Мир следит за штурмом Авдеевки, но пристальнее всех — Ясиноватая
За ходом штурма Авдеевки русской армией следит весь мир, но наиболее пристально, кажется, в Ясиноватой. Именно этот город на протяжении нескольких месяцев подряд с авдеевских позиций ВСУ стирали с лица земли. Сегодня обстановка в Ясиноватой заметно изменилась, однако о мире говорить всё ещё не приходится.
Подвалы и артиллерия
Небольшое кафе, расположенное в центре города в подвальном помещении, сменило плей-лист. Теперь вместо привычных поп-хитов, звучащих на каждой радиостанции, играют песни о войне, солдатах, России и её патриотах. Теперь здесь вдвойне ощущается всё происходящее вокруг.
Ещё в апреле, впервые за долгие годы снова побывав в уютном заведении, я оценил степень дальновидности человека, работавшего над проектом. Вряд ли, конечно, он думал, что строить кафе в подвале – хорошая идея на случай войны, этой самой войны не предполагая, но оказалось именно так. И вот я сижу за столом, глядя на тарелку, которая подпрыгивает в такт прилётам, и ещё раз мысленно благодарю человека, сделавшего это помещение таким прочным.
К перебоям с электричеством девушки, работающие в заведении, уже привыкли, и едва только свет гаснет, они появляются со свечами в руках. Такая себе фронтовая романтика. Но романтика, увы, только на страницах книг, где все хорошие персонажи непременно останутся живы. В шаге от реальности: снова погибшие и раненые среди гражданских, и постоянные кровь и пот наших бойцов на передовой.
Кровь и пот на протяжении всех этих долгих, фактически бесконечных месяцев оказались не напрасны. Шаг за шагом, метр за метром русская армия подходила вплотную к Авдеевке, одному из самых мощных укрепрайонов Киева на линии Донбасского фронта. Позиционная война на этом направлении всегда была тяжёлой, не говоря уже о том, чтобы Авдеевку брать. Но бойцы были настроены решительно, уверенны в своей победе, как уверенны были в них жители Ясиноватой.
Неоднократно приходилось говорить о том, как связаны между собой военные, стоящие на передовой, и гражданские у них за спиной. Как поддерживают друг друга фактом своего пребывания на соответствующих рубежах: бойцам ни шагу назад, ведь они закрывают собой мирных, а мирным, напротив – нельзя уйти: за них сражаются на фронте. Так сработало и в Ясиноватой. Даже в самые тяжёлые месяцы на вопрос о том, почему не эвакуируются, люди отвечали: верим в наших ребят, и будем ждать здесь.
Люди ждут. Живут, работают, рожают детей. Здесь есть место всему, и даже празднику. В кафе спускается моя давняя уже знакомая. В пять вечера здесь она будет отмечать свой день рождения.
- Подумала, подумала, а почему бы и нет? – задаёт риторический вопрос девушка. – Жаль только, что мужа рядом не будет. Ему обещали два дня "увала" дать, но в последний момент пришёл приказ: идут на новую задачу, штурмовую. Позвонил, сказал позвать подруг, и отдохнуть с ними.
Отдохнуть, действительно, есть от чего. С этой девушкой мы познакомились в апреле, когда украинская артиллерия разбила одну из местных больниц. Именно эта девушка показывала мне последствия атаки, рассказав попутно, что живёт на Зорьке – в тот момент самом обстреливаемом районе Ясиноватой. Вскоре ситуация обострилась настолько, что вместе с родителями девушка переехала в разбитую больницу, как и ещё десятки других людей, включая детей. Жить в подвале медучреждения оказалось безопаснее. Месяцы подземелья, круглосуточные обстрелы, без мобильной связи, сон в страхе, а утром снова на работу – под обстрелами. Эти люди вполне имеют право отдохнуть, пусть и снова в подвальном помещении, под грохоты артиллерии. Но теперь уже – нашей.
