"Нацизм, доведенный до животного уровня": Сергей Черняховский о 80-летии трагедии в Хатыни
Деревня Хатынь стала символом трагедии белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Хатынь находилась в 54 километрах к северо-западу от Минска. Всех жителей Хатыни гитлеровцы и их подручные из 118-го украинского батальона охранной полиции 22 марта 1943 года согнали в большой колхозный сарай и сожгли заживо. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей.
Во времена СССР, по официальной версии, ответственность за этот акт геноцида возлагалась на гитлеровцев, участие в нем украинских карателей замалчивалось. Что же касается украинского 118-й полицейского батальона, он был сформирован на основе парамилитарного формирования – украинских националистов, созданного в июле 1941 года и участвовавшего в массовых расстрелах евреев в Бабьем Яру. Оценку событий 80-летней давности, а также связь со временами сегодняшними в беседе с Новороссией дал доктор политических наук, политолог и публицист Сергей Черняховский.
"В основе тех событий, конечно же, лежали гитлеровские планы, приказы и решения. Здесь было два вытекающих момента. В определенных случаях на наиболее кровавые действия сознательно направлялись местные нацисты, как на "черную работу", которой немцы не всегда хотели себя пачкать.
Для немецких фашистов большое значение имела точность выполнения приказа – сказали жечь, значит, жечь. А для прибалтийских нацистов приказали жечь, значит, предоставили возможность поглумиться и получить удовольствие от того, что они будут издеваться. Там такой механизм: без эмоций сделать работу от и до, а здесь - получить наслаждение", — высказал свое мнение политолог.
Собеседник агентства отмечает, что в истории и практике местный нацизм (польский, венгерский, украинский, прибалтийский и так далее) всегда оказывался более зверским, чем, например, итальянский или немецкий. И это может говорить о разном.
"Очевидно, что в нем отражался общекультурный уровень общества, четко отражалось то, что Германия пыталась так или иначе апеллировать и позиционировать себя как "Рабочая партия", что, может, и было некоторым ограничителем.
Но вот украинский национализм – это звериный оскал. Украинский и крымско-татарский нацизм – это когда порой эсэсовцы выдвигали свои отряды зачищать многоместное население от местных нацистов. То, что было и на территории Украины, и на территории Белоруссии, то, что творили украинские и западенские нацисты — это было зверством, доходящим до животного уровня.
Сейчас они не столько преемники того "гитлеровского" нацизма (хоть они и присягают ему на определенную верность), сколько старого — западно-украинского. Если сравнить состояние Украины при Порошенко и Зеленском, а Германию - при Гитлере, то здесь просто злобная карикатура. Поэтому договариваться с ними нельзя, их надо уничтожать", — резюмировал Сергей Черняховский.
Подготовил Александр ИВАЩЕНКО
Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия