Мировая торговая война

США ввели пошлины на импорт стали (25%) и алюминия (10%) для Евросоюза, Канады и Мексики. О намерении сделать это Трамп заявил еще в конце марта. Тогда он дал отсрочку до 1 мая, потом продлил ее еще на месяц. Не знаю, на что рассчитывали лидеры вышеуказанных стран, пытаясь найти компромисс с Вашингт

США ввели пошлины на импорт стали (25%) и алюминия (10%) для Евросоюза, Канады и Мексики.

О намерении сделать это Трамп заявил еще в конце марта. Тогда он дал отсрочку до 1 мая, потом продлил ее еще на месяц.

Не знаю, на что рассчитывали лидеры вышеуказанных стран, пытаясь найти компромисс с Вашингтоном. Стороны предлагали пути решения, причем со стороны США они выглядели как ультиматумы, со стороны ЕС — как готовность идти на уступки. Казалось, что начало торговой войны удастся отложить еще хотя бы на месяц, что не пойдет Трамп на такие шаги по отношению к союзникам, что ему надо выбить для себя преференции, «прогнуть» Европу по некоторым политическим вопросам — не более того. Зачем исполнять угрозу, если после этого нечем будет шантажировать?

Но Трамп 31 мая подписал соответствующий указ. Он также не исключил возможности введения ограничительных мер на импорт автомобилей из ЕС, чтобы поддержать собственных производителей.

Тезис о том, что исполнение угрозы сужает пространство для дальнейшего маневра, тут неприменим. У США найдется еще немало поводов давить на экономически и политически зависимые от них страны. Что у нас там уже было? Антироссийские санкции, которые вредят всем участникам процесса, кроме самой Америки. Пошлины. Отказ от иранской ядерной сделки, от которого пострадает опять же Европа, покупающая у исламской республики нефть. Поверьте, в Вашингтоне придумают что-то еще, что нанесет болезненный ущерб для ЕС и незначительный для США.

Впрочем, с пошлинами тут не все так однозначно для Америки. 1 июня ЕС начал разбирательство с США из-за пошлин в ВТО. Иск в эту организацию уже подала Россия. Китай и Япония также обещали не сидеть сложа руки.

Если следовать всем правилам ВТО, Америка эти дела должна проиграть. Со стороны США тут чистый протекционизм, никакой реальной угрозы безопасности Штатов, как пытается уверить весь мир Трамп, нет. Проблема в том, что ВТО в значительной степени контролируется самими США, поэтому ожидать от нее решения против собственных хозяев наивно.

Теоретически, в мире может сложиться реальная антиамериканская торговая коалиция, которая попытается создать альтернативу ВТО, и ключевую роль в новой организации, кстати, могли бы сыграть страны БРИКС. Это, конечно, маловероятно, но теоретически возможно. Как и то, что в случае решения ВТО не в пользу Вашингтона Штаты могут сами выйти из организации. И, глядя на действия Трампа, этот вариант не кажется чем-то нереальным. Трамп не задумываясь рвет договоры и обязательства, которые, по его мнению, невыгодны для Америки, и подставляет тем самым не столько союзников, сколько саму Америку.

Иск в ВТО — это не все, чем может ответить Европа.

Сообщается, что Еврокомиссия готовится к введению мер «по восстановлению торгового баланса, которые будут запущены в полном соответствии с правилами ВТО».

ЕС давно прорабатывает ответные ограничительные меры против американского экспорта. Даже публиковался список товаров, на которые они могут быть наложены: джинсы, мотоциклы, сигары, виски, апельсиновый сок, сельхозпродукция и др. И тут как раз все в рамках правил ВТО: члены организации имеют полное право защищаться и принимать ответные меры.

Гендиректор ВТО Роберто Азаведо считает, что текущая ситуация в мировой торговле может привести к взаимным репрессиям. Это он очень политкорректно выразился. Ситуация идет к развертыванию полноценной мировой торговой войны.

