Мариуполь: Исход
Участок дороги между Мариуполем и населённым пунктом Володарское, который полностью подконтролен ДНР, сегодня напоминает дорогу жизни, а всё, что происходит на трассе, – исход.
Исход тысяч мирных жителей Мариуполя, тех, кому посчастливилось выжить в мясорубке, устроенной в городе "Азовом"* и ВСУ. Тех, кто потерял всё, начиная от документов, заканчивая крышей над головой, кто ранен, кто хоронил погибших родных и близких прямо во дворах домов, кто каждый день прощался с жизнью, но каким-то неведомым образом сумел уцелеть.
Простреленные машины без стёкол и дверей, обмотанные плёнкой, с белыми флагами и табличками "ДЕТИ" тянутся бесконечной вереницей в сторону Володарского. Там организован приём беженцев. Тяжело раненным оказывают медицинскую помощь, забирают в тыловые больницы, остальных формируют в колонны и направляют дальше – в Россию. Сотни человек испуганно оглядываются по сторонам, крепко держа за руки детей, а грудных прижимая к себе. Они до сих пор не верят, что вырвались из Мариуполя.
- Скажите, здесь не стреляют?! – испуганно спрашивает женщина из очереди. За её спиной – мужчина, видимо, муж, и трое детей, самому старшему из которых на вид не больше двенадцати лет. Мы успокаиваем их: сюда ничего не прилетит.
К появлению журналистов люди относятся спокойно, и даже, наоборот, многие просят снять их отдельно. Передают приветы родным, с которыми вот уже полмесяца нет совершенно никакой связи, и просят откликнуться близких, которых потеряли во время эвакуации.
- Сыночек, я жива! Мама, всё в порядке! Ищу мужа… Остался в Мариуполе… - звучит со всех сторон.
Кажется, что это – самая душераздирающая картина, которую мы увидим. Но это было только начало.
Ад
Въезд в Мариуполь встречает десятками уничтоженных машин. Символ трагедии эвакуации – "Жигули", стоящий по центру дороги. Его водитель навсегда остался за рулём, спёкшаяся кровь на лице покрыта дорожной пылью, а сам он, кажется, что-то ищет под ногами и вот-вот тронется дальше… Рядом с машиной – тело женщины. Эти люди не успели дотянуть до выезда из города всего сотню метров, попав под массированный артиллерийский огонь отбивающихся украинских силовиков. Армия ДНР была уже на входе в город, ей навстречу рвались люди, ища спасения, но Киев настиг в спину.
Тела погибших гражданских, стариков и детей по городу едва ли не на каждом шагу. Где-то их прикрыли одеялами, где-то смогли закрыть полностью, а где-то ещё не успели. Тут же мимо них проходят десятки живых, кто-то из города, а кто-то – наоборот, от окраины к центру. Последние катят впереди себя большие складские тележки, загруженные в основном водой и соками. Как объясняет одна из местных жительниц, украинская армия, вскрывая продуктовые магазины и склады, свозила всё награбленное в расположение своих подразделений. После освобождения района армией ДНР бойцы начали раздавать продукты и воду мирному населению, что позволило многим дожить до момента прибытия первой гуманитарной колонны.
Первые кварталы города встречают зияющими провалами вместо окон и чёрными от копоти стенами. Многоквартирные дома приходилось расстреливать в упор, но были они к тому моменту уже нежилыми и ничего от прежнего в себе не имели. Это были полноценные позиции ВСУ и "Азова"*, с которых вёлся шквальный огонь по армии ДНР.
Сами жители в это время находились в подвалах. Туда их сгоняли украинские боевики, не давая при этом возможности выехать из Мариуполя. Об этом рассказывают сами люди, подтверждая слухи о том, что гуманитарные коридоры, представляемые Российской Федерацией и ДНР, блокировались украинской стороной.
- Пять дней назад люди только начали выезжать!
- А до этого? Вы знали, что можно уехать, были "зелёные коридоры"?
- Ничего мы не знали! Нам никто не говорил!
Долгие две недели тысячи человек жили в подвалах многоэтажных домов. Там спали, там прятались, когда начинались бои: в холоде, без света и газа. Еду готовили во дворах, не отходя далеко от подъездов, чтобы успевать укрыться тогда, когда к домам подъезжала украинская техника. Прямо на порогах были оборудованы импровизированные кухни на кострах.
"У них были мобильные группы. Подъезжали к домам, прятались за нас и долбили из "Градов", из миномётов и уходили, - рассказывает спасшийся мужчина. Тут же уточняет: "Азов"* это был. Они не просто стояли на месте, а переезжали, были мобильные".
Таким образом, всё то, о чём долгое время говорили журналисты и что так старательно опровергал Киев, оказалось правдой. Украинская армия держала людей в заложниках, прикрываясь ими, и теперь это рассказывают непосредственно те, кто прошёл этот ад.
"И живые позавидуют мёртвым…"
Эта фраза невольно вспоминается при виде того, что происходит в Мариуполе. Она неуместна от сознания, что нет большего счастья для человека, чем быть живым, но раз за разом возвращается, когда видишь десятки раненых людей, которые бредут среди руин, осматривая то, что осталось от их жилья, и вздрагивают от каждого звука.
Они не знают, живы ли их родные и близкие: матери ищут детей, а дети – родителей. Вся их прежняя жизнь оборвалась в тот день, когда "Азов"* объявил Мариуполь своей крепостью и начал сгонять людей в подвалы. Многих война застала вдали от дома, без связи и возможности вернуться, а деньги вдруг стали бессмысленными бумагами в карманах.
Две долгие недели люди как могли сражались за свою жизнь, веря, что этот ад закончится, и армия ДНР ступит в их город, освобождая его от нацистов. И этот день настал.
"Спасибо вам, - звучит со всех сторон. – Бейте их! И пусть это быстрее заканчивается!"
* запрещенная на территории РФ организация.
Автор: Георгий Медведев