Луганский монах – исповедник Троицы

Уроки столетия 1917-2017: Чем ночь темней — тем звезды ярче Очерки о шести подвижниках веры — кандидатах на возможное прославление в лике новых Святых — Новомучеников и Исповедников Луганских ХХ века Очерк четвертый. Луганский монах — исповедник Троицы.Игумен Рафаил (РУДЬ) Незадолго до нач

Уроки столетия 1917-2017: Чем ночь темней — тем звезды ярче

Очерки о шести подвижниках веры — кандидатах на возможное прославление в лике новых Святых — Новомучеников и Исповедников Луганских ХХ века

Очерк четвертый. Луганский монах — исповедник Троицы.Игумен Рафаил (РУДЬ)

Незадолго до начала Первой Мировой войны в Луганск прибыли с Афона два брата. И положили почин открытию в городе нового мужского монастыря в честь Святой Троицы. Место расположения монастыря находилось в старой части города (в наше время — ул. К. Либнехта, з-д «Углеремонт»). И процесс созидания обители поначалу активно развивался. К 1914 году был выведен первый уровень строительства основных помещений. Но грянувшая война внесла серьёзные коррективы в это богоугодное дело. Насельники монастыря ушли медбратьями на фронт и возрастание обители приостановилось. К слову, это гораздо позже уже, в учебниках советского периода та война была переиначена под именем «империалистической». А в те годы она именовалась 2-ой Отечественной! После нашествия Наполеона. И интересы своей Империи никак не отделялись от интересов Родины и её верноподданных. И потому она воодушевила верных сынов и дочерей всей России в едином духовно патриотическом подъёме на защиту своего Отечества, братских православных народов, подвергнутых агрессии, и верных союзников по Антанте (которые к итогу войны не такие уж и верные оказались, впрочем). В ответ на объявление России войны Кайзером.

Вот, именно в этом Свято-Троицком монастыре и служил какое-то время после революции 1917 года игумен Рафаил (Рудь).

К сожалению, на сегодняшний день очень мало ещё в наличии данных о периоде жизни и служения игумена Рафаила до начала репрессий на него в конце 20-х годов. И в идеале такие данные очень важно и ценно собирать сейчас самым активным образом, хоть по крупицам. Для полноты образа этого человека. Но и те материалы, которые были почерпнуты со страниц архивно-следственного дела этого инока, вполне передают масштаб и характер этих репрессий, и его настоящее исповедничество православного монаха и пастыря, включая последующую смерть в лагерях. Что в нашем случае является главной текущей задачей открытия всей правды по этой именно конкретной теме. Хотя бы.

Рудь Степан-Рафаил Федотович родился в 1881 году в Луганске. Проживал в Каменном Броде по ул. Артёма 137. По происхождению был из рабочих (и, кстати, сам трудился до пострига «рабочим сварщиком по железу«). По национальности — украинец (так написано в материалах дела).

А далее по отдельным отрывкам из протоколов и обвинительного заключения (последнего ареста).

«В 1912 году ушел в монастырь _ _ Алтая* где пробыл 10 лет. В 1914 году принял сан священника. Был монахом и попом _ Красном _ _. Нет никого из родственников«.

«Во время коллективизации — РУДЬ, проживая в селе Красном, проводил контр-революционную агитацию, направленную на срыв коллективизации и на несдачу хлеба государству«

Первый раз отец Рафаил был арестован в 1927 году. «Просидел 22 месяца«.

Второй арест был совершен в 1932 году. «Просидел 3 месяца«

А вот на третий свой арест в 1937 году, «19 ноября Тройкой УНКВД по бывш. Донецкой области РУДЬ Р.Ф. был осужден по ст. 54-10 УК УССР к 10-годам ИТЛ«

И как гласило ЗАКЛЮЧЕНИЕ о реабилитации от 1995 года —»… за клевету на советское правительство, Конституцию СССР, агитацию в поддержку Германии в случае войны с ней«

Конечно же в протоколе допроса самого отца Рафаила ни одного намёка даже на признание своей вины по стандартным обвинениям той системы! И ни одного слова или попытки кого-либо подставить под возможные репрессии или даже подозрения со стороны гонителей. Всё это так и запечатлелось ярко в документах.

