Народ или масса: Почему в Баку не ходят с армянскими флагами, а азербайджанские певцы не извиняются перед Арменией
Знаковые конфликты на постсоветском пространстве произошли в одну эпоху, по до боли схожим сценариям: отделение национальных окраин на волне ксенофобского национализма; образование представителями государствообразующего народа, не желающих мириться с дискриминацией, непризнанных республик; затяжные
Знаковые конфликты на постсоветском пространстве произошли в одну эпоху, по до боли схожим сценариям: отделение национальных окраин на волне ксенофобского национализма; образование представителями государствообразующего народа, не желающих мириться с дискриминацией, непризнанных республик; затяжные войны. Но если представители других народов вышли после этих историй сплоченными, то русские, однажды накинув на себя серую тужурку интернационального политрука, в охотку продолжают жить в ущерб себе и своим национальным интересам.
Россия как мачеха русским
Интернет, как та лакмусовая бумага, реагирует на все знаковые и не очень события в мире неподдельной реакцией людей находящихся в эпицентре и около. Так на днях спортивный журналист и один из лидеров фанатского околофутбольного движения ЦСКА Андрей Малосолов вспомнил сентябрь 2014 года. С фотографиями вспомнил.
«Порядка сорока футбольных фанатов разных московских клубов стихийно собрались противостоять маршу либералов во главе с живым ещё тогда Немцовым, который, по сути, был акцией поддержки Украины в ее борьбе с Донбассом, — написал Малосолов. — Собрались болельщики клубов, которые в фанатской жизни терпеть не могли друг друга, но объединённые стремлением поддержать народ Донбасса, русских людей. Нас никто не ангажировал, никто не платил нам, мы собрались по воле совести. «Сорок нормальных москвичей» противопоставили себя десяткам сторонников Немцова, где в одних колонах оказались либералы, коммунисты, лгбт сообщества, Антифа, панки, странные ДБ с имперскими флагами и маргинальные обыватели. Такой концентрированной ненависти как тогда, я не ощущал ни на одном выезде за ЦСКА! Разъярённые тем, что где-то звучит другое мнение и заряды про Донбасс, люди со светлыми лицами кидались на нас, кричали оскорбления, показывали свои плакатики с грозными лицами».
На секундочку, речь в воспоминаниях идет о Москве. Которая, несмотря на десятилетия навязываемых столице мантр о центре «дружбонародности» и интернационализма, подсознательно воспринимается все-таки как столица Русского мира, русской цивилизации. И вот эта столица из всего многотысячного оруще-кипящего и перманентно бьющего физиономии в кровь околофутбольного фанатского сообщества сумела выдавить из себя только четыре десятка человек. И одновременно с легкостью выпустить на улицы тысячи под украинскими флагами, пышущих ненавистью ко всему русскому. И речь идет только об одном эпизоде.
А еще вспоминаются многочисленные «русские националисты» открыто поддержавшие укронацистов в борьбе с «ватниками», российские либералы лившие крокодиловые слезы по Савченко и Сенцову, дюжина работающих в России СМИ, агитирующих и продолжающих агитировать за Киев против Донецка и Луганска, «русские рокеры», спевшие «Русская весна, пошла она на…», «Прости нас, Украина» и обнимавшиеся с Геращенко.
А также российский бюрократический ад, пачками принимавший в гражданство РФ киргизов, в том числе, и с откровенно криминальным бэкграундом, впоследствии насиловавших, грабивших и убивавших «старых россиян». И узбеков принимавший пачками, в том числе, и замеченным в симпатиях к разным сортам исламизма и впоследствии либо совершивших, либо пытавшихся совершить теракты на территории нашей страны. Но при этом методично отказывавший в том же политэмигрантам из Новороссии, в том числе и тем, кто выходили с русскими триколорами на улицы Одессы, Николаева, Харькова; и беженцам от войны в Донбассе, в том числе и воевавшим за право Донбасса оставаться русским. А также сдававший ополченцев по запросам постсоветских сатрапий.
Наконец, показательно, что за семь лет конфликта, пока укро-кинематограф лепит поделки про воинов света, как галушки с пылу, с жару, в России сняли всего один полноценный фильм об этой войне, да и тот утопили в «фи!» коллективного Антона Долина. И никто и не поморщился.
Эти странные патриоты
И вот пришло время очередного витка затяжного армяно-азербайджанского конфликта. Конфликта на сей раз вылившегося в полноценную войну. И что мы наблюдаем? Может быть, тысячи оппозиционно настроенных армян, вышагивающих по Еревану с азербайджанскими флагами? Нет. Или азербайджанских певцов, выдающих на-гора хиты «Карабах — да пошел он нах!», «Прости нас, Армения», гастролирующих в Армении и обнимающихся на фотоотчетах в фейсбуках с местными пропагандистами? Удивительно (для среднестатистического россиянина), но тоже нет. В конце концов, наверняка Армения выдала по запросу Азербайджана карабахских ополченцев посмевших стрелять в военных признанного мировым сообществом государства Азербайджан? Не было такого. А что было?
