Луганская Пасха для Руси — ХХI: явится ли миру «Филадельфийский» VS-ответ для «Лаодикии»?

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения … И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце;

под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.

Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения …

И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти

все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его …

И даны были жене два крыла большого орла,

чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия

и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени».

 

«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком;

над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы

огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую

ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом,

как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили

голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими,

я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что

говорили семь громов, и не пиши сего. И Ангел, которого я видел стоящим

на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков,

Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и

все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит

седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия,

как Он благовествовал рабам Своим пророкам».

 

   «Я буду Заступница месту сему и Богу о нём Ходатаица», — прозвучал голос Царицы Небесной в ночном небе над Луганском 115 лет назад, в искусительном и смутном для царской России 1905 году. Прозвучал с таким обетованием заступничества отдельно малому клочку русской земли явно не на более близкое его будущее, что позже показала наглядно сама история дальнейшая нашего Отечества. Но прозвучал именно для потомков всей Православной Руси (как впрочем, и всему миру посылом тоже), и через свидетельство одного избранника того времени – простого мирянина, или человека Божьего, как принято именовать в церкви таких угодников — Филиппа Елисеевича Горбенко. Ставшего уже позднее известным всему православному миру, как священнодиакон, или старец Филипп Луганский. Прозвучал во время мистического 3-дневного (а точней – ночного) Явления Матери Божией этому человеку в граде Луганском в ночь на(с) 13* июня (по новому стилю). Филипп тогда работал ночным сторожем на патронном заводе в Луганске, и было ему на то время 47 лет от роду.

А через 12 лет, в роковом уже — 1917 году, то бишь на самом переломе Новой Великой Русской Смуты ХХ века в сонном видении одной простой русской и благочестивой крестьянке Евдокии Адриановой прозвучало ещё одно откровение Божией Матери: «есть в селе Коломенском большая черная икона, её нужно взять сделать красной —  и пусть молятся». Произошло это 15 марта (н.ст.) — именно в чёрный день вынужденного отречения от престола государя Николая Александровича Романова. Когда он в своём дневнике написал: «кругом измена, и трусость, и обман». И что уже сто лет висит увесистым проклятием над всей Русской землёй без принципиальных изменений, а потому можно бы было спокойно отчеканить эти горькие слова на металле над входами во все гос. учреждения исторической Руси. Не РФ, а всей Руси. Триединой хотя бы. Православной. И даже, как ни странно и не печально – над входами и в некоторые храмы Божии. Или корректней сказать – над приличной частью церковного сознания ныне. Добавив к ней тогда: «друг, для чего ты пришел?» [Мф. 26, 50] В церковь.

Эта, чудесно обретённая таким образом икона, стала известна всему миру практически с первых же дней. Под именем Державной. Потому как на ней Царица Небесная предстала миру величественно восседающей на царском троне в красной порфире и с символами царской власти – скипетром и державой в руках. Только вот держава не была увенчана традиционным крестом христианского устроения государственного строя в державе. Ибо произошедшее в этот же день свержение русского царя по заговору, по сути, и отречение народа от своего Помазанника Божия на самом деле, — как раз и явилось четким символом обезглавливания православной державы. Зримым образом на земле. Но не точь-в-точь на небе. Откуда Бог не смотря ни на что, не отвернулся от своих неразумных чад, и по любви и ходатайству Пречистой Матери Своей вручил Ей дар мистически править на Руси в эпоху лютых испытаний от предстоящего безбожного плена (подобно Египетскому и Вавилонскому для евреев, но в одном флаконе) и в ночи духовной слепоты павшего и заблудшего в массе своей русского народа. Народа-богоносца. До этого падения.

Править мистически, конечно, но не исключая использование и земных властей в России, в том числе, как инструмент для вразумления этого народа. Как и Бог использовал и фараона и Навуходоносора в своё время.

Эти два мистических и исторических события будут в данной статье красной нитью протянуты в связке, как альфа и омега, как два задела и полосы движения под один общий путь и назначение для различных логических сопоставлений, честных духовных сравнений, и смиренномудрых выводов. Но из них, первый по хронологии задел Явления Божией Матери в Луганске 1905 года, явно подобен, и по сути содержания и по форме, обетованиям Христа о Своём грядущем Воскресении, звучавшим иногда из Его уст, в том числе, ещё до предсказаний о своей Крестной жертве на Голгофе, страданиях и смерти. Или разом с ними. И что слышали от Него ученики, но ещё никак не могли взять в толк сам смысл этих недосягаемых обетований, пока не свершилась на деле Пасха Христа Бога.

Поэтому мы и начнём искать возможные ответы на поставленный в названии статьи вопрос именно с посильного анализа таких сравнений сразу. Для начала. Ибо без этого не сдвинуться к обретению ответа.

Но прежде пройдём для маркировки контуров общего контекста темы беглый хотя бы обзор исторических событий в нашем Отечестве, которые имели в своей глубине – иногда более сокрытой, иногда – менее, но явное при этом мистическое свидетельство вмешательства особого промысла Божьего в такие поворотные моменты или решающие грани и виражи истории. Как пролог, или основной ствол к нашей теме.

Начиная прямо от князя Владимира, который по свидетельству предания неожиданно ослеп физически перед принятием Крещения в Херсонесе. Подобно Савлу ослепшему на пути в Дамаск, когда ему явился в таком ослепляющем свете Сам Христос со словами: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» И прозревшим, сразу же после принятия таинства Крещения. Обоим.

Далее, к примеру, чудесном образом обретённая икона Фёдоровской Божией Матери старшим братом Александра Невского – Фёдором (от чего и получила своё наименование) незадолго до своей скоропостижной кончины в юных летах. Ведь именно эта икона, явленная княжичу правящего рода Рюриковичей, станет в последствие по преемству Богородничного заступничества Руси покровительницей новой династии Романовых, начиная сразу же от чудесного возведения на царский престол 16-летнего Михаила Романова. Мало кому известного отрока, жившего тихо и без всяких притязаний  со своей матерью монахиней в далёком Костромском монастыре. И потому, к слову, все будущие императрицы иностранного происхождения на Руси даже принимали при коронациях новое отчество — Фёдоровна. В честь этого образа.

История с иконой Богородицы Знамения в Новгороде, которая очень повлияла на изменение отношения народа и князей к междоусобной брани на всей Руси в ХII веке.

