Мы им – школы, а они нам? Русская бежала из Ташкента: "Я дрожала, пока ехали в поезде"
Заявления части радикально настроенных элит и интеллигенции Узбекистана о том, что страна – для узбеков, вызывают однозначную реакцию русских. Многие из них помнят геноцид, учиненный радикалами, из-за которого пришлось бежать из страны.
На днях соцсети взбудоражила новость про избиение русского мальчика учительницей одной из узбекских школ за просьбу вести урок на русском языке, ведь они учатся в русскоязычном классе.
Позднее, когда так называемого педагога родители ученика попытались привлечь к ответу, выяснилось, что она ничуть не сожалеет. Потому что, по ее словам, "Узбекистан – страна для узбеков, а остальные пусть уезжают".
Мы им – школы, а они нам?
После обращения российского МИД скандал, который вначале попытались замять, прокомментировали власти Узбекистана: ничего страшного не произошло, мальчик жив и здоров. Защитники педагога, избившего ученика, заявили, что инцидент является внутренним делом, потому совершенно не понятно, при чем здесь Россия.
Вообще в Узбекистане немало школ строится на русские деньги. А в русских вузах обучение проходят более 60 тысяч узбеков. 14 тысяч из них получают образование за госсчет.
"Такое не забудешь"
Об узбекском инциденте рассказала Светлана Южина, учитель одной из донецких школ. Ситуация с избиением ученика вызвала у нее воспоминания о бегстве ее семьи из Узбекистана в 90-е годы.
Мы бы остались в Ташкенте, если бы нас не гнали… Русских тогда отовсюду выгоняли из Узбекистана, как и турок-месхетинцев. Это выражение "урус-чукча" я помню с детства от "братьев-узбеков".
В 90-е годы, когда Узбекистан вышел из состава СССР, по стране прокатилась череда погромов.
Про это стараются не вспоминать. Но я помню, как по нашей улице шла толпа молодых узбеков с палками. Отец был на службе. Позвонил маме, сказал, чтобы выключила свет и к окнам не подходила. Мне в то время было 14 лет. Такое не забудешь никогда.
До сих пор Светлане иногда снится, как она едет в поезде, который направляется в Россию, и дрожит, опасаясь, что ее семья не доедет.
Фото: Aleksey Smyshlyaev/Global Look Press
Не забыть, как в родном Ташкенте могли кинуть камень за русскую речь, как по вечерам узбеки собирались в компании по 10-15 человек и искали на улице русских.
Им было не важно, девочка это или взрослый мужчина. Они делали, что хотели, ведь никто их не наказывал…
Турки-месхетинцы уехали из Узбекистана, побросав свои дома и нажитое. За ними потянулись русские, в дома и квартиры которых сразу же заселялись узбеки.
Светлана говорит, что юношеские воспоминания долго не давали ей покоя. И вот теперь этот инцидент с мальчиком…
Численность трудовых узбеков в России в 2023 году достигла более 630 тысяч человек. Один из представителей "Русской общины" Анатолий был организатором большого опроса про отношение русских к соседям. По его словам, значительной части опрашиваемых известны ферганские погромы в Узбекистане, а также языковой геноцид русского населения.
Я не ожидал, что многие либо сами на себе испытали гонения со стороны узбеков-радикалов, либо читали об этом или слышали от тех, кто через это прошел.
Ему запомнилась история одной беглянки, наполовину узбечки.
Этой женщине в 90-е пришлось бежать с семьей из Ханабада. Она рассказывала, как бывшие друзья, зная, что она узбечка по отцу, все же перестали с ней здороваться, считая вторым сортом. Чисто русских и турок-месхетинцев фанатики относили к третьему сорту.
Деньги, связи, рычаги влияния
В России узбеки обосновались давно. В стране у них две крупные организации – "Всероссийский конгресс узбеков и узбекистанцев" и национально-культурная автономия "Узбеки России". Есть еще "Узбеки Москвы". Это, кстати, та самая организация, которая в прошлом году обращалась к председателю партии "Единая Россия" Дмитрию Медведеву с предложением на законодательном уровне обязать работодателей обеспечивать своих сотрудников-мигрантов местами для питания.
Фото: Aleksandr Schemlyaev/Russian Look
Узбекские диаспоры есть во всех крупных городах. Они помогают своим соплеменникам с покупкой жилья, оказывают юридическую помощь, могут дать "подъемные" для того, чтобы, к примеру, "купить экзамен по русскому языку или гражданство, а иногда оперативно "решить" сложные вопросы с полицией.
На вопрос, возможно ли интегрировать мигрантов, в том числе из Узбекистана, в российское общество, Анатолий отвечает с сомнением.
Нет, они тесно связаны с диаспорами, которые всегда будут работать на изоляцию мигрантов… Ведь если мигранты будут интегрированы в российское общество, диаспоры потеряют свои деньги, власть и силу.
P.S. Кстати, ту учительницу, которая накинулась на мальчика из-за русского языка, наказали штрафом в 50 тыс. руб. и административным делом. Оказалось, что она еще и работала без документов, а ее большая семья периодически трудится по контракту в России.