Нас ожидает рекордный урожай. Кого за это стоит наказать

Как заявил на открытии российской агропромышленной выставки «Золотая осень 2017» премьер-министр Дмитрий Медведев, в этом году нашу с вами страну ожидает рекордный урожай зерновых. «Минсельхоз уверен, что урожай зерновых и зернобобовых в этом году будет рекордным. По последним данны

Как заявил на открытии российской агропромышленной выставки «Золотая осень 2017» премьер-министр Дмитрий Медведев, в этом году нашу с вами страну ожидает рекордный урожай зерновых.

«Минсельхоз уверен, что урожай зерновых и зернобобовых в этом году будет рекордным. По последним данным, намолочено уже более 126 миллионов тонн зерна, — отметил Дмитрий Анатольевич. — Это не просто больше, чем в прошлом году. По сути, это означает, что мы можем поставить рекорд за последние 100 лет. А что было 100 лет и ранее — мы просто не знаем. Скорее всего, это рекорд вообще за всю историю. Это здорово».

А ранее Дмитрий Анатольевич сообщил, что возглавляемый им лично кабинет министров обязательно постарается сохранить господдержку сельского хозяйства хотя бы на текущем уровне в 242 млрд. рублей.

Ну, вот, что тут можно сказать: если рассуждать в абсолютных цифрах «по валу», то наше сельское хозяйство действительно демонстрирует очень приличную динамику. Не всюду, увы, но в том же растениеводстве — реально просто замечательную.

Более того, специалисты из Национального союза зернопроизводителей и аналитического центра агрорынка «СовЭкон» вообще считают, что только на продажах зерна сельхозпроизводители смогут по результатам текущего года заработать порядка 8 миллиардов долларов США. А министр сельского хозяйства Александр Ткачев так и вообще полагает, что Российская Федерация ни много, ни мало может вернуть в этом году статус мирового лидера по экспорту пшеницы.

И этим можно гордиться, ибо это реально хорошо.

Достаточно сказать, что уже в прошлом 2016 году Россия впервые заработала на продаже зерновых больше, чем на экспорте вооружений, и эта тренд почти наверняка может продолжиться, по крайней мере в текущем 2017 году.

Но есть проблемы.

В частности, несмотря на безусловную и правильную «победу в мировой зерновой войне», мы, к сожалению, вынуждены констатировать, что победа эта для нас традиционно «сырьевая». А глубокую экспортную переработку мы по прежнему доверяем внешним игрокам, в частности той же Турции.

И это — общеизвестный факт.

Но этот «общеизвестный факт» — всего лишь один небольшой пример того, что несмотря на все наши очевидные успехи в сельскохозяйственном производстве, агропромышленный потенциал территории нашей огромной страны даже сейчас, с точки зрения пресловутой «экономики развития», используется в лучшем случае едва ли наполовину.

И отнюдь не случайно весьма консервативно настроенные и не совсем, мягко говоря, «пророссийские» аналитики австралийского агентства Aegic считают, что поставки российской пшеницы в период с 2015-го по 2060 год только за счет экстенсивного развития пахотных земель возрастут на 60%.

И что еще важно: все эти успехи — это успехи земледелия «лантифундистского типа», крупных вертикально-интегрированных холдингов. Развитию малого и среднего бизнеса на земле мешают те же проблемы, что мешают остальному российскому малому и среднему бизнесу. А именно — совершенно чудовищная (хотя, справедливости ради, именно в сельском хозяйстве тут все же попроще) проблема доступа к кредитным ресурсам. Беззащитность малого и среднего предпринимателя перед административным произволом и давлением крупных структур, не всегда, кстати, экономическим.

Словом, повторимся, успехами в этой отрасли гордиться можно, но вот рапортовать — рано. Ибо потенциал развития там настолько выше нынешнего текущего положения дел, что с точки зрения макроэкономического управления есть очень серьезные вопросы: награждать рапортующих или даже совсем немного наоборот.

Дмитрий Лекух

Источник: На линии

Новости партнеров