Знаменитый сон Тамерлану с грозным явлением в нём «величественной Жены» после которого ему даже свои толкователи на пальцах пояснив Кто это, рекомендовали развернуть лучше войско своё обратно. Что и произошло без пролития крови.

А позже, фактически, повторение истории только уже с крымским ханом  Махмет-Гиреем в 1521 году.

Чудесные свидетельства небесной помощи в лице уже почившего князя Александра Невского на сражения Дмитрию Донскому на Куликовом поле и царю Иоанну при взятии Казани.

Ни менее чудесное явление уже в самой Казани образа Божией Матери через откровение во сне простой девочке Матрёне. Который после стал широко почитаемым, и массу чудес помог обрести как отдельным людям, так и всему русскому народу в деле христианской миссии в новых татарских землях.

А уж чего стоит свидетельство явления во сне гражданину Козьме Минину преподобного Сергия Радонежского, который трижды являясь ему, велел начинать собирать народное ополчение для освобождения Москвы от поляков. Да к тому же так являясь, что на третий раз даже пригрозил ему, что тот будет наказан, если не исполнит это несомненное веление Божие. Иначе чем же ещё можно было в принципе и по большому счёту объяснить, что совершенно простой и «аполитичный» мясник-купец, живущий в глухой и «хатоскрайной» провинции, вдруг ни с того ни с сего затевает такое великое историческое и духоподъёмное дело вообще?! Для всей Руси! И под такие результаты.

А явление того же Сергия митрополиту Арсению, находящемуся в плену у поляков в московском Кремле с предсказанием об освобождении столицы.

Ну а какая масса примеров известна достоверно нам всем, когда различные знамения и явления святых, ангелов, Богородицы, или каких-либо природных проявлений, или уникальных событийных совпадений и фактов в подспорье указывали на конкретную географическую привязку, или подсказку и выбор места для проявления воли и особых действий, живущих на земле людей. Именно в ответ на подобные подсказки. И где потом появлялись святые обители, целительные источники, особые храмы, или даже целые города и столицы.

И разумеется это только очень сжатый обзор подобных мистических свидетельств из нашей общей отечественной истории.

Ну а если уж и пытаться как-то связать его с ещё более древними схожими мистическими свидетельствами истории Православия в других странах и вообще – то как же не упомянуть и не закрепить тогда, что самый главный догмат нашей Церкви вообще – Воскресение Господа Иисуса Христа – это и есть, по сути, самое первое звено, камень во главе угла этой общей мистической цепи чрез века. Откровенного вмешательства Бога в наш обычный, Им же заданный, и материальный ход развития жизни и истории. Не считая, конечно, предваряющих чудесных событий зачатия и Рождества Спасителя, в том числе. То есть, понятно, что эти факты мы можем воспринимать, осмыслять, и познавать в меру наших ограниченных сил только искренней и глубокой верой. Иначе бы в чем заключалась вообще тогда мистика и совсем непостижимая или мало постигаемая природа таинственности этих фактов? Но с другой стороны, а разве не той же верой (а часто и вообще слепой) мы в наших проблемах и скорбях принимаем обещания и заверения наших земных властей различных, в лице любых персоналий или организаций? Хоть местного и отечественного масштаба, хоть общемирового пошиба. Нееет, князья человеческие нам всё равно и ближе и приятней и милее, сколько бы раз они не обманывали уже и не издевались над нами. И за все прошлые века, и в дне нынешнем. Особенно если в реальном отрыве от Бога в той, или иной степени таковых князей. Чтоб «как и мы».

Или что сказать на завершение такого контекста о нашем отношении и вере в мистическую суть Таинства Евхаристии? Как стержневом священнодействии созидания и жизни Церкви Христовой вообще, начиная с Тайной Вечери тоже 2000 лет назад ещё. Ведь под видом простого хлеба и обычного вина мы приобщаемся истинных (!) Тела и Крови Самого Господа Иисуса Христа! То есть, вкушаем гораздо более (по всем параметрам), чем было дано вкушать для вечного блаженства Адаму и Еве в Эдемском саду в виде плодов от древа жизни.

Так как же нам – православным христианам жить и спасаться в принципе БЕЗ духовного внимания и трезвой веры в промыслительные Божии сигналы и откровения очевидных (!) мистических свидетельств?

Хотя, разумеется, при этом понятно, что как и во всем и всегда, и в этой тонкой сфере против истинной или традиционно православной мистичности всегда были, есть и будут стоять и напускать туман всевозможные подделки лже-мистики, или как определяет Церковь подобные обманки, — проявления духовной прелести. Ведь главный льстец, противник, и обезьяна Бога по выражению отцов — тоже не дремлет. И «трудится» неустанно все тысячелетия с самого начала — от того же шептания льстивого на ушко Еве в Эдеме. На поприще раздувания таких миражей.

А уж что касается нашей узкой темы предания Луганской Пасхи – так здесь и подавно, к великому сожалению и пока что, хватает ему, где разгуляться. Да в наше мутное время наследия родовых духовных травм и пустыни религиозной от горького безбожного ХХ века. Через множество податливых соблазнам душ ревнителей не по разуму всех мастей, а также ответственных по долгу, но индифферентных «должностных лиц», как правило, в священном сане, но зато страстных любителей земного – телесного и душевного комфорта. А емунеизбежно почти может даже мешать необходимое трезвение души, требующее каких-либо напряжений, как ответной реакции на возможные откровения и веления Божии. «Какие-то там ещё».

Но чтобы разобраться в таких трёх соснах с выбором именно надёжного маршрута выхода по нашей главной теме мы как раз и вернёмся теперь к более детальному и объективному разбору и сравнению тех двух примеров мистических откровений, упомянутых в начале статьи.

Итак, Явление в Луганске Богородицы Филиппу Луганскому в 1905 году – попытки первой революции из цветных («краснопресненской») в России, и видение во сне повеления от Богородицы Евдокии Адриановой в окрестностях Москвы в 1917 роковом году – второй и третьей «удачных» уже, завершающих революций в стране («февраля» и «октября»). Внучат «декабристов» в виде трёхглавого красного дракона [Откр.12,3]. И, соответственно, эстафетников для грядущих «августовских путчистов» (реальных, а не на экранах картонно-показушных) 1991 года уже. Через 74 года. Точь-в-точь по срокам, как и иудеям на выход из плена от Вавилона. Но так, чтобы власть (земная) была передана чётко следующему «зверю» [Откр. 13,1] без сбоев. А потому, чтоб из одного плена и оперативненько в другой сразу. Не последний ли вообще? Но уже для всей планеты …

Для начала отметим — кем были по жизни и чем известны сами по себе эти два человека – Филипп и Евдокия вообще? И в отношении этих мистических событий нашей истории в начале ХХ века, в частности.

