Мир вступает в период турбулентностей. Дмитрий Бабич оценил причины возобновления региональных конфликтов
Усугубление мирового экономического кризиса все чаще начинает сопровождаться обострением замороженных региональных конфликтов, а временами и провокацией новых.
Так, одной из наиболее обсуждаемых тем минувшей недели стал визит спикера Палаты представителей Конгресса США Ненси Пелоси на Тайвань. Несмотря на сохранение Вашингтоном тезиса о признании острова составной частью Китая, Пелоси направилась в турне по Юго-Восточной Азии, в конце концов добравшись и до Тайваня, поставив мир на порог Третьей мировой войны.
Незадолго до этого напряжение произошло на Балканах, где самопровозглашенная и признанная Западом республика Косово попыталась ограничить в правах сербов, из-за чего Белград едва не начал спецоперацию на отделившейся территории.
Практически каждую неделю поступают тревожные сообщении из Нагорного Карабаха, где получается сохранить имеющийся хрупкий мир. Усугубление ситуации наблюдается и на Ближнем Востоке, где свои претензии высказывает Турция, а также вновь возобновились боестолкновения израильтян с палестинцами. Оценку текущей мировой обстановки в беседе с ИА"Новороссия" высказал политолог, публицист, обозреватель портала "ИноСМИ" Дмитрий Бабич.
"Поступок Пелоси — это авантюризм. Тут нам нужно вспомнить одну из важных черт тоталитарных режимов — они склонны к неожиданным авантюрным решениям, для них это очень свойственно. Нам давно пора осознать страшную реальность: хотя существующие в США и ЕС режимы называют себя демократическими, а своих противников (например, Россию и Китай) называют режимами авторитарными – на самом деле стоящую за Байденами и Макронами идеологию ультралиберализма можно смело назвать тоталитарной. А любой учебник политологии сообщит вам: тоталитаризм намного хуже авторитаризма, он еще дальше от демократии.
Если присмотреться, в сегодняшних США и ЕС нельзя безнаказанно выражать поддержку, скажем, Венесуэле или Китаю (хотя Каракас или Пекин ни на кого не нападали и никак не нарушили международное право). Сегодняшние США и ЕС уже бесконечно далеки не только от демократии, но и от свободы слова. При Картере и Рейгане в США можно было свободно восхищаться кастровской Кубой, а в Европе времен де Голля и Вилли Брандта не запрещены были публичные симпатии к СССР. Система в сегодняшних США и ЕС хуже авторитаризма Франко или Пилсудского (при Франко в Испании проходили выставки Дали, а в Польше творили писатели-авангардисты). А в сегодняшнем ЕС преследуют и заставляют делать политические заявления Гергиева и Нетребко.
Провокация на Тайване, конечно же, связана с Украиной. И в первом, и во втором случае в ситуации задействованы США. На самом деле китайско-тайваньские отношения и российско-украинские совсем разные. Тайвань реально много лет был счастливее материкового Китая, и китайцы пытались туда бежать — уровень жизни в этих государственных образованиях был несопоставим. Сейчас уровень жизни уже не так драматически разнится", — высказал свое мнение Дмитрий Бабич.
Мы живем в мире, где очень многое определяется не тем, что на самом деле, а тем, что об этом думают США и Евросоюз — "сильные мира сего". Их мысли если не становятся реальностью, то, по крайней мере, происходят очень драматические события в зависимости от того, как они воспринимают эту ситуацию, отмечает спикер.
"Есть такая версия, что всплеск напряжения в Косово как-то спровоцировали западные силы, чтобы отвлечь Россию, заставить её помогать сербам и меньше сил оставить на Украину. Если это действительно так, то в США очень плохие планировщики всех этих событий. Это одна из проблем, почему события в странах, куда вторглась Америка, так трагически развиваются.
Например, когда американцы устраивали майдан в 2014 году, они ожидали, что восточные регионы Украины быстро сдадутся. Аргументом были рассказы киевлян про Донецк своим западным собеседникам: мол, там живут "рабы, которые слушают начальство, слушают своего Рената Ахметова" и т.д. Вывод: "Всё будет нормально, никаких особых выступлений не будет". А в итоге случилась Русская весна.
Получается, в Вашингтоне ошиблись: всё это вылилось в тяжелую борьбу, которую, я думаю, США не планировали. Что касается Сербии, то я не верю, что нынешний режим президента Вучича способен на какую-то войну с косовскими албанцами. Он может очень сильно кричать и возмущаться, но сам Вучич –человек двуличный. Вспомним его клятвы любви и верности Путину, России, а потом происходит приезд в Америку и сдача позиций Байдену. Те же клятвы своим о том, что "Косово — это Сербия" и "никогда никому не отдадим" уже много лет сопровождаются у Вучича переговорным процессом по фактическим сделкам, предлагаемым Евросоюзом. Мы понимаем, что Косово от Сербии нельзя оторвать одномоментно, но постепенно Вучич двигается в ту сторону уже много лет, и его пока никто не сверг.
Другое дело президент Боснии и Герцеговины Милоран Додик. Это человек более серьезный и смелый, чем Вучич, но у него маленькая и очень зависимая страна. Что он может сделать?" — задается вопросом собеседник агентства.
Мне кажется, что Карабах – это всё-таки армяно-азербайджанский конфликт, в который сторонним игрокам лучше не встревать. Предложенный Россией вариант, мне кажется, самый лучший, и руководство Азербайджана ведет себя достаточно рационально, считает политолог.
"Центральная власть не стала выгонять людей из Степанакерта и сказала, что пусть существует армянский Нагорный Карабах, отдайте им огромные территории, которые находятся вокруг него, где сейчас пустыня, после чего армяне объявили её зоной безопасности. Сейчас эту территорию восстанавливают фактически азербайджанцы, отстраивают дома, проводят транспортные коридоры. Если не будут вредить, то постепенно Азербайджан эти территории оживит, для этого у него есть потенциал: нефть, доллары и деловое способное население", — уверен эксперт.
Почему с Донецком не получится, как с Карабахом, — продолжает эксперт. — На Западе же есть сильная ненависть к России, есть желание, чтобы Украина победила, для этого ей и подбрасывают оружие.
Многие нормальные люди на том же Западе говорят, что этого не будет, потому что Украина - слишком маленькая, коррумпированная страна, и физически это невозможно. А вот долго сопротивляться, наносить ущерб, убивать людей и ослаблять русских они могут.
Нагляден в этом смысле инцидент, произошедший на минувшей неделе, когда в Донецке происходило прощание с Корсой. Да, может, у ВСУ она и вызывает ненависть, но все-таки это уже их погибший враг. Во все времена было какое-то уважение к похоронам. Но, когда укронацисты попытались ударить ракетами по зданию, где проходило прощание, вот тогда они вышли за все рамки. Раз они способны на такое, то очевидно, что политики, которые стоят за такими решениями, должны исчезнуть.
Есть ощущение напряженности, но я бы сказал, что за всем этим стоит одна идеология, которая пытается использовать разные маленькие национализмы в разных странах — ультралиберализм. То она раздувает русофобский армянский национализм, то пытается вызвать у азербайджанцев столь же гордое неприятие России, то пытается сыграть на противоречиях сербов и албанцев, то играть на нервах у китайцев. Но всё это опасные и плохие игры. Хотелось бы, чтобы поскорее эта идеология сдохла. Когда это случится, многие вещи сами собой встанут на место", — резюмировал Дмитрий Бабич.