ВОПРОС: «Кто является Вашими хорошими знакомыми, где они проживают и работают?»

ОТВЕТ: «Друзей и знакомых у меня нет«.

И дальше в том же духе и стиле: «Ещё раз повторяю, что контр. рев. агитацией я не занимался и в своей квартире нелегальных сборищ не проводил«

Ну а выводы следствия тоже как по кальке всё равно в своём ключе «синедриона ХХ века»:

«…среди верующих — РУДЬ распространял провокационные слухи, что якобы Партия довела страну до гибели и с целью улучшения своего положения (?!…)— РУДЬ агитировал на активную борьбу с Советской властью, путем невыполнения советских законов«.

Из-за отсутствия знаков препинания здесь трудно понять — о чьём улучшении положения имелось в виду? Партии, доведшей страну до гибели, или самого отца Рафаила?

Тогда как именно должно было быть связано «улучшение своего положения» монаха напрямую с «невыполнением советских законов» людьми — следствие уточнять не стало.

«Доказывал о неизбежности падения Советской власти«.

А вот здесь стоит остановиться и отметить отдельно, что подобное обвинение встречается почти во всех следственных делах православных репрессированных! Причем независимо даже от того, выдержали арестанты пресс давления, пыток, и морального ломания душ, или надломились — и признали «свою вину», либо дали обвинительные ложные показания на кого-либо из иных людей. Таких фактов ведь тоже немало хранят в своих недрах архивные стеллажи. Правды ради, сказать.

Что же это было на самом деле? Феномен массового пророческого дара у верующих христиан? Или просто трезвое духовное рассуждение на основе личного внутреннего опыта богообщения и знания исторического опыта народов, включая историю Руси во время Смутных эпох, по периодам отступления от Бога и веры. И по … событиям покаяния народного за такие отступления. Или просто массовая вера в милость и всеправедность Божию?

Но еще более показательным и красноречивым в этом смысле был один из пассажей лжесвидетелей на отца Рафаила. Который заявлял в своих «обвинительных» показаниях следующее: «РУДЬ говорил, что Советская власть издевается над рабочими и крестьянами, а также призывал не забывать бога. -/л.д. 3-4/» ПРИЗЫВАЛ НЕ ЗАБЫВАТЬ БОГА! Понятно, что в транскрипции безбожников с маленькой буквы — бога. Так это же просто-напросто лучшая, если не идеальная ЭПИТАФИЯ на все монументы и мемориалы памяти в честь наших родных новомучеников и исповедников за Христа в ХХ веке на Руси!

И вот так, устами самих гонителей и подобных лжесвидетелей, как некогда им подобных при обвинениях Христа на суде у первосвященника Каиафы звучало — «Он говорил, что разрушит храм и в три дня восстановит его», — в истории той эпохи гонений на Церковь в нашем Отечестве запечатлелись на века самые главные ПОСЫЛЫ для трезвых и честных потомков. Имеющих веру во Христа, или идущих по пути обретения её в наше время. Вот это и есть самый главный ответ на самый простой, вроде бы, но вместе с тем и соблазнительный вопрос — ТАК ЧТО ЖЕ ЭТО БЫЛО ТОГДА ВООБЩЕ? Для чего и во имя чего?

А ещё на этом примере исповедничества нашего земляка немаловажно также отметить, что отец Рафаил определённое время входил в число верующих т.н., катакомбных течений церковных. Скорей всего, как и очень многие иные православные того времени после опубликования печально известной Декларации митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году о желании и призыве церковной иерархии развернуть очень круто церковный корабль в сторону не просто предельной лояльности к безбожной власти СССР, но даже — всяческой поддержки её деяний и начинаний! («…радости и успехи (СССР) — наши радости, а неудачи — наши неудачи…») И даже к «поминанию советской власти за богослужением».

Безусловно, эта тема (подобных течений внутри церкви в те страшные годы) сама по себе тоже требует более глубокого и серьёзного изучения и осмысления со стороны церкви, прежде всего. Отдельно. И богословского, и нравственного, и канонического. А в нашем регионе так подавно и особенно. Настолько запущенными оказались у нас подобные сферы и процессы возможного приложения усилий и трудов, к огромному сожалению. Но главное, что важно особо отметить в этой связи, и ближе к примеру отца Рафаила, что общее и, так сказать, официальное отношение церкви и иерархии к подобным т.н. катакомбным движениям той поры претерпевает буквально на наших глазах невероятные просто и благоразумные изменения в подходах текущих оценок. От резко негативных и даже канонически порицательных (ещё с периодов среднего и позднего СССР и в начале постсоветского времени) — до всё более и более взвешенных и объективных. И комплексно обоснованных.