Евдокия была благочестивой и простой крестьянкой из села Перервы под Москвой. И, как и положено трезвенно верующему православному человеку, далеко не с первого раза восприняла вразумление Божие, как повеление Божией Матери во сне, —  идти в Коломенское и искать ту самую чёрную икону. Смиренно признавая и себя недостойной таких откровений, и не вверяясь сновидениям сходу. Однако после троекратного повторения одного и того же и особого тонкого сна Евдокия всё таки проявила ещё большее смирение, и решившись исполнить указание Богородицы, пошла в этот храм. И милость Божия закрепилась благословением в этом деле ещё и в том, что и священник, который будучи настоятелем в том храме – отец Николай Лихачев, не просто чутко откликнулся на прошение Евдокии поискать такую икону (священнику ли было не знать об отношении церкви ко снам?!), но провёл вместе с ней и старостой храма целую поисковую эпопею по всему приходу для обнаружения этого образа! Итак, мы ничего не знаем об этой обычной женщине не до этого случая вообще, ни после, фактически. За исключением, пожалуй, лишь данных о том, что она активно занималась сбором пожертвований на драгоценную ризу Державному образу после. Но после того как Матерь Божия вновь её вразумила и по этому делу открыла, что «скоро со всех икон, напротив, будут снимать все ризы, поэтому нужно раздать эти пожертвования людям обратно», — Евдокия со смирением исполнила и это вразумление. К слову, добавив при этом женщине интересную деталь на будущее возможное. А именно, что «придёт время и риза сама явится к этой иконе». Всё. Больше, повторюсь, мы ничего абсолютно не знаем об этой простой русской прихожанке Адриановой. Упокой, Господи, её смиренную душу во Царствии Твоем!

Но зато прекрасно знаем — какие последствия в церковной жизни, и далеко не только в церковной – произошли в итоге этого мистического откровения. И об этом за последующее столетие уже тонны просто духовных, богословских и исторических трудов были составлены и опубликованы! И мы ещё коснемся в нашей работе вкратце этой темы ниже, ближе к выводам.

О Филиппе Елисеевиче Горбенко же напротив известно прекрасно, давно и очень подробно, начиная с его детства тоже в крестьянской бедной семье Черниговской губернии. И ведь далеко неспроста так подробно и давно известно на самом деле. Как и на типичном примере множества летописания схожих подвижников веры и благочестия того времени. На сломе исторических эпох. Так как, уже с малых лет отрок Филипп был отмечен различными признаками духовной одарённости и острого религиозного чувства. На общем фоне тенденций противоположного духовного расслабления того времени.

А после переезда в Луганск и до конца своей жизни так и подавно стал известен далеко за пределами Луганска своими явными божественными дарами и строгой жизнью подвижника аскета. Оставаясь до самых преклонных лет в статусе обычного мирянина при этом. Подобно своему современнику почти — Павлу Таганрогскому в соседних землях Дона-батюшки. Но общаясь при этом доверительно со множеством священников в регионе, которые не стеснялись ничуть обращаться к старцу за советом духовным и вразумлениями разными. Включая, и правящего епископа даже Ворошиловградского и Донецкого Никона. Тот правды ради надо заметить, менял своё отношение к старцу несколько раз туда-сюда, но под конец жизни всё же вернул свою благосклонность и искреннее уважение и даже хотел перевезти дедушку Филиппа к себе в Одессу. Да и сколько лет вообще ему Господь отмерил прожить в таком ревностном житии по вере? 98 лет (!) прожил старец на земле и мирно почил в 1956 году. А в последние годы жизни Бог сподобил ему обрести и священный сан диакона к тому же. Как раз от рук владыки Никона. Не говоря уже о стойко растущем посмертном почитании старца со всеми абсолютно признаками традиционного процесса приближения прославления этого  человека в лике святых! Включая, официальные действия церковной иерархии по этому же направлению подготовки канонизации вот уже много лет. Даже … не обыкновенно  много лет. [1.* Об этом у автора текста уже была первая проба пера несколько лет назад  «Нет пророка в своём отечестве»] Часовня на могиле старца, храм и целый приход в честь Всех Святых здесь же на кладбище, подобно многим иным угодникам в нашей истории церковной, наподобие того же Павла, или преп. Илии Макеевского, Ксении Питербургской, и т.д. Немой свидетель чудотворений отца Филиппа в виде окаменевшего сруба старого дуба, который он по своей молитве превратил чудесным образом в камень в одночасье, как в «папье-маше», ещё в 30-х годах лихолетья прошлого века. А главное – поток людей и почитателей на могилу к этому подвижнику со своими просьбами, мольбами, и благодарениями за получаемую помощь в нуждах от старца Филиппа. Ходят ли к пустому колодцу за водой действительно? Как любит повторять настоятель этого прихода, указывая на стёртую половую плитку на подходе к гробнице старца в часовне.

При этом Явление Божией Матери в 1905 году было Филиппу вовсе не во сне, как Евдокии, а наяву! Чему невольно и не полноценно, конечно же, но тем ни менее оказались явными свидетелями «от противного» по промыслу Божию даже бандиты, которые в эти дни как раз (!) решили убить старца за то, что он прозорливо уличил их в воровстве, исполняя свой долг ночного сторожа на заводе. [Кто пожелает познакомиться с подробностями истории с этой именно стороны и в документально-художественном изложении даже – может легко набрать в поисковие «Небесный сторож» Василий Пичугин, журнал НаслЪдник]

Ну и как нам в итоге сравнивать теперь по-честному этих двух людей, как посреднических источников откровений Божиих, для определения реальной степени достоверности их свидетельства о мистических откровениях каждого из них?!

