Манифестации в Париже против пенсионной реформы. Взгляд изнутри

Франция в гневе. Она кипит, бурлит, она на грани мощнейшего взрыва, который властям будет уже не остановить.

Франция в гневе. Она кипит, бурлит, она на грани мощнейшего взрыва, который властям будет уже не остановить.

Конфликт на Украине и решение Эммануэля Макрона перевести французскую экономику на военные рельсы, чтобы поддержать Зеленского отправкой Киеву миллиардов евро, память о насилии для подавления протестного движения "желтых жилетов", непопулярные меры в период пандемия Covid-19 – запрет на работу для невакцинированного медперсонала и запрет на посещение пожилых людей в домах престарелых – все это спровоцировало народное стремление к смене режима во Франции.

Новый повод для волнений дал созыв Эммануэлем Макроном в прошлый четверг, 16 марта, экстраординарного заседания совета министров, чтобы получить разрешение в 11-й раз прибегнуть к статье 49.3 Конституции Французской республики, которая позволяет принять реформу, увеличивающую пенсионный возраст до 64 лет, без голосования Национальной ассамблеи.

Депутаты фракции "Непокорная Франция" запели Марсельезу, не давая премьер-министру Элизабет Борн взять слово перед Ассамблеей. Двумя минутами позже Элизабет Борн все же удалось озвучить намерение правительства использовать статью 49.3 под свою ответственность: "Эта реформа необходима!" Ее слова сопровождал свист депутатов "Непокорной Франции".

Президент партии "Вставай, Франция" и депутат Национальной ассамблеи Николя Дюпон-Эньян сказал о Макроне, что во главе французского государства стоит "безответственный, незрелый, взрывоопасный человек и так продолжаться не может. Решать должен народ". После чего политик потребовал проведения референдума.

С тех пор народные протесты по всей стране не стихают, а только усиливаются, несмотря на попытки полиции жестоко подавить манифестации. Францию парализовали межотраслевые забастовки.

В четверг, 23 марта, на следующий день после заявления Эммануэля Макрона, что "толпа не может влиять на решения избранников народа", на улицы Франции вышли 3,5 миллиона человек, из них 800 тысяч в Париже, по данным профсоюза ВКТ (Всеобщая конфедерация труда), 1,1 миллиона, по данным Министерства внутренних дел.

Моя подруга Анна Дронников (именно в мужском роде) из Парижа участвовала в манифестации в четверг, и я попросила ее поделиться своими впечатлениями.

- Расскажи читателям пару слов о себе и о том, что побудило тебя участвовать в манифестации:

- Я домохозяйка, вдова, мама двух детей, которым сейчас 19 и 17 лет. Мой муж был организатором и президентом парижской ветви профсоюза "Рабочая сила". Для него было важно защищать права простых людей. Он обязательно бы принял участие в этой манифестации. Я пошла по нескольким причинам. Мне важно продолжать дело мужа, я чувствую себя ответственной за Францию, в которой мои дети вступают во взрослую жизнь. И я не могла не быть в этот день с моим народом, потому что за 28 лет жизни во Франции чувствую себя частью французского народа, так же как чувствую себя частью русского народа и тоже всегда переживаю за него.

Я пошла на манифестацию с близкими друзьями. Это была возможность пообщаться, обменяться мнениями, провести время вместе. Днём полиции было мало. Стычек мы не видели, они  начались с наступлением темноты, когда мы уже вернулись домой.

- Расскажи о своих впечатлениях.

- В Париже я еще никогда не видела такого народного подъема. Это было потрясающе! Очевидно, правительство не было готово к такой мобилизации, которая была гораздо большей, чем до выступления президента. На улице было невероятно количество народа. В 14 часов площадь Бастилии, начало бульваров Бомарше и Ришара Ленуара были заполнены людьми. Позже мы узнали, что демонстранты шли и по двум улицам, параллельным основному маршруту и там было тоже много народу. Нас с друзьями со всех сторон плотно окружала толпа, нас это напугало, и мы предпочли отойти от демонстрантов и немного переждать в кафе.

Около 16.30 мы смогли присоединиться к движению. Люди заполнили все пространство улицы: они шли по проезжей части, тротуарам, взбирались на крыши автобусных остановок, карабкались по лесам, чтобы оказаться на крышах зданий. Они приветствовали людей, подняв руки высоко над головой, и были похожи на ангелов, машущих крыльями. Мы слышали шум, крики, песни, барабаны, даже пожарную сирену – это были сирена бастующих пожарных, которые присоединились к демонстрантам. В течение дня мы видели мало полицейских, ни одна близлежащая улица не была перекрыта для прохода демонстрантов. При таком наплыве людей эта мера была бы опасной.

Такая мобилизация выходит за рамки несогласия с пенсионной реформой. Проблема в Макроне с его презрением и высокомерием. Имеет место общее разочарование, люди по-настоящему возмущены. Повсюду слышно: "Это диктатура, у нас не демократия"...

Мне сказали, что самый правый парижский университет Пантеон-Ассас был заблокирован. Это невероятно, люди правых и левых убеждений объединились против Макрона. Президенту не удалось разделить народ, чтобы лучше властвовать. Большинство людей считают, что Макрон должен быть смещен или оставить свой пост.

Страна все больше и больше погружается в хаос. Нет политической силы, которая взяла бы разрешение кризиса в свои руки. Каждый шаг правительства только усугубляет ситуацию. Люди видят, что правительство бездумно тратит деньги. Их находят для помощи Украине, но не для выплаты пенсий.

Нужно добиться того, чтобы система выбилась из сил и правительство пошло на попятный.

Ситуация очень опасная. Проблемы в стране накапливаются и обостряются, потому что их не решают. Президент и правительство больше не заслуживают доверия, и мне трудно представить, что они смогут продолжать управлять страной. Даже если, скажем, правительству удастся взять под контроль этот кризис, при малейшей новой проблеме гнев народа возобновится.

Может быть, Макрон думает, что все успокоится, как это было в Бразилии после избрания Лулы. Но проблемы во Франции гораздо глубже. Макрон стал невыносим для людей.

В пятницу, устав от беспорядков, Эммануэль Макрон уехал в Брюссель, откуда передал протестующим французам: "Мы не поддадимся насилию!" Он также сообщил о том, что намерен ускорить поставки помощи Зеленскому.

В Париже между тем снова идут уличные бои с полицией. Французский полицейский профсоюз SGP заявил, что "такими темпами мы долго не продержимся", и это на фоне данных контрразведки, согласно которым выступление Макрона в среду была воспринято многими французами как "объявление войны". Профсоюз "Рабочая сила" призвал французов усилить мобилизацию 28 марта и провести новые массовые манифестации и забастовки.

Светлана Кисилева специально для ИА Новороссия

Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия

Новости партнеров