Напомню, что от бездумных нахрапистых шагов Трампа могут также пострадать Китай, Япония, Корея. И они не единственные «партнеры» и «союзники» Штатов, которые попадают под раскрученную Трампом шар-бабу торговых войн. Под ударом также ближайшие соседи США — Канада и Мексика.

Кстати, Канада является крупнейшим поставщиком стали в США (около 2,5 млн т в год). Доля канадского алюминия в импорте США составляет 9 процентов.

Власти Канады еще накануне 31 мая пообещали США «торговое возмездие», заявили, что рассматривают «ряд вариантов, которые могут быть использованы» против Вашингтона. Была даже названа «стоимость» ответа — введение тарифов на американские товары в размере 16,6 млрд канадских долларов ($12,8 млрд).

С Мексикой тоже все плохо — сделка о свободной североамериканской торговле (НАФТА), работающая с 1994 года, под угрозой срыва. И снова по вине США.

«Для Соединенных Штатов это ужасная сделка», — заявил Трамп, отвечая 1 июля на вопросы журналистов. Трамп еще в период избирательной кампании говорил о намерении пересмотреть все торговые партнерства, которые, по его мнению, не выгодны Америке, говорил, что предпочел бы иметь торговые соглашения с каждой страной в отдельности.

В январе 2017 года он подписал указ о выходе из Транстихоокеанского партнерства. Уже тогда многие говорили о том, что НАФТА на очереди.

31 мая 2018-го американский президент заявил, что времена, когда торговые партнеры пользовались США в своих интересах, подошли к концу. «США согласны на честную сделку, а иначе никакой сделки не будет», — заявил он. «Они должны открыть свои рынки и снять свои торговые барьеры!» — сказал, как отрезал, Трамп. Это его нормальная риторика: «они должны». Все должны США, и лишь Штаты никому не должны.

Переговоры зашли в тупик, и это признают все.

В общем, Трамп, видимо, решил вести войну сразу на нескольких фронтах и на нескольких континентах. Один против всех. Логичным было бы, если бы эти «все» объединились против него.

1 июня министр экономики Германии Петер Альтмайер заявил, что ЕС может рассмотреть возможность скоординированных действий с Канадой и Мексикой в ответ на недружественные шаги США.

Но какие действия? Насколько они будут адекватны брошенному вызову? Пока никакой сплоченности среди жертв трамповского протекционизма не наблюдается.

«Страны — участницы ВТО пока не могут прийти к консенсусу по взаимодействию», — утверждает министр экономического развития России Максим Орешкин. «Поэтому атмосфера здесь такая негативная тревожная, несущая очень большие риски для глобальной экономической динамики на ближайшие кварталы и годы. Эта напряженность чувствовалась на вчерашней министерской встрече… Ситуация, из которой пока не видно выхода», — рассказал он по итогам конференции ВТО в Аргентине.

О каком единстве говорить, если та же Европа не едина не только в осознании необходимости конкретных шагов, но и в понимании самой природы случившегося катаклизма.

Да даже то, что это катаклизм, не все еще понимают.

«Мы не в торговой войне, но мы находимся в очень сложной ситуации, которая вызвана США и этими тарифами, введенными не только в отношении ЕС, но и в отношении других крупных экономических игроков в мире», — заявила еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем.

То есть положение, когда весь мир находится на пороге мировой торговой войны, если еще не в состоянии таковой, они называют «сложной ситуацией».

Ну, ок.

Сообщается, что ответные европейские меры будут введены после 20 июня. Видимо, подразумевается, что все это время европейцы будут продолжать переговоры с США.

И в Америке ждут этих переговоров. Очень. К чему еще они откладывали введение пошлин? Трамп еще в марте прямым текстом заявлял, что он желает посмотреть на реакцию «партнеров».