Сто лет назад Евдокии Адриановой поверила вся полнота церковная, по сути! И не просто поверила отстранённо и аморфно – по схожести с нынешними лекалами «веры», но всей душой народной, всем сердцем церковного сознания откликнулась и восприняла то мистическое откровение тогда делом! Вплоть до того, что некоторые составители акафиста Державной иконе Божией Матери (а в их числе был лично даже сам патриарх Тихон, к слову!) пострадали за свою ревность по вере и были расстреляны! А почитание этого чудотворного образа не только сохранилось в предании церковном и разлилось по всему миру, но и передалось последующим поколениям верующих на Руси. Всей Руси! А не жителям одной Москвы, скажем. Хотя понятно – как мы и отмечали выше, что очевидное содержание того визуального откровения на самой иконе касалось безусловно и ясно всей Русской Церкви и всего Отечества. Да ещё из Коломенского – царской усадьбы Романовых.

Да причем так передалось, что задолго до принятия решения о восстановлении исторического Храма Христа Спасителя в Москве возле открытого бассейна «Москва» (на месте варварски взорванного Храма) в 90-ые годы появилась сначала скромная деревянная часовня именно в честь Державной Божией Матери. И возле неё закладной камень под Храм Христа Спасителя с очень оригинальной надписью на нём: «здесь БУДЕТ возрождён Храм …» и т.д. О чём организованно молилась именно этому образу Богородицы (!) буквально горстка «чудаков» каждую неделю, обходя с Крестным ходом бассейн, на потеху и под насмешки довольно купающихся в нём москвичей. А позже в Коломенское приезжал поклониться публично этому образу даже Д. Медведев в 2008 году. Прямо накануне своего голосования на выборах президента России. Да, и такое вот бывало даже.

Ну а откровения Божией Матери, переданные Филиппу во время Явления ему в 1905 году? Кого и чего касались (или могли касаться по смыслу содержания) они? О чем это вообще было? Или к чему? …

Подробней попытаться ответить на эти вопросы уместней будет всё же, наверное, ближе к выводам этой статьи. Как и в самих выводах. А пока продолжим перечень важных деталей сравнений, и возможных вариантов понимания тех посылов и сокрытых духовных смыслов, которые Господь нам всем посылал и посылает через эти мистические вразумления. Или небесные указатели о том — где, в чем, и как подобает, возможно, обретать нам Его помощь небесную. По ходатайству Матери. В наших растущих как на дрожжах проблемах и скорбях общих. От Донбасса и далее.

Остановимся сначала чуть подробней на самих изображениях икон этих чудесных явлений. Только их будет уже не две для такого анализа, а целых три. Да-да, три – и тому есть своё фактажное и неоспоримое объяснение на основе голых фактов.

Начнём с общеизвестных образов Державной и Луганской икон Божией Матери.

На первом Царица Небесная, восседая строго на престоле, несёт в своём образе определённую, но очевидную статичность. Своего царствования. На фоне мрачной ночи. Той самой «долгой и тёмной ночи», которую предвидел святейший патриарх Тихон в своих предсказаниях для России. И высказывался об этом открыто и пророчески уже после освобождения из тюрьмы, но находясь под домашним арестом в Донском монастыре. Восседает на троне в красной порфире, цвет которой одновременно свидетельствует и о царском достоинстве Божией Матери и о цвете мученической крови, потоки которой реками пролились в те последующие страшные годы для свидетельства верности Христу Богу по всей земле Русской.

А вот на Луганской иконе (которую писал по благословению бывшего Митрополита Луганского Иоанникия отец Зинон в 1992 году, и об этом пару слов скажем ещё дальше) Матерь Божия, напротив, в полный рост отражает уже движение. Да ещё ого-го какое движение на Небесах! На основе свидетельства об этом необычном событии от самого адресата Явления – Филиппа Луганского. И хотя общий фон так же указывает на ночное небо, что подтверждают дополнительно золотые звёзды на нём, как символическое отражение ещё одной детали самого явления, но цветовая гамма вкупе с однотонными одеяниями Божией Матери уже переходит явно в следующий синий спектр. Общего плана. И брезжит изнутри интуитивно ощущением предрассветного периода ночи. Хотя, говорят, что именно перед рассветом самая тёмная часть ночи.

То есть, от некоего замирания жизни и ограниченности её – к новому этапу движения и развития видится логическая связь явно. От глубокой скорби на Голгофе и тишины великосубботного покоя до … радостного бегания по Гефсиманскому саду туда-сюда, а потом по всему Иерусалиму, Иудее, Ближнему Востоку или Малой Азии, и … во вселенской ойкумене.  А что нам показала прошедшая история ХХ века и нынешняя новейшая часть её в ХХI-м? И в общественном, и в политическом, и в духовно-церковном разрезе всех событий. Произошедших и происходящих. Но, разумеется, через призму и ретроспективу опыта девяти веков, и самой идеи Святой Руси, конечно. Или – очами Божественного промысла, а не земных прищуров сквозь тусклое стекло по апостолу Павлу.

Но это лишь малые детали, само собой, и так сказать, начальные углы зрения больше для разогрева.

И потому я сделаю здесь упрежадющий акцент сразу и на перспективу: углы зрения сугубо частного, или пусть даже субъективного отношения к Луганскому преданию от лица рядового, но давнего и искреннего почитателя старца Филиппа, и без малейших загибов в любые крайности – от ревности неразумной до лукавых игноров, но строго в русле традиционного церковного подхода к подобным темам. По царскому пути золотой середины. Молюсь от глубины души около 25 (!) лет по этой теме и Богу, и Богородице, и Филиппу, копил терпеливо опыт знаний, тщательных наблюдений, анализа различного, и сравнительного в первую очередь, конечно, — и вот пробил час и Бог дал благословение и решимость поделиться такими взглядами и оценками на суд всех Верных. Отцов, братьев и сестёр. Без лукавства, прежде всего. Хотя … лукавым тоже будет полезно по-своему. Для самоопределений. Вот и всё. Просто. И под календарный повод очередной, и слегка юбилейной годовщины 115 лет празднования «Луганской Пасхи».

Таким образом, мы впритык подошли к представлению всех деталей самого Явления Божией Матери Филиппу Луганскому в 1905 году. Ведь всё-таки – именно это сердцевина всей темы для данной статьи. И совместных с читателями духовных размышлений для поиска ответа на поставленный вопрос в названии её.

Однако мы не коснулись ещё третьего упомянутого образа.

