Мандрикины. Южнорусское дворянство Донбасса
Российская история насчитывает тысячи дворянских родов. Происхождение одних корнями уходит еще в боярское прошлое, другие же возникли значительно позже, но все они имеют свою родословную. Вполне понятно, что нам интересно происхождение именно тех дворян, которые напрямую связаны с историей наш
Российская история насчитывает тысячи дворянских родов. Происхождение одних корнями уходит еще в боярское прошлое, другие же возникли значительно позже, но все они имеют свою родословную. Вполне понятно, что нам интересно происхождение именно тех дворян, которые напрямую связаны с историей нашего Донецкого края. Таким является род Мандрикиных.
О станции Мандрикино Петровского района Донецка знают, наверное, все, — рассказывает краевед Наталья Морозова — поселок Авдотьино Ленинского района, находящийся на самой окраине города, тоже знаком многим. А ведь это в прошлом дворянская усадьба рода Мандрикиных. Долгое время в истории нашего края была вычеркнута страница, которая касалась деятельности этого южнорусского дворянского рода, внесшего значительный вклад в 18-19 веках в духовное и экономическое становление этих мест.
ИА «Новороссия»: Что известно о роде Мандрикиных? Кто был основатель рода?
Наталья Морозова: Основоположником рода, согласно дворянской родословной книге, был казак Андрей Мандрика. Точно не известен год его рождения, в книге указано с 1620 по 1630 гг., село Кобыжча, Малороссия, Российская империя. Но во II поколении указаны его сыновья — Василий и Федор Андреевичи, получившие впоследствии звание сотников, согласно универсалу гетмана Мазепы.
ИА «Новороссия»: В родословной книге указываются такие подробности?
Н.М.: Конечно, указывается все. Даже то, что сын Василия Мандрики, Матвей Васильевич, в 1705 г. казнён по приказанию царя Петра, за дерзкие слова о гетмане Мазепе.
В V поколении описано 33 члена рода Мандрики, жившие в разных губерниях, но нас интересовать будет только ветвь рода от Андрея Леонтьевича Мандрики, жившего в Новороссийской губернии, впоследствии преобразованной в ряд губерний, в том числе в Полтавскую и Екатеринославскую.
Его сыновья Кирилл (Кирило) и Давид Андреевичи Мандрика и основали в 1765 году зимник Мандрыкино в лесном урочище Александровка Бахмутского уезда Новороссийской губернии.
Была еще вторая ветвь рода, обосновавшаяся в Курской губернии. Но к истории нашего края непосредственно имеют отношение Давид Мандрикин и особенно, его сын — Даниил, рожденный в 1771 году. Он прославился тем, что приписав себе в метрике три года, попал на службу в штаб самого А. В. Суворова на должность секретаря и адъютанта.
ИА «Новороссия»: Даниил Мандрикин прославился на военном поприще?
Н.М.: Да, безусловно. Это был очень храбрый человек. Он принимал участие в нескольких военных баталиях, был награжден орденами Св. Владимира и Св. Георгия IV степени и дослужился до полковника. Возможно, военная карьера молодого офицера стремительно развивалась бы и дальше, но умерла Екатерина II, на престол взошел Павел I. И, как водится на Руси, смена власти влечет за собой резкие перемены в человеческих судьбах. Из-за конфликта между Суворовым и императором штаб полководца был распущен. Генералиссимус попал в опалу к новому царю, та же участь постигла и его ближайшее окружение. Полковнику Мандрикину велели переехать на службу в Оренбургскую губернию в должности батальонного командира. Но молодой офицер распоряжению не подчинился и подал в 1797 году в отставку, сосредоточившись на частной жизни помещика. Известно, что Суворов позаботился о Данииле Мандрикине, пожаловал ему 100 крепостных душ в своем Кобринском имении Ключ Зиоловский. Надо сказать, что бывший адъютант полководца никогда этого не забывал. Известно, что после смерти мужа дочери Суворова в 1805 году Мандрикин принял самое активное участие в деле помощи вдове и ее малолетним детям.
ИА «Новороссия»: Что представляло собой именье рода Мандрикиных?
Н.М.: Их (имений) было несколько, и находились они в Екатеринославской и Гродненской губерниях. У Даниила был еще брат — Василий Мандрикин, оба были крупными землевладельцами. В 1807 году, например, Даниил купил у наследников Суворова в Кобринском уезде Гродненской губернии за 29.070 рублей ассигнациями пять сел с 285 душами крепостных.
Еще значительнее были землевладения братьев в нашем в Бахмутском уезде на реке Кальмиус. Здесь центром их владений была деревня Авдотьино, основанная в 1765 их отцом, Давидом Мандрика.
