FPV. При этом радиосвязь у нас останется", – прокомментировал эксперт.

Подобные устройства существуют, но они устанавливаются только на технику. Для личного состава они не производятся.

Дрон – лучший друг штурмовика

Появление FPV-дронов вынудило русских пересмотреть тактику штурмовых групп. Теперь они работают в связке с операторами ударных БПЛА. В боях за Авдеевку она показала отличные результаты, это были вынуждены признать даже вражеские медиа.

Фото: globallookpress.com/Moritz Wolf

В качестве примера приводилась реальная история, в которой четыре русских штурмовика заняли три опорных пункта ВСУ. Противника было более чем в три раза больше.

На видео было показано, как русские выдвинулись на рубеж атаки по посадкам, однако проникнуть в первый окоп не смогли, поскольку он находился под прикрытием пулеметчика и трех стрелков. Далее по обороняющимся следовал прилет нескольких дронов. Больше признаков жизни они не подавали.

Следующие кадры демонстрировали, как наши штурмовики развивали наступление, продвигаясь ко второй позиции, — ее тоже предварительно обработали с помощью беспилотников. Из пяти находившихся в ней солдат ВСУ пополнили ряды "двухсотых", двое бежали.

Далее – продвижение к блиндажу, где засели еще четыре деморализованных украинца. Чтобы окончательно сломить боевой дух врага, наши обстреляли их позиции из гранатомета.  В итоге противник не выдерживает натиска и в страхе бежит.

"В итоге мы потеряли 7 человек погибшими, враг — ни одного. По кривой кацапы заняли почти один километр лесополосы. Не будем уточнять, сколько врагу стоило 8 дронов, давших этот результат. Сказать, что наши ребята ошибались, нельзя. Они держали оружие и до последнего огнём не давали штурмовикам подойти", – сделал выводы автор заблокированного в России паблика DS.

Ночной охотник

СВО позволила на практике раскрыть весь потенциал "Ланцета" от компании Zala (входит в концерн "Калашников"). БПЛА поражает своими характеристиками и способностью эффективно уничтожать вражескую боевую технику. Барражирующий боеприпас даже смог дотянуться до украинских штурмовиков Су-25 на аэродроме Долгинцево в Кривом Роге. А это, на секундочку, в 70 километрах от линии соприкосновения.

Фото: globallookpress.com/Bulkin Sergey

Производитель не намерен останавливаться на уже достигнутых успехах и неустанно модернизирует свое детище. Совсем недавно на "Ланцет" стали оснащать тепловизорами, благодаря этому он может работать и днем, и ночью при любых погодных условиях.

Также боевую часть теперь можно подорвать дистанционно. Это дает возможность поразить противника кумулятивными снарядами. Они легко пробивают броню. Осознав это, враг начал наваривать на свою технику решетчатые экраны и козырьки. Но и здесь украинская смекалка не помогла: в Zala ее решили за счет применения "ударного ядра". Ее взрывная волна не превращает металл в газодинамический поток, а лепит полужидкое ядро, которое формируется на некотором расстоянии от цели.

"Герани" заставляют ВСУ ностальгировать по Первой мировой

Еще одним очень неудобным для врага дроном стал беспилотник-камикадзе "Герань-2". Его главные плюсы – дешевизна, эффективность и способность уничтожать ПСО противника на скорости 170 км/ч.

Вторая "Герань" перемещается на очень небольшом расстоянии от земли, что делает его малозаметным. Кроме того, металлические запчасти при изготовлении этого дрона почти не используются, а значит, заметить его очень непросто даже с помощью ПВО. Противнику пришлось запрашивать у западных партнёров немецкие зенитные самоходные установки "Гепард" с двумя автоматическими пушками.

А стратегически важные объекты окружать заслонами из ошметков уже уничтоженной техники, обставлять пикапами, оснащенными советскими пушками и даже "Максимами". В отдельных случаях пришлось даже применять прожекторы, которые не используются вот уже около века. Но и на это русским нашлось, чем ответить – теперь "Герани" покрывают черной краской, чтобы они были как можно менее заметны в ночном небе. Поработать пришлось и над маршрутами – они стали сложнее и запутанее. Теперь сбивать "Герани" ВСУ стало еще сложнее.

"Скальпель". Простой как бревно, надежный как штык

Барражирующий боеприпас "Скальпель" – еще одно детище СВО, его разработка и производство – заслуга рязанского КБ "Восток".

Осенью прошлого года состоялись первые испытания, они показали, что "Скальпель" может нести 5 кг полезной нагрузки на расстояние до 40 км. Но главное его качество – это бюджетность – стоимость одного аппарата составляет порядка 200 тысяч рублей. К примеру, тот же "Ланцет" обойдется государству в 35 тысяч долларов (3 млн рублей), а американский Switchblade 300 — в 52 тысячи долларов (4,6 млн рублей). Благодаря этому аппарат можно доверить даже не самому опытному оператору. Из-за высокой стоимости аппаратуры операторы дронов часто проявляют чрезмерную осторожность, поскольку опасаются потерять дорогостоящую технику, но при этом не выполнить боевую задачу. "Скальпель" в значительной степени решает эту проблему.

"Чем проще устройство, тем меньше оно ломается. Мне разрешили засветить информацию о том, что у оператора со "Скальпелем" не цифровая связь, а аналоговая, и её сложнее заглушить по ряду причин", – рассказал военкор Дмитрий Стешин.

Дроны как неизбежность, а не роскошь или экзотика

Дроны продолжают эволюционировать, необходимость в них с каждым днем все растет. Можно говорить даже о том, что увеличивается она в геометрической прогрессии и напрямую сказывается на ходе СВО. И по итогу отразится на ее результатах. Массовость производства подобных устройств ведет к снижению конечной стоимости продукта.

Но нельзя забывать и о том, что когда мы говорим о каких-то новых технологиях, мы должны понимать, каким образом они будут вплетаться и встраиваться во все остальное.

Новости партнеров