Дело в том, что на самом деле ещё при жизни старца Филиппа и по его прямому заказу был написан первый вариант иконы Явления Божией Матери. Хотя его вряд ли можно вообще назвать иконой в принципе. Это было скорей своеобразное кустарно художественное и примитивное фиксирование множества отдельных деталей насыщенного Явления со слов самого Филиппа. Включая, упоминание текстом начальных слов молитвы «Да воскреснет Бог», которую старец читал в начале Явления, остерегаясь возможных козней лукавого. И даже нечто вроде краткого названия на самом изображении – «Трёх.Личная Божия Матерь», и т.п.  Именно этот рисунок, как некий визуальный конспект документального отображения Явления Божией Матери изначально хранился у отца Филиппа, почитался им самим и всем народом, и в том числе, по благословению владыки Никона дедушка Филипп приносил его в храм и на Крестный ход в дни празднования «Луганской Пасхи». А копия изображения много лет стояла в специальной нише под стеклом на гробнице старца. А после его смерти оригинал как бы пропал из общего обзора народного. Но по факту он просто переходил из рук в руки среди почитателей и близко знакомых Филиппа без всякой широкой огласки. И только через многие десятилетия один из таких близких Филиппу людей (он в последние годы жизни старца был отроком, и именно этот юноша сделал известное фото старца с булочкой в руке) после нескольких лет поисков нашёл всё-таки этот образ. С гарантией аутентичности его, так как лично не раз его держал в своих руках в юности. И облагородив его деревянным киотом, принёс в дар в часовню на могилу старца Филиппа как раз в дни празднования Явления Божией Матери в 2010 году. Чему есть даже документальные видео свидетельства одного из местных телеканалов. И где он благополучно пребывает до дня сегодняшнего. Звали этого человека, к слову, Григорий Никифорович Журавлёв, царства и ему Небесного. И автору этой статьи довелось пока Г.Н. был ещё жив очень и очень много сведений почерпнуть о жизни и о реальном образе Филиппа Луганского лично в живом общении. Как и о многих перипетиях туманного закулисья всей этой истории тоже.

И я далеко неспроста решил упомянуть и об этом образе тоже потому как немало ещё интересного в нашем анализе дальше будет напрямую пересекаться так, или иначе и с этим образом, в том числе.

И ещё одна очень важная деталь в связи с этим дополнением по третьему образу.

Дело в том, что сам старец Филипп абсолютно спокойно и прозорливо относился к тому, что данный изначальный образ уйдёт как бы в тень всей истории. Так как сам же предсказывал его «потерю» на будущее, и говорил, что будет написан новый образ Явления Луганской Божией Матери! И что именно он станет уже обще почитаемым, и что именно с этим новописанным образом будут связаны ещё особые события будущего в Луганске, но имеющие большое значение далеко (и даже очень далеко) за его пределами. Так что поскольку многое из этих предсказаний Филиппа уже сбылось вполне в наше время – мы тоже спокойно будем делать дальше акцент именно на новый образ Явления Луганской Божией Матери. Созданый уже в полном каноническом стиле иконописания в 1992 году, но на основе тех же отдельных деталей описания истории самого события Явления. Которые, разумеется, были также предоставлены отцу Зинону для помощи в написании.

А тот, в свою очередь, свёл все эти множественные детали в узкий формат САМОГО ГЛАВНОГО в данном мистическом Явлении. По понятным в принципе причинам традиционного православного воздержания и духовного обтачивания вспомогательных мелочей в подобных вопросах. Для большей и целенаправленной концентрации внимания молящихся перед иконой на саму СУТЬ духовную и всесильного заступничества Божией Матери за наши души и нашу землю, и на СУТЬ этого Явления именно в Луганске! И потому, по сути, отец Зинон для создания этого нового образа взял из данных предания Явления, фактически, лишь четыре ключевых момента. Которые ему Господь положил на сердце, именно как самые ключевые. (Понятно ведь при этом, что в отличие от того безыскусного художника, который делал первый образ, этот известный и уважаемый иконописец современности сугубо молитвенно исполняет подобные ново являемые заказы, и потому его сознанием и рукой водила также Сама Богородица, но предоставляя и свободу творчества в таком нестандартном деле и самому мастеру, в том числе, по принципу синергии)

А именно: 1). сложенные на груди ручки Богородицы, по аналогу на иконе Умиления из келии преп. Серафима Саровского, о чем говорил сам Филипп, описывая именно второй отрезок небесного шествия Божией Матери; 2). «светящийся из искр под Её ногами бугорок», который образовался после того, как Она топнула ножкой во время третьего образа шествия по небу уже по направлению к самому Филиппу и непосредственно перед прямой речью к нему; 3). символ Явления в групповом сопровождении дев и воинства небесного в монашеских одеяниях в первых двух образах шествия; и 4). важный символ одного из подтверждений истинности всего Явления – это золотые буквы текста молитвы Кресту, которые мерно отпечатывались на ночном небе во время молитвенной защиты Филиппа от тех самых возможных козней и наваждений лукавого. То есть, Сама Царица Небесная, таким образом, принимала эту сокровенную молитву смиренного раба Своего и таким зримым способом утешала его смущенный дух в знак подтверждения действительности Своего Явления. Но! Уникальное решение отца Зинона заключалось в том, что он решил соединить последние две детали Явления (3. и 4.) в ОДНОМ ЕДИНОМ символе в образе … 12 золотых звёзд на небе по шести в двух рядах с обеих сторон от Самой Божией Матери. И вот так промыслительно именно этот 2-х-полосный звёздный элемент иконы Луганской Божией Матери стал в итоге не только своеобразным «фирменным» или именным Луганским статусом этой чудной иконы, обрамляющим Царицу Небесную, но и новым мега символом вообще всего Луганска. А также своеобразным золотым ключиком для понимания смыслов и многогранного развития темы этой статьи.  Ведь отец Зинон решил сделать такое соединение двух моментов Явления в виде золотых звёзд не шести, восьми, или пятнадцати-двадцати штук, а именно двенадцати! Тем самым очевидным образом, отсылая нас всех и молящихся этому образу Богородицы, к общеизвестным библейским образам 12 колен израильских и 12 ближайших апостолов Христа. Однако, есть в Священном Писании ещё одно соответствие этому выбранному звёздному решению. Да к тому же НАПРЯМУЮ соответствующему, а не метафорически. И в том числе, напрямую образу Жены! Это 12 звёзд в виде венца на главе «жены, облеченной в солнце» из 12 главы Откровения Иоанна Богослова. Вот ведь так.

А вариант расположения звёзд именно в таком решении двух рядов по бокам, а не иначе, также имеет очень важное и оригинальное значение. И даже предсказательное. Но об этом по порядку тоже ниже.

Вот именно так последовательно и гармонично мы и выходим как раз на базовый перевал раскрытия темы статьи по вопросу в её названии.

