Михаил Синельников-Оришак: Хороший пример для подражания
После решения президента США Дональда Трампа признать Хуана Гуайдо временным президентом Венесуэлы в столице страны начались акции протеста против легитимного президента Николаса Мадуро. Мадуро заявил о разрыве дипломатических отношений с США, а после отклонил ультиматум Франции, Германии и Испании
Президент России Владимир Путин выразил поддержку законному правительству Венесуэлы, на что отреагировал госсекретарь США. Политолог Михаил Синельников-Оришак считает, что действия США полностью соответствуют американской внешней политике, а России стоит научиться более смело выстраивать свои отношениями с соседними странами.
«Прежде всего, всех чрезвычайно возбудило то, что США признали, скажем, «альтернативного президента» в Венесуэле. Это более чем некорректно, но такие действия абсолютно соответствуют американской политике в целом. Напомню, что в 2002 году в Венесуэле тоже произошел государственный переворот, но продолжался он всего 47 часов. За это время группа заговорщиков успела организовать временное правительство и отправить в отставку президента Уго Чавеса. И за эти же 47 часов США и Чили успели признать легитимность нового президента Венесуэлы. Но Уго Чавесу на это было наплевать, через сутки его личная охрана практически бескровно заняла президентский дворец, в котором находились оппозиционеры. Самого народа Венесуэлы в этой якобы революции, как ее потом назвали США, практически не оказалось.
Стальной характер Уго Чавеса позволил ему решительно отстоять свою позицию и сразу же вернуть власть. И если Мадуро окажется таким же решительным политиком, как и Уго Чавес, этот переворот тоже довольно быстро закончится.
Венесуэла ведет себя по отношению к США так же, как и Украина по отношению к России. По факту, в Венесуэле очень сильно развита антиамериканская риторика – она появилась еще при президентстве Уго Чавеса. Но так же, как и в случае с Украиной и Россией, Венесуэла, ругая Америку, живет за её счет. Потому что США для Венесуэлы, как и Россия для Украины, является основным экономическим партнером по экспорту и импорту товаров. Много говорят о том, как Россию не любят её страны-соседи, но про США можно сказать то же самое.
Американцам такое отношение Венесуэлы всегда очень не нравилось. Удастся нынешний переворот или нет, США все равно его будут поддерживать. Не потому что им близка позиция венесуэльских оппозиционеров, и не потому что они хотят кардинально изменить жизнь в данной стране: просто поддерживая одну из сторон и так создавая хаос в Венесуэле, Вашингтон надеется «похоронить» социалистическое наследие Уго Чавеса. И после того, как Венесуэла поймет, что без США ей деваться некуда, Америка изменит свое отношение.
Я не случайно в данных сравнениях упомянул Украину. После президентских выборов, которые пройдут на Украине в марте, Россия может использовать джокер: не признавать победителя и обязательно поддержать того, кто будет вторым. Основания не признать результаты выборов могут быть любыми: во-первых, процедура голосования на Украине несовершенна после «майдана», во-вторых, ДНР и ЛНР участвовать в этих выборах не будут, хотя де-юре по всем соглашениям они остаются территорией Украины, в-третьих – Киев не собирается допускать российских наблюдателей. Причин не признавать итоги выборов более чем достаточно. США, объявляя президентом лидера венесуэльской оппозиции, основаниями совсем не заморачивались, потому что им главное прекратить антиамериканские настроения в этой стране, как и нам нужно прекратить антироссийские настроения на Украине.
Американцы действуют очень жесткими способами, и стремление России следовать каким-то международным нормам и законам, которых вообще не существует, выглядит более чем странно. США – яркий пример того, что не стоит «стесняться», и на этом фоне российские отношения со странами-соседями – просто вверх корректности, учитывая то, что эти самые «соседи» позволяют в отношении России. Я надеюсь, что ситуация в Венесуэле привлечет внимание России к тому, что происходит на другом континенте, и даст пример для подражания, в хорошем смысле».