МВФ раскулачивает Украину. Новая приватизация и вечные 1990-е

На минувшей неделе Bloomberg сообщил, что власти Украины опять готовят продажу крупных государственных компаний по заниженным ценам. Собственно, учитывая, что страна объята боевыми действиями, рациональный инвестор вряд ли предложит справедливую цену.

На минувшей неделе Bloomberg сообщил, что власти Украины опять готовят продажу крупных государственных компаний по заниженным ценам. Собственно, учитывая, что страна объята боевыми действиями, рациональный инвестор вряд ли предложит справедливую цену.

И снова большая распродажа

Возможность новой приватизации подтвердил глава Фонда госимущества Украины Рустем Умеров: "Киев может заработать более 400 миллионов долларов за счет продажи госкомпаний, и еще $190 млн может поступить от аренды сельскохозяйственных угодий". Это весьма небольшая сумма, учитывая, что Запад (в основном ЕС и США) закрыли дефицит в госбюджете Украины на этот год $40 миллиардами. Тем более после завершения боевых действий госимущество будет стоить намного дороже, зачем всё отдавать сейчас за копейки? В этом весь и смысл, продать ценное госимущество "за рубль" своему человечку, внуки и правнуки которого смогут жить безбедно. Пока государство, лишённое возможности получать доходы от своего сектора экономики, будет рассказывать о том, что нет денег для восстановления домов в Ирпене и Гостомеле, или выплату достойного пособия для вдов и сирот.

По данным Умерова, среди предприятий, от которых режим Зеленского может избавиться в ближайшее время, Одесский промышленный завод (аммиак), Объединенный горно-обогатительный комбинат (титан), Запорожский титано-магниевый комбинат (титан), "Индар" (инсулин), ПАО "Центрэнерго" (электроэнергия).

Понятно, что Киев может утратить предприятия, находящиеся в административных границах регионов, которые Российская Федерация считает своими (тоже Запорожье), в таком случае с точки зрения интересов Украины логично было бы просто вывезти их подальше от фронта. А не устраивать коррупционный дерибан.

Невыученные уроки 90-х

В целом пока это безумие подается как попытка оживить экономику. Однако данные действия больше похожи на желание продемонстрировать кредиторам из Международного валютного фонда стремление к бездефицитному бюджету и дерегулированию экономики.

Справедливости ради надо отметить, что МВФ серьёзно ослабил Украину ещё до эпохи СВО. Вообще проблема большой части украинского общества в том, что ими не был хорошо отрефлексирован тот факт, что в 1990-е случалась "великая зрада". Рассчитывая только на инвесторов, приватизацию и западные кредиты, невозможно построить здоровую экономику. Без сохранения рычагов государственного управления и поддержки национального производства, защиты интересов как отечественного бизнеса, так и сограждан – страна обречена вечно быть нищей колонией.

Начиная с 1991 года на Украине "наблюдалось падение объёмов промышленного производства. Уже в 1992 году производство промышленной продукции составило 89,1% от уровня 1990-го, в 1994 г. этот показатель составил 59,3%, а в 1996 – 39,6%. Сокращение ВНП до середины 90-х составляло 10-14% ежегодно, а гиперинфляция составляла 10 000%" (Секарев А. Экономическая реформа в Украине // Вопросы экономики М., 1996. № 5).

Как можно догадаться, дно "украинского кризиса" приходится на время наиболее интенсивного сотрудничества президента Кучмы с МВФ, последний по традиции потребовал снизить дефицит бюджета, остановить эмиссию денежных средств, провести приватизацию и отпустить цены на коммунальные услуги.

Украинский ренессанс приватизации

Новая "Большая приватизация" была начата в Украине фактически с первых дней правления Зеленского. Тогда распродажа госактивов была прямым условием МВФ для оказания стране финансовой помощи.

"За шесть месяцев своей работы мы передали 961 объект на приватизацию. Для сравнения с 2008 по 2018 передано всего 93 объекта", – заявил на тот момент действующий премьер-министр Украины Алексей Гончарук 3 марта 2020 года.

Среди прочего для приватизации, например, предлагались такие большие госкомпании, как завод "Большевик", "Государственная продовольственно-зерновая корпорация", "Хлеб Украины", "Артемсоль". Для наглядности скажем, что например "Большевик" – огромный завод, переживший Российскую империю и СССР, был продан по сильно заниженной цене, под слом и жилищную застройку.

Масштабные торги госимуществом заняли несколько лет и были прерваны только в связи с началом российской спецоперации.

Приватизация не была вызвана конкретными нуждами Украины и, можно сказать, не имела каких-то ясных экономических целей. Об этом свидетельствуют, например, следующие слова директора Института анализа и прогнозирования Юрия Лесничего, которые процитировал "Голос Америки" (иностранный агент): "Есть заключение юридического департамента Верховной рады о том, что нет просчетов об экономических последствиях приватизации. Это может означать и то, что государственный менеджмент расписывается в своей неспособности вести государственный бизнес".