То есть, нам никак не разорвать уже ту прямую, живую и Самим Богом заложенную СВЯЗЬ, между отдельными деталями предания о Явлении Божией Матери в Луганске в 1905 году старцу Филиппу, включая Её ПРЯМУЮ РЕЧЬ, и … отдельные детали из книги Откровения апостола Иоанна. Ну, никак! Что и отразил в наглядном виде по сугубому промыслу Божиему отец Зинон при написании новой иконы. И к чему теперь особым образом подходит народная мудрость «написанное пером, не вырубишь топором». А уж тем паче, написанное пером премудрости Господа Бога на святой иконе! Почитаемой уже десятилетия.

Потому мы со спокойным смирением и упованием на помощь Божию и продолжим наш анализ, опираясь в дальнейшем на эту промыслительную и особую связь. И визуально знакомую уже всему миру много лет.

Тем более, что на абсолютно близкие темы существует огромное количество и признанных и дискутируемых, и древних и новых, и вообще современных трудов, проповедей и прочего из уст массы народа ученого православного и в сане и мирян. Куда мы можем смело перенаправлять всех искренне интересующихся глубже, или желающих подискутировать ради тщеславия своего, либо ради иных всяких мотивов и побуждений.

То есть, мы говорим, прежде всего, о том, что, фактически впервые (не особо ревностно ссылаясь на прецеденты типа Фатимского предания и т.п.) в истории Православной Церкви мы обретаем пример глубоко подтверждённого духовно и практически — мистического  предания, которое напрямую (!) наводит (или скажем скромней и корректней – начинает наводить) на появление мостов к бОльшему восприятию и пониманию текстов и образов таинственной книги Откровения в наше нынешнее время. Просто.

Ну а где же тогда, в каких именно и конкретно местах и текстах самого Апокалипсиса такое наведение мостов извне могло бы обрести наиболее живые и первостепенные точки встречных узловых связей для соединения с этими мостами?

Вот одно из таких мест нам и подсказал уже отец Зинон – в 12 главе.

Кроме того по упомянутой массе трудов нам всем уже прекрасно известны образы посланий Ангелам Филадельфийской и Лаодикийской церквей. Что очень многими толкователями Писания определялось как предпоследний и последний, соответственно, периоды истории Церкви на земле и всего человечества. Это в конце 3 главы.

Ну и наконец, абсолютно никак не миновать в этом смысле ещё один такой выпуклый мыс в Откровении для наведения мостов с современными посылами мистических откровений нам от Господа Бога, наводящими на подобное соединение и понимание смыслов – это уникальная 10 глава Откровения (целиком) с Ангелом Сильным. «Затесавшимся» вдруг «вне очереди» между шестым и седьмым Ангелами с трубами, трубящими о последних судьбах мира. И особенно, конечно же, с тем упоминанием в этой главе гласа от 7 громов, которые нечто проговорили апостолу, но тут же ему было повелено скрыть, что именно они проговорили. Однако скрыть-то ведь не насовсем и навеки! Но только до определённого часа. Когда уже и можно и нужно будет открыть людям, что именно было сказано Иоанну. И собственно такую конкретно миссию Ангел и предвещает любимому апостолу Христа в конце главы: «тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих».

Вот мы и определили для себя, точней Господь подвёл нас к этому со всех сторон и массой фактов, как минимум ТРИ таких ключевых точки, или три задела в этой символической книге Нового Завета, которые и будут для нас в дальнейшем просто своеобразными маяками и прожекторами для нащупывания спасительного  фарватера выхода из затянувшейся ночи духовного блукания Русской земли, в том числе. И в первую очередь. Но не более того.

Просто каждый может молитвенно или в духовном совете с тем, кому наиболее доверяет на пути своего личного спасения души, —  искать и определять сам для себя полновесный ответ на главный вопрос, поставленный в заглавии. Как и свою личную роль в обретении богоугодного ответа на такой вопрос, прежде всего, и в исполнения Его воли на этом пути Пасхи для Руси, и филадельфийского ответа лаодикии для всего мира.

Поэтому вернёмся теперь в свете этих дополнительно зажженных маяков от Откровения ап. Иоанна вновь к нашему Луганскому преданию (спасибо отцу Зинону), и постараемся рассмотреть теперь по отдельности некоторые детали Явления Божией Матери Филиппу и Её откровений и предсказаний, озвученных напрямую старцу. В усиленном освещении теперь всех деталей, так сказать.

А чтобы важные нюансы рассмотреть, таким образом, в новом свете — для начала освежим в памяти (тех кто уже знает само содержание предания), или познакомим в обязательном порядке прежде (тех, кто впервые будет принимать все эти сведения) с самим содержанием предания Луганской Пасхи, то есть о Явлении Божией Матери Филиппу Луганскому. Как таковым.

Мы представим эти данные в двух версиях. Сознательно и принципиально.

Первая, которая вошла во все официальные церковные издания, книги, брошюры, буклеты с начала нулевых годов ещё. И в контексте той самой упомянутой и затянувшейся подготовки канонизации старца Филиппа. И эти тексты можно несложно обнаружить также и в интернете.

А вторая версия, во многом логически дублируя официальную трактовку предания, является неким народным или неформальным и негласным форматом преданием, но которая всё таки несколько расширяет и дополняет официоз данных. При этом: А). надо чётко помнить и понимать, что официальные тексты брались именно из этого самого исходного устно-народного предания! Нигде ничего письменно (кроме того самого первого визуального отражения Явления по свидетельству самого Филиппа) старец не оставлял по этому поводу. Что и так, в общем-то, абсолютно понятно и по разным причинам. И что веками, как правило, так и происходило всегда. Б). некоторые моменты этого неформального предания явным образом фиксируют и вскрывают попытки как-то сгладить, обойти, или видоизменить те детали, которые по каким-то причинам (отдельный разговор) не устраивали официальную позицию. Но это сделано настолько ляповато и белыми нитками, так сказать, что таким образом скорее, напротив, лишний раз подтверждают достоверность свидетельства неформальной трактовки предания. Ниже это будет наглядно показано на отдельных примерах.

Итак, сначала текст официальной версии предания. Взятый из открытых источников, повторюсь.

