"Мы теперь крепостные, на работу выходим больными": В России "бесчеловечный" эксперимент продолжится до 2028 года
Эти люди не могут рассчитывать на отпуск или больничный. Они получают за свой труд по факту, а точнее, как повезёт. Тем не менее имеют хоть какую-то работу. И эту недовольную многомиллионную толпу может кто-то повести за собой? Об этом читайте в материале "Новороссии".
Эти люди не могут рассчитывать на отпуск или больничный. Они получают за свой труд по факту, а точнее, как повезёт. Тем не менее имеют хоть какую-то работу. И эту недовольную многомиллионную толпу может кто-то повести за собой? Об этом читайте в материале "Новороссии".
Тётя-вошингер
Эту пожилую женщину можно встретить возле донецкого "Мотеля". Тетя Маша, как к ней обращаются, за пятьдесят рублей протирает окна автомобилей на стоянке. Она называет себя "вошингером" (от слова "wash" – мыть). Тетя Маша – самозанятая пенсионерка. Говорит, протиркой окон ее вынудила заниматься нужда:
Пенсия маленькая, хотя стаж имею большой. Но не учли 14 лет, которые я отработала на частном предприятии.
На вопрос, почему не добивается в Социальном фонде, чтобы ей зачли эти годы, махнула рукой. С год туда ходила, показывала справку, которую ей выдал работодатель. Но ей сказали, что полагается еще копия из архива, который якобы вывезен в Авдеевку сотрудниками украинского пенсионного фонда:
Была я там: сгорел архив, ничего не нашли. Не одна я такая с урезанной пенсией. Полно людей, которые беженцы с освобожденных территорий, они вообще без пенсии из-за утери документов. А я хоть нашла себе занятие.
Есть еще самозанятые таксисты, репетиторы, дизайнеры, портные, фотографы. В ДНР их очень много. А по всей России самозанятых около 13 млн.
Типичный прекориат
Трудовой договор, трудовая книжка, наличие трудовых прав – все это часто недоступно простому человеку. Эксперты называют прослойку самозанятых термином "прекориат" (от английского precarious – ненадежный). Эти люди не имеют постоянной занятости, социальной защиты и гарантий.
Художник-оформитель Виктория из Донецка – типичный представитель этой прослойки. Нет трудовой книжки. В Советском Союзе художники все были заняты в качестве оформителей на заводах, в погребальных конторах. Устраивало их государство. Но сейчас такого нет.
– Ты платишь налоги?
– Как самозанятая отчитываюсь перед налоговой, перечисляю четыре процента с продажи моих произведений. На выплату по больничному не рассчитываю, вообще у меня нет никаких социальных гарантий.
Вывели из тени
Эксперимент с самозанятостью стартовал в 2019 году, а завершить его планируют в конце 2028 года. По словам экономиста Елены Подгорной, государству нужно было выявить количество людей, которые работали в теневом секторе, и особенно нужно было определить их сферы деятельности.
С ее слов, самозанятость имеет больше минусов, чем плюсов, так как многое зависит от порядочности работодателя:
Он может не заплатить самозанятому, сославшись, что его работа не соответствует заявленной. Трудовой день самозанятого не ограничен законом, он может работать и в выходные, нет оплачиваемых отпусков, больничного, декретного отпуска.
Самозанятые выгодны работодателю, так как за них не нужно отчислять средства в социальный фонд и страховые компании. Но у некоторых работодателей практикуется выплачивать самозанятому сверх заработной платы определенную сумму на налог.
"Мне нравится…"
Ирина Никулина – преподаватель истории в школе, подрабатывает репетиторством. Сейчас она решила, что выгоднее быть только самозанятой:
Вышла на пенсию, проработав 45 лет. Взяла в школе полставки, но со здоровьем проблемы, поэтому решила лучше отправиться в свободное плаванье, уволилась.
Педагог считает, что появление самозанятых – благо для тех, кто не хочет быть привязан к режиму на работе. Человек сам планирует, когда ему работать и сколько.
Таксист Игорь Кулешов тоже самозанятый. Недавно таксопарк, где он работал, перевел своих сотрудников на такую форму. Люди недовольны. Работы не уменьшилось, а хлопот стало больше:
Если раньше я мог рассчитывать на прибавку к пенсии, сейчас этого нет. Хорошо, что я имею горячий стаж, заработанный еще в советское время. А так был бы нищим без пенсии.
Со слов Игоря, его коллеги будут без пенсии, если останутся самозанятыми.
Деваться нам некуда. Мы стали крепостными. И нормально заработать здоровья не хватит, ведь трудимся по 12 часов и часто без выходных. Раньше заболел – пошел на больничный, а сейчас и больным выходишь в рейс.
Скрытая угроза
Самозанятые не могут объединяться в профсоюзы. Юрист Ирина Бережная говорит, что если и есть независимые профсоюзы, например у адвокатов, которые фактически тоже самозанятые, властями это не сильно приветствуется и даже может пресекаться:
Это страх перед солидаризацией трудящихся. Представляете, как выгодно иметь миллионы самозанятых, бесправных, которые вынуждены трудиться ради куска хлеба.
Кусок этот может быть довольно жирным у адвокатов, дизайнеров одежды. Но большое количество самозанятых в стране таит в себе угрозу неуправляемых социальных взрывов:
Это очень вероятно, если их кто-то поведет на улицы. Я думаю, власти это понимают…
А пока в России продолжается "бесчеловечный" эксперимент.