"Мы встали за то, что мы русские": Война глазами полковника ДНР из народа
Полковник Народной милиции ДНР Сергей Попов с позывным Длинный рассказал о своем боевом пути и об обычных людях, которые все эти годы продолжают защищать Донбасс.
До украинского конфликта Сергей Попов не проходил армейскую службу, не относился к силовым структурам. Он работал автослесарем, строил свои планы, жил обычной мирной жизнью… До тех пор, пока в его дом не пришла война. Уже тогда понимая всю серьезность ситуации и неизбежность большого противостояния, он взял в руки оружие, встал на защиту Родины и практически с азов стал осваивать новое для себя дело — военное.
О том, как все начиналось
"В армии не служил, кадровым офицером не был и ни к каким структурам не принадлежал. Всему пришлось учиться «на бегу». Мы из обычных шахтеров и слесарей стали военнослужащими, на защиту своего края, потому что знаем, что за нами наши дома, наши семьи, дети и старики.
Когда начались первые беспорядки — от телевизора не отлипал. С одной стороны был показан пятый украинский телеканал, где якобы разгоняли детей, но другие каналы показывали, как жгли «Беркут», ребят из нашей Донецкой области и со всей Украины, которые исполняли свой долг, пытались навести порядок, но им не дали. Уже тогда было понятно, что будет большое противостояние, это было предсказуемо.
Поначалу не было мыслей о том, чтобы взять в руки оружие, но уже к февралю месяцу организовалась своя самооборона. Все произошло само собой, когда пошли первые танки, БТРы, мы уже понимали, что нас будут просто ломать", — вспоминает Сергей.
О защитниках республики
Русский народ он сравнивает с медведем в берлоге, которого лучше будить, потому что убежать будет очень трудно. Так получилось в 2014-м в Донбассе, вспоминает Сергей.
"Поднялись все. Мы шли и понимали, на что идем, понимали, что, возможно, погибнем, уже были первые потери. Это все-таки какая-то натура. Нас очень долго раскачивали, но, как говорят русские, "нас очень долго раскачивать, но если раскачать, то это как разбудить медведя в берлоге: если ты его уже разбудил, то убежать будет очень трудно". Так и здесь получается, что просто разбудили народ, очень жестко разбудили. Первые обстрелы градами, погибшие дети, Славянск… Уже после него было понятно, что будет дальше. Люди шли с энтузиазмом защищать свой город, шла не только молодежь, шли и дедушки, и женщины, все шли. У кого-то в первые дни при обстрелах погибли мужья, женщины просто шли мстить", — рассказал полковник.
Он также вспомнил первые удары украинской артиллерии по мирным кварталам Донбасса.
"27 числа ударили "Грады". Мы находились тогда уже в городе, начали привозить первых раненых. Я дал своим ребятам приказ садиться в машины, разъезжаться по городу и вывозить раненых по больницам. Обстрел был очень мощный, это был не один пакет, и не два, и не три, это были до десятка пакетов. Раненных и погибших было очень много именно среди мирного населения. Это были женщины, старики, дети.
Мы на тот момент двигались по улице Ленина, нас тормознули и сказали не ехать туда, потому что там идет очень сильный обстрел. Мы спустились по Гагарина, выехали на проспект Победы, и я обратил внимание, что "Грады" ложатся по всей улице. Приняли решение ехать туда, потому что понимали, что там люди", — вспоминает он.
Это произошло в Горловке. Никто в мирном городе не был готов к такому варварскому удару украинских боевиков, продолжает Сергей.
"Мы подъехали и увидели первые жертвы и попадания. Начали тушить все, тормозить машины, вызывать скорые, грузить тех, кого еще можно было спасти. Ремни и шнурки шли на перетягивание рук и ног раненым. Потом переехали на сквер Коммунаров, где была наша пресловутая Горловская Мадонна"…
Горловская Мадонна — имя, под которым стала известна 23-летняя жительница города Горловка Кристина Жук, погибшая вместе с 10-месячной дочерью Кирой, которую она держала на руках, во время обстрела Горловки украинскими войсками.
О работе на фронте
Офицерский состав ВФУ не бывает на передовой, предпочитая "воевать" в штабах. Так было в 2014 году, так происходит и сейчас, говорит полковник ДНР.
"Так как у нас было ограниченное количество боеприпасов, то бить приходилось точно. Эти наши точные удары повергли их в панику. Они не понимали, что делать и куда бежать, потому что их руководство никогда не находились и не находятся со своим личным составом.
Захватили порядка 15 единиц техники и боеприпасы. Вот оттуда все и пошло. Мы просто зашли к ним на позиции и нашли орудия, которые прямой наводкой били именно по городу. Это все было настолько бездарно, потому что все орудия, даже те, что предназначены против техники, были повернуты к городу. Что-то они даже не применили, потому что оно вмерзло в землю и его не смогли развернуть, поэтому они и бросали все и убегали", — оценил он действия противника.
О полезных трофеях
На фронте тогда еще неопытному в военном деле Сергею и его товарищам помогли навыки мирной профессии автослесаря.
"Я сам был автослесарем, занимался этим 20 лет. У нас есть ребята с высшим образованием в этой сфере. Украинские власти говорят, что тут одни алкоголики, наркоманы и так далее, нет, здесь люди с высшим образованием.
Они любят технику, потому что это их техника, которая помогает защищать их дом, их детей и их город. Ребята остаются со мной с 2014 года, даже те, кто не служил. Они были готовы учиться, чтобы защищать свой дом.
В основном вся техника добыта в боях. Это трофеи из Углегорска, Дебальцево, Озеряновки, Михайловки, отовсюду, где шли ожесточенные бои. Люди занимаются ей, они на сто процентов готовы исполнять свою задачу и идти вперед", — отметил полковник.
О современных событиях
Сергей считает украинский конфликт проектом США, который приведен в действие, чтобы ослабить Россию. По его мнению, украинцев просто использовали, пообещав сладкую жизнь.
"Конфликт продолжается, люди продолжают гибнуть. Чем дальше, тем больше мы начинаем ненавидеть друг друга. Надо заканчивать эту войну, этот большой американский проект того, чтобы подобраться ближе к России.
Ну а мы здесь в Донбассе встали за то, что мы русские. Просто русские. Мы не захотели плясать под ту дудку, брать эти кредиты. Всем пообещали сладкую жизнь, но все оказалось еще хуже. Есть одна пословица: разделяй и властвуй. Сейчас так и сделали. Надо заканчивать эту войну и пересматривать приоритеты, потому что между нами сеют раздор. Между Россией, Белоруссией, Казахстаном и остальными странами", — считает он.
Сила многонационального русского народа — в единении, добавил полковник.
"Был раньше огромный СССР и нам, скорее всего, надо объединяться обратно. Тогда мы, наверное, будем жить лучше, смелее, воплощать свои планы на жизнь.
Если я покину ряды нашей доблестной армии, то есть ребята, которые продолжат мой путь и все-таки добьются тех вершин, которых надо добиться. Некоторые из них станут героями своего Отечества, своей Республики и попробуют воплотить в жизнь тот большой и дружный союз многих стран".
Подготовила Александра Иванченко по материалам проекта Министерства информации ДНР "Не братья"