*******           *******          *******

В 1905 году, во время строительства порохо­вых складов, на завод должны были привезти груз. Влекомые жаждой обогащения, четверо ра­бочих, сопровождавших его, решили угнать одну из подвод с лесом, рассчитывая на то, что точное количество подвод никто не знает. И когда они подошли к проходной завода, Филипп, пересчитав привезенное, стал спрашивать: «А где еще подвода? Еще одной, четвертой, не хватает. Или богаче от этого будете, что лукавого слушаете? А вы луч­ше живите-ка той правдой, которою жили».

Устрашились воры, откуда это знает Фи­липп о подводах? Боясь, что он разоблачит их и им придется нести ответственность перед законом за свой поступок, посовещались и решили его убить.

Но Царица Небесная хранила Своего угод­ника, а готовившиеся совершить злодеяние стали впоследствии свидетелями чуда.

Дождавшись наступления ночи (пересменка на заводе происходила в полночь), четверо раз­бойников подкрались к Филиппу, который шел на смену по территории завода. Один из злодеев под­нял камень, которым собирался ударить Филиппа. В это время небо озарилось светом неизреченной красоты. Филипп, возведя взор к небу, начал мо­литься. Злоумышленники изумленно проговори­ли: «Смотрите, Филипп опять что-то видит!» Потому что и раньше за ним замечали необычное поведение.

Смотрит Филипп и видит Царицу Небесную, идущую по облакам. Увидев такое, Филипп, опа­саясь козней вражьих, стал вслух читать молитву Кресту и осенять себя крестным знамением. Каж­дое произнесенное слово золотыми буквами запе­чатлевалось на небе, и вскоре образовалась фраза «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», сия­ющая небесным золотым светом [6].

Рядом стоящие разбойники видели только сильный свет, но не видели, по жестокосердию своему, Царицу Небесную.

Впереди, по всему пути следования Божией Матери, по словам Филиппа, он видел преклонен­ных дев небесных, одни из этих дев стояли на ко­ленях. Как говорил он сам, Божия Матерь прошла путь от Родаково до Миллерово [2]. По окончании виденного зарево оставалось, а Филипп продол­жал молиться Пресвятой Богородице.

Через некоторый промежуток времени [1] видит он вновь Царицу Небесную, но уже в других одеждах, так же идущую по облакам по направле­нию от Краснодона до Старобельска [2]. Ручки у Пресвятой Девы были сложены крестообразно, как на иконе Божией Матери «Умиление» (из ке­лии преподобного Серафима Саровского [3]). За ней следовал с пением монашеский чин. Первым за Божией Матерью шел и нес зажженный фонарь Марк (в народе Марочка, проживал в Луганске и нес на себе особый подвиг юродства, был жив вплоть до 50-х годов нашего столетия. Всегда сидел на паперти собора, обращаясь ко всем про­ходящим мимо: «Подайте Марочке копеечку». Других денег, кроме как одной копейки, он ни от кого не принимал. Сам он был маленького роста, худощав, одет в подрясник. Обувь не носил).

Весь монашеский чин был одет в подрясни­ки, а на головах скуфеички. За Марком попарно шли монахи, держа в руках хоругви.

Как потом рассказывали злоумышленники, когда появилось сильное сияние с небес, перед ними стала образовываться, как бы быстро возво­диться из кирпича, высокая стена. И в скором вре­мени они уже не могли видеть и стоявшего рядом с ними Филиппа. [II].

    Повернувшись через какое-то время [1] в пра­вую сторону, Филипп увидел Божию Матерь всю в белом, идущую уже по направлению к нему.

Немного не дойдя до Филиппа, Царица Небесная топнула ножкой, и из искр под Ее нога­ми стал образовываться светящийся бугорок [4]. Став на этом сияющем возвышении, Матерь Божия взя­ла ниспавшее на плечи покрывало и покрыла им Свою главу [5].

После этого Она обратилась к Фи­липпу со словами: «Филипп, волею Сына Моего, ты оказался здесь в Луганске [I], и Промысел Божий вел тебя сюда специально, на служение Богу и людям. С этого дня благодать Родившегося от Меня и помощь Моя будет пребывать с тобою. А также с этого дня ты будешь помогать людям. Молитвою изгонять бесов, вразумлять и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тро­нет [II]. И день сей явления Моего граду Луганскому помни, и учи всех чтить его [III], о граде же сем скажу, что к концу мира наречется он — Святоград Луган­ский [IV]. И многие люди будут съезжаться сюда в преддверии этих грозных дней, сами не зная зачем. [V] И помощь Моя и благословение пребудет тогда с ними в День Судный. Я буду Заступница месту сему и Богу о нем Ходатаица  [VI]».

Промолвив это. Царица Небесная благосло­вила Филиппа и ушла. Еще некоторое время Фи­липп не мог и пошевелиться от всего виденного и слышанного. Огромная радость переполняла его душу. Он говорил, что во время видения видел се­бя стоящим в обычной одежде с палкой в руке, и тут же он видел себя падшим ниц в длинном хито­не. «Где я был тогда сам, стоящим или лежащим на земле, не знаю».

Но когда он пришел в себя, то увидел раз­бойников, лежащих на земле: сиянием огня небес­ного они были ослеплены. И на вопросы народа о виденном в эту ночь и о причине их слепоты, го­ворили только то, что видели яркий свет. Тогда благочестивые люди стали расспрашивать о слу­чившемся Филиппа, и он, преисполненный духов­ной радости, говорил жителям города о явлении Божией Матери граду Луганскому и о его спаси­тельной для города силе. На протяжении всех по­следующих лет Филипп говорил о том, что явле­ние Божией Матери было не конкретно милостью Царицы Небесной к нему, а милосердием и материнским покровом ко всем православным жите­лям Луганска.

Через всю свою жизнь пронес старец память про этот великий и исторический день, призывая всех православных Луганщины никогда не забы­вать этой Пасхальной радости, заключенной в чудном явлении и словах Преблагословенной Владычицы.

«Чтите этот день, как Пасху» [III+], — говорил он. Случилось это событие в 1905 году 13 июня по новому стилю.

Теперь неофициальная версия предания. Или точней – та же самая, что и официальная, но с моментами, которые решили (некто) не включать в формат официальной. И без каких бы то ни было пояснений причин почему именно и кому бы то ни было при этом. Просто или целиком убрали, или переиначили на свой вкус. Но, как и отмечалось выше, данный «вкус» только лишь закрепил факт наличия этих моментов в реальном предании просто напросто, и выявил («спалил») желание скрыть, или исказить их кем-то, и не более того.