Достаточно будет привести в подтверждение этой тенденции хотя бы два свежих факта. Первый — это недавняя канонизация в лике святых (в декабре 2014 года) блаженной матушки Параскевы Старобельской в г. Северодонецк. Которая по годам своей жизни и духовных подвигов как раз относится к эпохе гонений ХХ века. И о которой достоверно известно, что она тоже принадлежала к одной из подобных ветвей катакомбной церкви. И второй — это прямые свидетельства автора данных строк, которому по роду именно данной исследовательской деятельности уже в этом 2017 году посчастливилось поучаствовать в самом крупном церковно-общественном форуме Международных образовательных Рождественских чтений в Москве. Форум проходил в конце января в Храме Христа Спасителя, был юбилейным (ХХV) и посвящен был как раз теме истории Церкви в эпоху гонений ХХ века, в связи с 100-летием начала этой эпохи, и потому проходил под девизом «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ». Так вот, на целом множестве мероприятий этого высокого собрания довелось услышать очень много крайне интересных и убедительных выступлений и новых фактов и взглядов по этой именно теме из уст очень авторитетных пастырей и мирян — историков, богословов, исследователей, краеведов. Причем не только из всего постсоветского пространства, но из-за рубежа. И все они, так или иначе, сводились именно к такому новому подходу в оценках данного исторического феномена. Русской Православной Церкви в СССР. А это уже мощное свидетельство изменения реакции всего соборного разума Церкви!

Такое отступление по ходу крайне необходимо для правдивого и полноценного представления жизни и исповеднического подвига именно данного героя очерка — луганского инока Рафаила.

Итак, в конце 1937 года игумен Рафаил (Рудь), будучи осуждён по третьему своему аресту на 10 лет исправительных лагерей, отправился в заключение в Пермский край, в г. Соликамск.

И уже оттуда накануне Великой Отечественной войны подавал на имя Прокурора СССР т.н., «Жалобу о порядке надзора«. От руки написанную записку на нескольких страничках. В которой настоятельно просил пересмотреть его дело с целым комплексом убедительных обоснований.

Но в августе 1940 года следователь УНКВД по Ворошиловградской области, рассмотрев данную жалобу, и, «руководствуясь приказом НКВД СССР за № 0165 от 23-апреля 1940 года, ПОСТАНОВИЛ: решение Тройки УНКВД …от 19-ноября 1937 года оставить в силе … осужденному Рудю Р.Ф. в просьбе о пересмотре его дела — отказать… архивно-следственное дело … сдать для хранения в архив».

Точка.

И только по обрывочным уже сведениям устного предания последующих лет до нас дошли не подтверждённые ещё пока данные, что там же в лагере, или на этапе отец Рафаил и встретил свою смерть.

Но, к сожалению, ни при каких именно обстоятельствах, ни в какую дату, и в каком конкретно месте — так до сих пор пока и не известно. Как и место его захоронения тоже.

Однако, мы никак не могли не включить в наш список первой волны подвижников земли Луганской той жестокой эпохи такого твёрдого пастыря и служителя Христова. Который после священнического принесения бескровной Жертвы у престола в честь Святой Троицы в иноческой обители Луганска, трижды попадал под молох репрессий советской власти. И, в конце концов, принёс на алтарь своего жизненного служения Христу Богу самую бесценную жертву — свою жизнь. И оставил всем нам образ крепкого исповедника веры, и исповедника Любви Святой Троицы.

Материал подготовил Александр Гаврисюк

Читайте также:

Очерк первый: Крепкий Вергунский орешек (Казин Иван Андреевич)

Очерк второй: Учитель с кадилом (Проценко Петр Алексеевич)

Очерк третий. Дьяковское братство пастыря и мирянина «в печи Вавилонской» (Карский Петр Иванович, Ткаченко Иаков Григорьевич)

Новости партнеров