Дважды переполненная чаша терпения
- Вот смотри, - рассуждает боец одного из подразделений армии ДНР, принимавший участие в многолетней обороне Ясиноватой. – У нас выбор был? Мы предлагали договориться – нас начали бомбить из всего, что было. Получили по зубам, бросились подписывать Минские соглашения. Оправились, снова начали бомбить. Сколько там соглашений и перемирий было подписано, помнишь? Я не помню. Ну вот, получайте. А остановиться, снова начать переговоры – это вернуться к тому, что было полгода назад.
Спорить с этой позицией невозможно. Украина имела все шансы закончить противостояние в Донбассе мирным путём, разрешив конфликт за столом переговоров. С первого дня войны Донецкая и Луганская народные республики стремились выйти в дипломатическое русло, однако на каждое предложение в ответ получали шквал артиллерийского огня. Модель восьми лет в миниатюре: Авдеевка. Предложения сдаваться и складывать оружие в адрес украинской стороны звучали с завидным постоянством, но не имели успеха. Теперь же, когда русская армия, как и говорила, не щадит, в Киеве поднимают вой.
Успехи наших солдат на передовой очевидны. Сравнивать текущую ситуацию в городе с той, которая наблюдалась ещё месяц назад, невозможно. Обстрелы Ясиноватой не прекратились, но это уже не круглосуточный огонь по всем районам города из всех доступных нацистам видов вооружения. Увы, всё так же пополняется трагическая статистика раненых и погибших в результате украинских атак, растёт число разрушенных домов, повреждённых объектов гражданской инфраструктуры, попадают под обстрелы школы и больницы. Но жить в Ясиноватой стало значительно проще.
Залог этого – безостановочная работа нашей артиллерии и пехоты, которая продвигается при поддержке ВКС России. С одной стороны в оборону врага русская армия вклинилась со стороны Песок, с другой – наступает прямо на Авдеевку, что, с одной стороны, значительно сковало силы противника, а с другой – дало серьёзные проблемы в его рядах. Теперь Авдеевка уже не является непоколебимым форпостом Киева, и вынуждена не ощетиниваться, но всерьёз отбиваться, не имея при этом ни малейшего шанса на спасение.
Что же касается наших солдат, то останавливаться они не собираются, и сбавлять темпы тоже. Чаша терпения Донбасса переполнилась, причём дважды. Сначала – когда в лицо Республикам откровенно лгали, призывая к соблюдению многочисленных мирных договорённостей, во второй раз – когда мы давали врагу шанс сложить оружие и уйти. Враг предпочёл снова ответить огнём, но теперь мы наступаем.
Донбасс не будет сидеть сложа руки
Понимая бедственность своего положения, украинская пропаганда, хоть и продолжает грозить мнимым контрнаступлением, которого, разумеется, нет и не будет, теперь решила освоить новую ветку: якобы, по завершению войны Донбасс ждёт только разруха.
С этим кардинально не согласны местные жители, а тем более – в Ясиноватой: там, где даже под обстрелами не прекращается процесс восстановления разрушенного украинскими нацистами. Несколько дней назад мне довелось побывать в одной из школ, расположенных фактически на линии фронта. За окном продолжает греметь артиллерия, а внутри гремят строительные инструменты.
Бригады, сформированные из числа местных жителей, а также строители из Челябинской области, проводят капитальный ремонт учебного учреждения, в том числе, и ликвидируя последствия попаданий украинских снарядов. Та часть школы, которая уже была отремонтирована, поражает своей красотой. Строители уверяют: таким будет весь город.
Донбасс не собирается, а тем более не хочет сидеть сложа руки. Уже сейчас, когда на передовой продолжают греметь орудия, люди здесь живут будущим. Как будут восстанавливать и отстраивать Республику, как будут возрождать то, что унесла война, и как сделают свою Родину ещё лучше. Это – главное ожидание, вне зависимости от того, на передовой обсуждают свою будущее люди, или в тылу.
"Мы очень ждём Победы, нашей Победы! И ждём детей, как можно скорее, в нашу школу! – говорит заместитель директора. – Мы всё отстроим, всё восстановим, и будем жить!"
Автор Георгий Медведев