********          *******             *********

Случилось это в 1905 году, первого июня по старому стилю. Филипп работал тогда на патрон­ном заводе сторожем. Шел в ночную смену к двенадцати часам. Вдруг увидел перед собой столб огня. Остановился. На небе — скороидущая Матерь Божья, окруженная девами. Возраст ее — сорок лет, на голове — платок, завязанный в форме шапочки. Если пользоваться нашими географическими понятиями, то шла Богородица в направлении от Родаково до Миллерово [2]. Себя Филипп ощущал одновременно и стоящим, и лежащим на земле.

Когда он начал молиться об ограждении от сил дьявольских, то слова молитвы Матерь Божья начертала золотом на небе. [6]

В следующую ночь [1], Богородица снова явилась на небе скороидущей с воинством Небесным в одеяниях монашеских. Матерь Божья была в славе образа Царицы Светов в возрасте шестидесяти лет. Шествие двигалось по направлению от Краснодона до Старобельска [2].

Тем самым начертался крест с перекрестием над Луганском.

В третий раз Богородица явилась в образе Девы юного возраста [1] в белом одеянии с непо­крытой головой [5]. Стоило изумленному Филиппу заметить это, как Дева покрыла голову мантией и обратилась к нему. Сказала, что Луганску определено большое будущеестать  Царьградом-Светоградом [IV], куда будут стекаться люди из всех уголков Земли. [V]  «Луганску определено быть городом славы моей, небесным Царьградом. Отсюда прольется свет по всей Земле. Откроются и забьют источники света» [VII]

   Матерь Божья подала отцу Филиппу молитву: «Пресвятая Богородица Луганская, именуемая в трёх лицах, прославляю Тебя с явлением к граду Луганскому с Твоими избранными. Поми­луй нас, и покрой нас Твоим белым покрывалом. Аминь!» Каждый, кто будет творить эту молитву регулярно, получит милость от Царицы Светов.

А дни Её явления —1,2,3 июня по старому стилю — Луганску следует праздновать, как Пасху Христову [III+].

Ну, вот такие две обиходные и основные версии самого предания.

И как мы можем наглядно видеть такие формулировки в первой версии, как  «через некоторый промежуток времени»,  «повернувшись через какое-то время в пра­вую сторону», «но уже в других одеждах», просто напросто банально подтверждают факт, что само Явление действительно делилось на отдельные отрезки и во времени и по внешним признакам образа Царицы Небесной в этих отрезках. Что в точности повторяется во второй неформальной и расширенной версии в виде Явления в течение трёх ночей именно! И в виде разных образов Божией Матери не только в разных одеждах, но и в разных возрастах! Разумеется, ориентировочно воспринятых, Филиппом по годам. И это крайне важная деталь на самом деле! А ниже мы поясним наглядно почему.

Ну и сюда сразу вопрос навскиду и на закрепление. Пусть риторический пока. А почему вообще сегодня дни празднования Луганской Пасхи проходят именно в течение ТРЁХ дней, а не одним днём только лишь 13 июня? И как, к слову, и пытались поначалу привить народу такое «празднование» ещё с 90-х годов. Если Матерь Божия просто «повернулась через какое-то время в правую сторону», или просто прошёл «некоторый промежуток времени» между одним и другим отрезком Её шествия по небу, но в один и тот же день именно.  Или это вопрос на зысыпку? На самом деле. Нигде абсолютно, подчёркиваю — нигде (!) в официальных текстах и версиях предания не упоминается о ТРЁХ днях Явления. Но празднуем мы это событие (насколько это уместно именовать празднованием, подобно Пасхе Христовой по завету Самой Пречистой и Филиппа) именно ТРИ дня! Почему-то. Сигнальчик, однако.

И ещё вопросик вдогонку. А почему по официальной версии при третьем образе шествия напрямую к Филиппу Матерь Божия «взя­ла ниспавшее на плечи покрывало и покрыла им Свою главу»?   Она была с непокрытой главой в этом образе Явления «вся в белом»? Или покрыла главу вторым покрывалом? Или это просто вновь всего лишь на всего вскрывает наружу те самые белые нитки небрежных и самочинных редактирований самого предания? Ведь во второй неформальной версии как раз чётко и понятно поясняется — почему именно произошло это покрывание главы Пречистой отдельным действием. Но, похоже, что составители и редакторы официальной версии не особо «заморачивались» подобными несостыковками в своей нехитрой редактуре. Или озадачивались провокациями появления вопросов в последствие к таким «редакциям». Или просто может быть, чрезмерно положились на своё «всевластие» в подобных решениях? И без всяких ответственных подходов к таким тонким и неподвластным cферам на самом деле. Кому мы, мол, ещё будем или должны пояснять — почему так или этак решили резать и чистить такие вещи? А пояснить бы надо было вообще-то. И по совести и по духовному рассуждению в таких непростых и неоднозначных вопросах. А не ломиться высокомерно с молотком и зубилом туда, где нужен штангенциркуль и ювелирный подход.

Что ж, как завещал Господь: «нет ничего тайного, что не стало бы явным». И «зажегши свечу, не покрывают ее сосудом, или не ставят под кровать, а ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Хватит уже с сосудами (разными) и кроватями заигрываться, пожалуй. Тем более, что входящих к этому свету скопилось чрезмерно уже, или достаточно по милости и промыслу Бога нашего. И по молитвам Богородицы и старца Филиппа. Особенно чрез мрак и скорби последних лет нашего многострадального народа в Донбассе.

Итак, как можно видеть в текстах обеих версий мы пронумеровали отдельные тезисы, которые на взгляд автора и по замыслу статьи требуют (и дают по различным основаниям шансы) появления возможных вариантов определённого, но взвешенного толкования моментов этого Явления, и откровений Царицы Небесной в прямой речи к Филиппу. Причем я сразу обобщу, пожалуй (и, отсылая одновременно к оговорке выше о своём праве субъективности мнения), что эти толкования будут носить совершенно разный характер и по своим исходным мотивам и по инструментам использования в таком труде. То есть, в чем-то, или отчасти на богословской основе толкования, в чём-то – на сугубо духовно-интуитивной и аллегорической и образной, а в чем-то на основе исторических данных объективных, или практических реалий нашей современности. Всё до кучи, в общем. И что копилось около четверти века, как я и говорил.

Сначала по отметкам деталей самого Явления Божией Матери.

А.Н.-Луганский, продолжение следует…

Новости партнеров