"Также можно и сказать о грандиозном процессе земельной приватизации, который планируется. Нельзя исключать, что финансово-промышленные группы создали "теневые" рынки земли и предприятий, и у государства нет институциональной возможности, как провести большую приватизацию в интересах государства, кроме возможности все продать. Но это тогда не приватизация, а легализация существующего полукриминального монопольного рынка – земли или промышленности", – продолжил Лесничий.

Прозападного эксперта поразили планируемые масштабы распродажи украинской земли: "Сегодня рассматривается возможность приватизации двадцати тысяч гектаров для одного человека, но и это очень много, учитывая, что среднее фермерское хозяйство в Польше, например, это три – семь тысяч гектаров земли, это – многопрофильное производство овощей, фруктов, ягод, переработка. Сложно представить даже непростого украинского фермера, который мог бы сконцентрировать и эффективно обрабатывать такой массив земли, по размеру, как административная единица – какой-нибудь район в одной из областей".

Однако тогда благодаря массовым протестам правительство Зеленского решило ввести переходный период – до 2024-го покупка только не больше 100 га и только физическими лицами, а после 2024-го – допуск до рынка юридических лиц и повышение лимита размера приватизированной земли до 10 тысяч гектар.

В 2021 году Зеленский фактически согласился на частичное внешнее управление страной в рамках договора с МВФ. Правительство подтвердило готовность повысить тарифы на газ и другие коммунальные услуги для населения до рыночных (по мнению экспертов, это привело бы к росту соответствующих расценок в 2-3 раза); увеличить число западных наблюдателей в наблюдательных советах госкорпораций, создать такой совет при "Энергоатоме"; приватизировать Приватбанк и Ощадбанк (через эти банки шло финансирование государственных программ), создать этический совет с привлечением иностранных экспертов для проверки "членов Высшего совета правосудия", сократить кредитование реального сектора банками.

Всё в концессию, и ради иностранных инвесторов ничего не жалко

В 2020 году украинские власти начали процесс передачи в концессию портов Херсон и Ольвия (Николаевская область). "Херсон" был отдан компании "Рисоил Херсон", конечными бенефициарами которой выступают грузинские предприниматели Давид Бежуашили и Шота Хаджишвили, а "Ольвия" – фирме из Катара. Затем были анонсированы аналогичные шаги в отношении портов Черноморск, Измаил, Бердянск и, частично, Одесский.

В этом же году стало известно о планах передачи немцам в концессию украинских железных дорог "Укрзализниця" (после возмущения общественности это стали называть не "концессия", а "консультации с возможностью оперативного управления").

Осенью 2020 года Польша получила расширенный доступ к украинским объектам приватизации. В частности, речь шла о приходе на рынок госаукционов польской нефтегазовой компанией Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo S.A. В это же время Зеленский пытался привлечь инвесторов из Азербайджана. А несколько ранее заманить норвежцев предложением совместно осваивать газовые месторождения Украины.

Когда первый шок от СВО прошел, распродажа Украины продолжилась

Летом 2022-го режим Зеленского принял решение "об избавлении" от 420 предприятий, из них планировалась ликвидировать 354 и приватизировать ещё 66. Торги должны были стартовать с начала сентября (по некоторым данным 200 из них находятся в западной части страны). Несмотря на то, что сельхозпродукция Украины продолжала на льготных условиях наводнять мировые рынки, правительство решило распродать такие востребованные и прибыльные объекты, как элеваторы и хлебокомбинаты (не менее 7). Среди компаний, которые также не выглядели убыточно, – 30 спиртзаводов, включая, возможно, крупнейшего в стране производителя спирта и спиртосодержащей продукции "Укрспирт".

В целом схема продажи выглядит довольно мутной, можно выставлять на торги лоты без предварительного аудита, инвентаризации и оценки, продавать предприятия с 50% дисконтом и скрывать информацию о покупателе. Очевидно, что подобные законы только добавят Украине коррупции. Её граждане не смогут ни узнать, кому ушла фактически их общая собственность, ни убедиться на основании аудита, что её продали по рыночным ценам, а не "один за рубль".

Правительство Зеленского беззастенчиво превращает экономику своей страны в руины, списывая всё на "военное время". Конечно, сложно поспорить с тем, что длительные боевые действия на своей территории вредят экономике. Только вот врать, воровать и раздербанивать Украину они начали тогда, когда СВО не было даже в планах. 24.02.2022, естественно, не смогло превратить киевских жуликов-коррупционеров в национал-патриотов, и они, и их стиль управления государством остались прежними.

Автор: Ярослав Меркулов

Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия

Новости партнеров