ИА «Новороссия»: Почему деревня имеет такое название — Авдотьино? Напоминает женское имя.
Н.М.: Она была названа так в честь жены Давида Андреевича Мандрики, Евдокии (Авдотьи). Кстати, именно она привезла из Белоруссии своих крепостных крестьян, так на Донбассе появились первые белорусы.
Следует отметить, что границы деревни Авдотьино соприкасались с землями Всевеликого Войска Донского. Сохранился документ 1796 года, в котором закреплено межевание границы между Областью Всевеликого Войска Донского и Екатеринославской губернией, в частности, деревней Авдотьино генеральс-адъютанта Данилы Мандрикина. В 1842 году после постройки церкви Александра Невского и ее освящения, деревня получила статус села Авдотьино, в просторечии "Мандрыкино", которое, между прочим, считалось на то время самым крупным землевладением. В нем проживало около 600 человек и насчитывалось 176 дворов. В центре Авдотьино был построен самый первый в нашем крае храм Александра Невского.
Говорят, что во время строительства церкви крестьяне со всей округи приносили сюда яйца и простоквашу (раствор, замешанный на них, был особо прочным и считался практически неразрушаемым). В 1842г. состоялось освящение Александро-Невского храма, в котором имелся прекрасный иконостас, украшенный серебром, иконы располагались на белом мраморе, на то время цена такого иконостаса была очень высокой и составляла 3000 рублей. Главной святыней храма была Иверская икона Божьей матери.
ИА «Новороссия»: В каком состоянии сейчас находится Александро-Невский храм?
Н.М.: Его, как и многие храмы дореволюционной России постигла печальная судьба. В 1922 г. советская власть изъяла все ценности храма, а в 1930 г. его и вовсе взорвали. Последняя дата, возможно, не совсем точная, старожилы утверждают, что храм уничтожили несколько позже. Они помнят: церковь взрывали целую неделю, храм словно не хотел сдаваться, ведь верующие люди строили его на совесть. Сейчас на том же месте потомки Мандрикиных снова заложили храм, планируется, что он будет таким же величественным и красивым, как прежний.
Надо сказать, что одна из последних представительниц рода, Дарья Мандрикина открыла в поселке Авдотьино церковно-приходскую школу, в которой учились дети бедняков. Всю свою жизнь она заботилась о храме и школе, на них пожертвовала 7110 руб. За большой вклад в духовную жизнь и развитие просвещения поселка ее похоронили в склепе церкви.
ИА «Новоросссия»: Говорят, что представители рода Мандрикиных служили при императорском Доме Романовых?
Н.М.: Да, это был Александр Николаевич Мандрыка, который внес огромный вклад в изучение своего генеалогического древа и помог, кстати, известному историку Модзалевскому составить Малороссийский Родословник. У него сложная судьба. В 1888 году юного Александра определили в Пажеский корпус Его Императорского Величества, в 1895 произвели в камер-пажи Высочайшего Двора. В 1896 году он участвовал в коронационных торжествах в Москве, как личный камер-паж Государя, который пожаловал ему лично золотой портсигар с государственным гербом из драгоценных камней в память о коронации Николая II. По случаю этого значимого события была учреждена серебряная медаль на Андреевской ленте, которую вручили Александру Николаевичу. Среди многочисленных наград офицера есть даже Кавалерский крест, пожалованный Его Величеством Королем Итальянским. А также наследственный нагрудный знак и светло-бронзовая медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых.
В январе 1914 года Александр Николаевич назначен в свиту Его Императорского Величества. Подполковник Мандрыка исполнял обязанности Нижегородского губернатора, а потом — Тифлисского. На блестящей карьере офицера поставила "крест" революция.
В 1918 году Мандрыку привлекли на службу в Красную армию, как военного специалиста. Потом он был арестован, но ему удалось бежать. Во время Гражданской войны Александр Николаевич служил в вооруженных силах Юга России. В 1920 году эвакуировался из Крыма на корабле "Константин" во Францию. Увы, в чужой стране его блестящие способности не были востребованы. В эмиграции в Париже работал в кондитерской, потом шофером такси. Умер в 1928 году в госпитале Кошен и похоронен на кладбище Банье. Александр Николаевич повторил судьбу сотен тысяч русских эмигрантов поневоле. Мандрикины не только верой и правдой служили царю и Отечеству, через одну из своих представительниц род породнился с венценосным Домом Романовых. Вообще, род очень разветвленный, известно около 900 представителей рода. В Донецке также живут прямые потомки казака Мандрики. Родовая нить связывает предков и потомков, объединяет тех, кого судьба разбросала по разным странам.
И как знать, может быть, кто-то из современных Мандрикиных напишет увлекательную книгу о своей династии.
Виктория Пашина специально для ИА "Новороссия"