На волосок от смерти. Три случая на фронте

Коллега по перу задал несколько вопросов мне, добровольцу-журналисту на полях спецоперации Z. Чего я ожидал от войны, и что было самым пугающим. К сожалению, сразу не нашёлся, что ему ответить. Пришлось потратить несколько суток, обдумывая сложные темы.

Коллега по перу задал несколько вопросов мне, добровольцу-журналисту на полях спецоперации Z. Чего я ожидал от войны, и что было самым пугающим. К сожалению, сразу не нашёлся, что ему ответить. Пришлось потратить несколько суток, обдумывая сложные темы.

Во-первых, я уже принимал участие в боевых действиях, что подразумевает знание и более-менее реальное понимание того, чего стоит ожидать от войны. Во-вторых, реально пугающей ситуацией во время постоянных стрессовых обстоятельств может стать, что угодно. В частности, страшнее всего мне стало не под свистящими снарядами, а в тот момент, когда местный кот, совершенно не соблюдая ночной режим тишины, начал ломиться ко мне, как стадо слонов или диверсионная группа украинской армии, о чем я и подумал в тот момент.

Однако расскажу три реальных случая, когда смерть была действительно близко, а некоторые из моих сослуживцев искренне боялись происходящего.

Геройство как необходимость

Южное направление, первый день прорыва, питстоп на одном из перевалочных пунктов. Машины, под завязку загруженные боекомплектом. Наконец-то появилась возможность размять ноги. Недолго думая, весь личный состав высыпался из Уралов и Камазов.

Однако расслабиться нам не дали. Неподалеку, на расстоянии метров 200 от нас, послышались регулярные разрывы снарядов от вражеского миномета калибром 120-мм. Командование приказало нам убраться подальше в низину, которая представляла из себя какое-никакое укрытие. Местом "отдыха" стала балка, где присутствовало порядочное количество мусора. Поэтому шли мы туда под весёлое улюлюкание. Однако, когда шутки о мусоре и свалке достигли своего апогея, огонь вражеской артиллерии перенесся к нам гораздо ближе, и ко мне в углубление в земле неожиданно вжались несколько человек.

Это был первый обстрел, когда наш коллектив стал по-настоящему слаживаться. Точка невозврата, когда мы смогли увидеть, кто и как будет вести себя в очень сложных условиях. Место и время, которые наконец-то напомнили каждому из нас о том, что путь нашего следования не имеет ничего общего с пикниками. Что касается меня, профессиональная деформация заставила ухитриться в этот момент записать несколько видео для будущей документалки.

Занятая экс-украинская деревня. Наконец-то появилось время для отдыха, расчёт прилёг на кровати, чтобы отдохнуть от физических нагрузок, которые стали нашими спутниками на протяжении суток. 15 минут – ровно столько я успел пролежать на кровати, прежде чем по нам открыли огонь несколько вражеских танков. Я уже писал об этом, но напомню ещё раз: двери помещения, в котором мы находились, выходили аккурат в сторону разрывающихся снарядов. В "ангаре" нас находилось много, порядка 40 человек. Поэтому во время перебежек от укрытия к укрытию расчёт нашего орудия немного потерял друг друга.

После этого случая лично для меня стало окончательно ясно, кто покинет мой расчёт первым. Догадки оказались верны. Сейчас этот человек в тылу, помогает тем, чем может, но уже оттуда. Из забавного отмечу, что во время этого инцидента, когда, не особо обращая внимание на продолжающийся обстрел, я бегал по огромной территории в поисках заблудших людей из своего расчёта, самостоятельно решивший прийти на войну молодой парень отвёл меня в сторонку и произнёс: "Ты настоящий воин и герой". Мои попытки объяснить ему, что моё поведение – не более чем необходимость, оказались тщетными. Он так и остался при своём мнении.

На пределе возможностей

Новые "горячие" позиции, новые русские территории. Установка двух орудий практически на асфальте во время серьёзного обстрела со стороны врага. Копательную работу прервало громкое гудение над головами – РСЗО "Град". Все живы и здоровы, но большинство спряталось быстрее, чем упал первый снаряд. Однако человек 5 успели посмотреть на эту разрывающуюся красоту со стороны – эти быстро сообразили, что летит в пехоту, а не в нас. После произошедшего инженерные работы по выкапыванию укрытий перешли на новый уровень, несколько ускорившись. Как позже сказал мне мой коллега по оружию: "Окоп даёт ощущение спокойствия. Я не расслабился, пока не выкопал окоп в полный рост".

Вывод предельно ясен. Когда людям страшно, для сохранения своей жизни они готовы прикладывать физические усилия на пределе своих возможностей.

Его второе имя

Ночь, опасное направление, опасный пост, я нахожусь с двумя командирами на поверхности. Выстрел со стороны врага, резкий свист, крик командира "Ложись". Периферическим зрением вижу место разрыва снаряда, а где-то на задворках сознания успеваю прийти к выводу, что это танк, и в укрытие нужно как можно быстрее. Отмечу, что ночью на вражеской территории фонариком пользоваться не принято. Из-за полного отсутствия освещения и очень тёмной ночи во время рывка с поверхности в окоп умудрился поскользнуться на земляных ступеньках и шмякнуться на дно окопа лицом вниз. На такое не жалуются, ведь следующий разрыв снаряда я встретил максимально ниже уровня земли.

Выстрелов нет. Неожиданно понял, что с нами не хватает моего командира орудия. Выбежал на поверхность, с истеричными нотками в голосе выкликиваю на всю округу его позывной. Боец жив, а удача – его второе имя. В кромешной темноте он умудрился найти вход во второе, недоделанное укрытие, куда можно было и при свете дня забраться, лишь согнувшись в три погибели. Выводов не будет, все присутствующие имеют колоссальный боевой опыт и после произошедшего моментально начали травить байки. Однако было приятно, что уже спустя минут 5 после обстрела несколько наших сослуживцев, совершив серьёзный марш-бросок сквозь слякоть и грязь, прибежали узнать, целы ли мы.

Надеюсь, мне удалось передать хотя бы часть выводов и спектра эмоций, которые испытывают бойцы во время выполнения боевых задач по освобождению русских земель и денацификации государства, пока ещё именуемого Украиной. Хотя, на мой взгляд, полностью понять и прочувствовать всё это можно, лишь находясь в строю со своими братьями по оружию.

Автор: Станислав Варг

Новости партнеров