«Мы ожидаем продолжения переговоров с Канадой, Мексикой и Европейской комиссией, чтобы добиться желаемых результатов. Но сейчас мы хотели бы увидеть их реакцию на сегодняшнее решение», — сказал министр торговли США Уилбур Росс в день введения пошлин.

Под реакцией, видимо, имеется в виду готовность идти на уступки.

Вашингтон уже озвучивал свои условия. В частности, отказ от «Северного потока — 2». Помните, Меркель ехала к Трампу с нижайшей просьбой отложить введение пошлин и смягчить антироссийские санкции? А в итоге получила еще более тяжелые требования. Вот так тебе! Холоп у хозяина не просит! И вот уже Меркель бормочет, что США перестали быть гарантом безопасности. Но признает, что ничего они сделать не могут ни с антироссийскими санкциями, ни с антииранскими. Ни с пошлинами.

Да, об Иране. На днях аятолла Хаменеи фактически призвал возобновить ядерную программу. До этого он ставил Европе ультиматум — компенсировать убытки от американских санкций. Скажете, а не обнаглел ли? А как еще вести себя с, извините, терпилами, об которых Трамп буквально ноги вытирает?

И как бы там ни хорохорился Макрон, выглядит это жалко. Европа, похоже, никак не может принять реальность. Это не просто растерянность. Это шок. Паралич.

А ведь многие европейские политики вполне серьезно рассчитывали «пересидеть» Трампа, отказываясь признать, что он — не временное недоразумение, а новый этап международных отношений.

Конечно, Трамп пытается заставить Европу пойти на уступки. Но то, что он делает — это не только ради этого. Это полностью соответствует его программе.

Два года назад он обещал «сделать Америку снова великой». А для этого надо возродить внутреннее производство, создать рабочие места и завалить весь мир произведенными товарами. Трампу нужно, чтобы весь мир покупал американское, произведенное в США и за американские доллары. И для этого он обещал выйти из ТТП, из НАФТА, ввести защитные меры для реального сектора экономики США. Он это обещал? Он это выполняет. Кстати, впервые за много лет американский президент последовательно выполняет свою экономическую программу.

У нас часто любят ставить Трампу в вину то, что он не выполнил ряд ключевых обещаний внешнеполитической повестки (отношения с Россией, невмешательство в дела других стран). У Трампа любое действие проходит через призму Make America great again, то, что не соответствует этой концепции, выполнять не надо. За антироссийскими шагами Вашингтона четко прослеживаются интересы экономики США. За пошлинами для ЕС и Канады — тем более. Чистый бизнес.

Увы, не все еще поняли, что Трамп — это, в первую очередь, бизнесмен, а не политик. И действует в политике он так, как обычно действуют в бизнесе: конкурентов предельно ослабляют и банкротят. Так что все апелляции к тому, что они «партнеры» и «союзники», бесполезны.

Чем раньше в Европе, и не только, осознают, что это война, а не «сложная ситуация» — тем лучше. Другой вопрос в том, хватит ли европейским элитам сил воевать по-настоящему.

Как я уже говорил, объединиться в борьбе с США было бы логично. Как логично было бы Брюсселю попытаться наладить отношения с Россией, чтобы компенсировать потери от торговой войны с США.

В Германии ряд депутатов и глав региональных правительств выступили с соответствующим обращением к канцлеру. Открыто о готовности снять санкции говорит Италия. Власти Австрии последовательно выступают за диалог.

Только, подозреваю, ЕС опять ограничится внутренним перераспределением средств, компенсацией компаниям за счет свертывания каких-то программ, но не пойдет на шаги, которые выведут Вашингтон из себя. Косность и консерватизм нынешних элит непросто преодолеть сразу, для изменений в европейской политике понадобится, чтобы эти элиты полностью сменились. И сегодня все действия Вашингтона работают именно на это.

Напомню лишь, что в прошлом веке подобные действия Запада привели к великой депрессии и мировой войне — уже не торговой…

 

Новости партнеров