«Дорогие друзья, весь день слежу с тревогой за новостями — на наших глазах убивают мирных людей, — пишет в инстаграм российский комик Михаил Галустян. — Опять ВОЙНА! И вновь агрессивные действия властей Азербайджана против армянского населения, и вновь подо лживым лозунгом каких-то ответных мер и контратак. Дураков нет. Это хорошо подготовленная война, всем и так все понятно. Гибнут люди, мирные граждане, просто ужас… Турция открыто (и даже уже не стесняясь) поддерживает эту войну! Остановите войну. Мы против войны!».
«Мы — азербайджанцы, уже тридцать лет горим желанием вернуть свои земли, — написал, в свою очередь, турецкий легкоатлет Рамиль Гулиев. — Сейчас мы пользуемся своим правом. Это правое дело. Дай Бог, этот путь станет победным для нашей страны. Карабах наш, Карабах — это Азербайджан. В одном теле два сердца, слава Турции и Азербайджану!».
«Мы молимся о том, чтобы храбрые мужчины и женщины защитили Арцах и Армению, — заявила звезда американских реалити-шоу Ким Кардашьян. — Новости вводят в заблуждение — там нет никакого «столкновения». Армения стала жертвой ничем не обоснованного нападения со стороны Азербайджана!».
«Хоть я вдали от тебя, мое сердце всегда с тобой — мой Азербайджан!», — отозвался на конфликт солист российского Большого театра Эльчин Азизов.
Я специально в качестве примера взял представителей диаспоры, живущих за пределами своих стран. Ну, казалось бы, чего их должен волновать какой-то Карабах-Арцах? Когда карьера в других странах вполне себе сложилась? Подобным образом, например, думают многие известные россияне, которые очень переживают потерю возможности гастролировать по Украине, а с гастролями в Донецк и Луганск — ни ногой. Но нет, подавляющее большинство представителей диаспор высказались в пользу своих воюющих отечеств: армяне — за Армению, азербайджанцы, соответственно за Карабах.
Нет, в Европе, конечно, прошли несколько немногочисленных совместных армяно-азербайджанских акций против войны. Плюс азербайджанский полузащитник испанского «Альбасете» Эдди Исрафилов в ответ на домогательства излишне патриотичного корреспондента одного из азербайджанских спортивных порталов отказался как-то комментировать войну, объяснив это тем, что у него «много друзей армян». За что был заклеймен как ренегат. Да всем известная Маргарита Симоньян в интервью высказалась, что Россия в армяно-азербайджанском конфликте должна блюсти только свои интересы. Хотя еще вопрос, кто что вкладывает в понятие «свои интересы», особенно если вспомнить как еще год назад та же Симоньян вместе с мужем Тиграном Кеосаяном на какой-то из армянских посиделок самозабвенно пели патриотическую песню про то, как древние армяне опять кому-то там накостыляли… Вот, собственно, и все.
И при этом никто, повторимся, никто из известных и медийных представителей этих народов даже не подумал выступить против своей страны или против своей нации. Вне зависимости от того кто бы ни стоял у власти в Армении (ожесточенная борьба политических кланов за власть —отличительная черта этой страны) или в Азербайджане (два десятилетия у власти клана Алиевых точно демократией не назовешь). Вне зависимости от того насколько сложной и запутанной не была бы история Карабаха и неоднозначным ответ на вопрос: «Чей Карабах?». Вне зависимости от экономического состояния каждого из государств (Армения на фоне Азербайджана выглядит очень бедной барышней рядом с лоснящимся магнатом, но это никак не влияет на уровень армянского патриотизма). То есть вне зависимости от всех этих условностей, которые позволяют российским (русскими их назвать без кавычек все-таки как-то очень сложно) либералам, националистам, левакам найти повод, чтобы поддержать русофобскую Украину и одобрить процесс истребления всего русского в Донбассе и в Новороссии. А заодно в Прибалтике, Казахстане, Средней Азии. И далее везде.
Откуда это в наших соотечественниках? Во многих из них, откуда? Когда завелось? С того ли момента как некогда ясные князья, лишившись бород, отучились поститься в Великий Пост, но научились носить чулки и заводить фавориток? Или когда сиятельные дворяне, забыв родной «язык простолюдинов» завели моду не только изъясняться, но писать и думать по-французски? Или когда курсистки и студенты стали слать поздравительные телеграммы японскому микадо в честь победы над своей страной? Или когда во имя всемирной революции лезли брататься с напавшим на Россию врагом, обрушивая фронт? Или когда во имя светлого будущего рушили и оскверняли храмы и высылали за рубеж цвет русской мысли? Когда, наконец, ради джинсов, жвачки и колы приветствовали распад страны и поднимали плакатики «За нашу и вашу свободу!»? Когда «американ бой уеду с тобой» и «пора валить» превращали в стратегию жизни? И когда научились воспринимать практически ежедневные смерти соплеменников в Донбассе как статистику.
Задаваться вопросами можно. Задаваться вопросами можно бесконечно. Но лучше все-таки найти смелость и дать сами себе ответ. И стать народом. Как армяне. Как азербайджанцы. Русскими, наконец, стать. Или оставаться массой. Подготавливая жизненное пространство для народов.
Алексей Топоров
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.